ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - Слобожанский переплет
Поиск

ОБРАЗ НЕБЕСНОГО МИРА

unnamed876543.jpg«Храм, — читаем в «Настоятельной книге священнослужителя» — (это) преображенный мир грядущего Царствия Божия… Церковь есть земное небо, в котором живет и пребывает преднебесный Бог… Посредством архитектуры храма, созданного человеческими руками, церковь возводит нас к созерцанию вещей не только невидимых, но и не поддающихся никакому прямому выражению».
«Важнейшая особенность православного храма, — читаем в справочнике, изданном Московской Патриархией в 1980 г.  – состоит в том, что он никогда не создавался по побуждениям внешним, чисто эстетическим. Высокое назначение храма, его духовность, выраженные в богослужениях, святых таинствах, обрядах, в священных предметах, — вот что определяло во все времена его внешний вид и содержание».

НЕ МОЖЕТ БЫТЬ!

3456789023456789456.jpgИменно такой возглас вырывается из уст практически всех здравомыслящих людей живущих на Слобожанщине.
Что же удивляет и что затрагивает ум и сердце, давно уже информационно перенасыщенных наших земляков?
На нашей земле более двух столетий действует Харьковский государственный университет им. Каразина.
Эта высшая школа всегда была источником знаний для многих поколений земляков и гостей из других стран. При этом университете существует и факультет фундаментальной медицины, возглавляемый профессором Яблучанским Н.И.

ДЕЛА ВЕРЫ

fb_Kuznecoff11.jpgВ этом году исполняется 120 лет со дня рождения выдающегося промышленника и мецената конца ХIХ, начала ХХ века Матвея Сидоровича Кузнецова (2.08.1847 — 8.02.1911).
Династия фарфоропромышленников Кузнецовых по своей конфессиональной ориентации принадлежала к русскому старообрядчеству белокриницкого согласия.
Никоновские реформы 1666 г. привели к расколу в русской православной церкви, «внесли сумятицу в умы и ожесточение». Более двух с половиной столетий старообрядцы испытывали на себе репрессивные меры. Петр I считал, что старообрядцы «мешают реформировать общественную жизнь на европейский манер». Но именно при нем разрешено жить в городах и селениях, торговать, хотя их облагали массой дополнительных штрафов и налогов, а «незаписных» староверов могли сослать на каторгу.

ДОКУМЕНТ ИСТОРИИ

1309929717_1.jpgВ Государственном архиве Харьковской области находится приказ обер-бургомистра Харькова проф. О. Крамаренко от 9 марта 1942 года.
«П’ятий мiсяць уже над вiльним мiстом поруч з переможним Германським прапором майорить наш рiдний жовто-блакитний український прапор як символ нового життя, нового вiдродження нашої неньки-батькiвщини. Але, на великий жаль i сором до всiх нас, українцiв, ще й досi залишається де-не-де ганебна бiльшовицька спадщина.

ПАМЯТЬ И ПАМЯТНИК ДИКТАТОРУ

pilsud_gebbels.jpgПан Пилсудский — первый руководитель возрожденной Польши — был студентом Харьковского университета. На этом основании польская община Харькова предлагает учредить в его честь мемориальную доску.
Нужен ли в Харькове такой памятный знак тому, кто хотел расчленить Россию, сделать Украину вассалом Польши, называл Харьков паршивым городом, а время, проведенное в нем паскудным?
Об этом знают харьковские апологеты Пилсудского. Знают, не могут не знать, но старательно обходят.

ЧУГУЕВСКИЕ ЮНКЕРА В БЕЛОМ ДВИЖЕНИИ

27508719.jpgРусский офицерский корпус на протяжении более чем двух столетий объединял все лучшее, что было в стране, и служил опорой российской государственности.
За годы Первой мировой войны кадровый состав русской армии, по выражению одного из современников, сгорел, "как солома, брошенная в пылающий костер". К концу 1916 г. во многих пехотных полках служили по 1-2 кадровых офицера, так что от довоенного офицерского корпуса (кроме кавалерии и артиллерии) мало что осталось.

ДАЛЕКОЕ-БЛИЗКОЕ

p1050584_novyy_razmer-45895.jpgЧугуевские и харьковские краеведы не обратили внимания знаменательную дату общей для нас российской истории. В сентябре 2003 года далекая приморская Чугуевка отметила свое столетие.
Практически Чугуевка нам известна по действительному или придуманному эпизоду. Вроде бы памятник Репину, украшающему ныне сквер в Чугуеве, первоначально заслали было в Чугуевку. Затем возвратили. Но вспоминает ли
о нас Чугуевка?
«Через горы, реки и долины...»
Переселения были всегда. Переселялись отдельные этносы и союзы племен, социальные группы и отдельные семьи. Искали приключения романтики и авантюристы.
Марксисты сводили переселения (или выводили их) из экономических и социальных обстоятельств.

КНЯЖЕСКАЯ «ВИЗИТКА»

110491870.jpgСледы легендарного похода Владимира Мономаха археологи нашли под Харьковом
Иголка из стога сена
Самые удачные находки часто совершаются случайно. А еще говорят, много зависит от удачливости того, кто ищет. Научного сотрудника археологической лаборатории Харьковского государственного педагогического университета им. Г.С.Сковороды Геннадия Свистуна в этом отношении определенно можно назвать везунчиком. Не прошло и трех месяцев с тех пор, как возглавляемая им экспедиция буквально в одной «яме» в Чугуеве обнаружила остатки казацкой крепости и средневекового городища.

Невероятные приключения итальянцев на Слобожанщине

og_og_1612975172217535433.jpgЗагадочный документ
Непременная смена нескольких эпох на протяжении одной человеческой жизни всегда глубоко трогала людей. Как бы много документов ни лежало сегодня в государственных архивах — нельзя поручиться, что тот документ, который лежит в вашем доме, не окажется впоследствии особенно сильным стимулом к раскрытию неизвестных событий. Возможно, что этот разговор о судьбе страны, отразившейся в судьбе отдельно взятой семьи, заинтересует читателя.
Личные архивы связаны с непредсказуемой человеческой судьбой, с перипетиями частной жизни. Петр Владимирович Депарма — человек, собственный скромный опыт которого ничем его не выдвинул из бесчисленных шеренг рядовых современников, хотя его судьба запечатлела крутые повороты истории.

ТАЙНА ЗМИЕВЫХ ВАЛОВ

10e5e04a8dd9478b93b9b5dccdd469248_506.jpgЗмиевы валы загадочный памятник военной и этнической истории Поднепровья.
Никто не знает кем, когда и для чего они созданы. Кто, когда и почему «наградил» их таким прозвищем...
Ныне Змиевы валы почти исчезли, интерес к ним угас, но право на внимание остается за нами.
Неразгаданная загадка
Змиевы валы, лучше сказать то, что от них осталось, «заметили» со второй половины 19 века. Они описаны, нанесены на карты, сведения о них не собраны воедино и не обобщены. Не по этой ли причине остается место для появления всяческих домыслов и фантазий?
Сегодня Змиевы валы иногда упоминаются в справочной литературе, в работах по фольклору, но, насколько нам известно, не становятся предметом специального исследования.
Между тем, если теперь иные знатоки «протягивают» историю Украины и ее этнографию, по меньшей мере, до 7-го тысячелетия до н. э., то Змиевы валы оказались бы для таких знатоков «пищей богов».

СЛОБОЖАНСКИЙ ПЕРЕПЛЕТ (продолжение)

images-0987656787654.jpg(Продолжение, начало в № 4)
Разрядная книга за разные годы подробно живописует жизнь и быт таких сторож и станичников.
«Да и Бела ж города с весны... стоят на сторожах... всего 64 человека. А съезжают от Белгорода до урочища и назад до Белгорода в 8 ден. Да разъезжих на обе сакмы на изюмскую сакму и на Журавский шлях 2 станицы по 10 человек... ездят переменяясь».
«На белгородских станичников напали на реке Осколе вольные черкасы побивают, станичные кони и ружья грабят».

СЛОБОЖАНСКИЙ ПЕРЕПЛЕТ

2345645656786789890.jpgСегодня белгородская засечная черта как историческая реальность редко даже упоминается нашими историками и краеведами. Между тем, ее роль и значение не подлежат пересмотру. К тому же нынешнее состояние российско-украинских отношений вынуждает освежать воспоминание о ней.
Московская Украина
На рубеже 15 и 16 веков Южная граница Российского государства проходила по широте Тулы. Далее, к югу простирались земли, известные в русских источниках того времени как польские (от слова «поле») Украины («область» — по В. Далю — на краю государства). Другое название таких земель —«дикое поле», или как представление земледельца о не паханной земле, или как заимствование из чужеземных источников. В таком виде — «Дикое поле» — обозначение становится достоянием историографии и художественной литературы.

АЗОВСКИЙ ПОХОД

kozak0956.jpgВ устье Дона стоял город-крепость Азов, захваченный турками. Давно уже он был как бельмо в глазу у Донских казаков, мешал казакам выходить в море и делать набеги на турецкие и крымские берега. Зорко стерегли турки водную дорогу, и немало требовалось удали, чтобы проскочить мимо Азова незамеченным.
Зимой 1638 года собрались казаки на крут и постановили Азов брать. Походным атаманом выбрали Мишку Татаринова, и в день Святого Георгия Победоносца Всевеликое войско Донское выступило в поход.

В Чугуев вернулся Георгиевский праздник

i-61310987654345.jpgСвятой Великомученик Георгий Победоносец издревле считался покровителем русского воинства, орден Святого Георгия был наивысшей наградой в Российской Империи, а день Святого Георгия считался общевоинским праздником, который отмечался во всей Империи вплоть до 1917 года.
В Чугуеве, маленьком провинциальном городке с богатейшими боевыми традициями, праздник отмечался особенно пышно, будучи училищным праздником основанного в этом городе 140 лет назад Чугуевского юнкерского училища. Возродить этот праздник решила харьковская общественная организация «Институт поддержки культурно-исторических традиций».
После почти 100-летнего перерыва 9 декабря 2005 года Чугуев вновь отпраздновал день Святого Георгия.

ОТКУДА РОДОМ КАЗАКИ?

kazaki08678.jpgНе познав своей сути, человек не познает своих потребностей. Точно так же — с народами.
Историческая наука основывается на фактах, выводы же, сделанные при отсутствии фактов — это гипотезы и мифы. Безосновательные выводы лишь подчеркивают их уязвимость и несостоятельность.
Кто же они, черкасы?

Лавры Герострата

imageserdftgyuijokplkj.jpgВ советское время имя Михновского исчезло из истории Харькова и вообще из истории Украины. Остался он на плаву только у диаспоры. Здесь, как подсчитано, только к 70-м годам 20-го века известно о нем около 30 публикаций.
С 90-х годов его имя всплыло и у нас, в Харькове, возобновленной (во время фашистской оккупации города) газете «Нова Україна» (почившей вместе с оккупантами) присвоили имя Михновского.
Мы б ему не уделяли место на газетной полосе, если бы не тревожные симптомы. Врач определяет болезнь, до критической стадии по симптомам.

Чугуев хранит покровитель Романовых

153636_320bhnujiko.jpgЛюбопытно, что Преображенский собор в городе Чугуеве, освященный в 1640 году, имел два придела, один был посвящен Илье пророку, а другой Михаилу Малеину, — ангелу-хранителю царя Михаила Федоровича (Романова), что обеспечивало храму особое покровительство.
Об этом красноречиво свидетельствует царская грамота от 9 февраля 1641 года:

Обитель мудрых дев

01lkjhgf.jpgИздавна существует традиция ставить Божии храмы в самых красивых местах. На Слобожанщине это, как правило, высокий правый берег реки, утопающий в зелени горы, на или под которой стоит храм. Такова Киево-Печерская Лавра, такова Святогорская Лавра, и также под горой стоит Борисоглебская обитель.

СЕКРЕТ ВЕЛИЧИЯ РОССИИ В ЧЕЛОБИТНОЙ ЧУГУЕВСКОГО СТРЕЛЬЦА ЛОГИНКИ МАКАРОВА!

scale_1200.jpgУдивительное сказание о невольниках, освободившихся из турецкой каторги в 1643 году.
Самое тяжелое бедствие, испытанное южно-русским народом в течении его исторической жизни, составляли татарские набеги, мешавшие мирному культурному развитию в течении почти трех столетий. Начавшись со времени Менгли-Гирея во второй половине XV века, набеги эти продолжались до второй половины XVIII столетия.
На рынках Кафы, Очакова и других портовых городов Крымского ханства ежегодно продавались тысячи, иногда десятки тысяч южно-руссов; многие из них развозились как товар по всем рынкам Средиземного моря, обращались в домашнюю прислугу или рабов.

БЕЛЫЕ ПЯТНА СЛОБОЖАНЩИНЫ

poiukygftrdgtgy.jpgМы продолжаем тему заселения слобожанской земли, начатую в пятом номере нашего издания, где речь шла о малоизвестных страницах освоения края с выдержками из документов той эпохи, наиболее наглядно передающих быт и нравы той эпохи.
Льготы поселенцам были немалые. Среди них, помимо наделения землёй, беспошлинное содержание шинков, освобождение от налогов, оброков, денежное довольствие. И одна только обязанность — строить новые города, охранять их вместе с переселенцами великороссами, которые таких льгот не имели — писал историк Багалей.
Привечая гостей так поступает настоящий хозяин, пусть даже и соблюдая свою выгоду. Такой вывод подсказывает неисчислимое множество документов.

Перекличка времен

olkijuhnybgtvf.jpgУдивительное обретение иконы Св. Иоанна Воина.
1985 год, весна. 142 школа г.Харькова в поселке Малиновке Чугуевского р-на проводила «Зарницу». Ребят обязали выкопать траншею. Один из учеников — Володя Рудько орудуя лопатой, наткнулся на деревянный предмет, обошел его со всех сторон и вытащил из земли.
На первый взгляд это был кусок закопченной доски, но привлекло внимание: с одной стороны омегообразная металлическая петля над углублением. Это натолкнуло на мысль, что может быть икона или картина, которая держалась на этой петле. Вытер рукой, отряхнул землю и, отложив в сторону, продолжал работать. Когда возвращались в Харьков, Володя спрятал находку за пояс под рубашку. Дома бросил ее в воду, в ванну, чтобы откисла грязь, потом стиральным порошком и щеткой тщательно потер и положил сушиться.

БЕЛЫЕ ПЯТНА ЗЕМЛИ СЛОБОЖАНСКОЙ

plokijhugftdrsedfghj.jpgСлобожанщина занимает обширную территорию нынешних Харьковской, Сумской, отчасти Донецкой и Луганской областей Украины, Белгородскую, отчасти Курскую и Воронежскую области Российской Федерации.
Обозначение «Слобожанщина»: «Cлободская украйна», «Слободские городы» появляется не раннее конца 16 века.
Историография видит в Слобожанщине названного времени или «степную окраину Московского государства» (Д. Багалей, 1887 г.) или «Слобідську Україну» (он же 1918г.), или ничейную землю, или территорию, извечно принадлежащую Украине. По-разному освещают и ее заселение.
Слобожанщина по Н.Сумцову не более, чем «пустий попереду... край», а песня — задорная и маршевая — ведёт сюда «поважних» хозяев.

Подмосковье на Слобожанщине

plokimjnhgbv.jpgПри празднованиях юбилея города Харькова часто вспоминается история заселения как самого города, так и всей земли Слобожанской.
При этом в последнее время некоторыми историками утверждается, что заселялась земля наша переселенцами с правобережной Украины — Гетманщины, потому-де земля хоть и принадлежала России, но бесспорно украинская.

ПОДЗЕМНЫЙ ХОД ИЗ ХОРОШЕВА В ХАРЬКОВ?

polikujhygbfv.jpgМногие хорошевцы и харьковские краеведы задаются вопросом: «Существовал ли в древние времена подземный ход от Хорошевского Вознесенского монастыря к Благовещенскому кафедральному собору города Харькова?».
По этому поводу в поселке ходит немало слухов и предположений.

КТО ЖЕ СТРОИЛ ХАРЬКОВ ПОДЗЕМНЫЙ?


Пышно о1216899410_0000001495-1beee9fd-6a267cc8-4-5876.jpgтмеченный (насколько позволила фантазия исполнительной власти) юбилей по случаю 350-летия со дня основания Харькова, вызвал естественный всплеск интереса к истории как у жителей города, так и у самих историков. Харьковчанам красиво и настойчиво внедряется в сознание официальная версия основания города и колонизации Слобожанского края.
Чем она устраивает власть и чиновников от науки? Прежде всего — простотой.

Афины на Днепре

images234567654.jpgВторая половина XVIII века, известная в европейской истории как эпоха Просвещения, изменила судьбу земель, находящихся к югу от Слобожанщины.
1770-е — 1790-е годы в Приднепровье обозначились увеличением количества населения, дальнейшим хозяйственным освоением территории, развитием духовной культуры.

Новая власть ввела новую систему управления. В 1774 году территория южнее Слобожанщины была поделена на две губернии: Новороссийскую и Азовскую.

К Новороссийской отошли земли между Бугом и Днепром, а к Азовской — между Днепром и Доном. Сразу после создания Азовской губернии губернатор, «генерал-майор и кавалер» Василий Чертков, начал деятельность по образованию нового губернского города.

ИСТОРИЯ ЛЮБОТИНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

images-8098757453.jpgКогда я первый раз услышал об этой истории, я уже не помню. Со временем в голове осталось только название — «Люботинская республика».
Воображение же дорисовало соответствующую картинку. Украинские козаки в ярких костюмах пристающие к таким же моно национальным девушкам где-то на окраине слобожанского городка. Спев пару песен, о синем небе и жёлтой ниве молодые, взявшись за руки, уходят в ковыль Дикого поля. Реальная история оказалась не такой давней и не менее романтичной.
1905 год. Россия проигрывает войну с Японией. В Петербурге расстреляна мирная колонна рабочих, убито более тысячи человек. Экономический кризис приводит к социальной напряжённости. По крупным промышленным центрам прокатывается волна стачек и забастовок. Призрак революции бродит по империи.
10 октября началась всеобщая забастовка железнодорожников. На 14 число в Харькове был назначен съезд делегатов от всех железных дорог. Прибыв в назначенный день в город, выяснилось, что собраться они не могут. Днём ранее указом Николая II Харьков и Харьковский уезд объявлялись на военном положении.

Иоанн Кронштадтский в Харькове

maxresdefault-3-775x2805657578.jpgИоанна Кронштадского по праву считают величайшим пастырем чудотворцем и пророком, жившим не в столь отдаленную эпоху. Столетие назад вся верующая Россия и жители Харькова исцелялись по его молитвам. На Поместном Соборе Русской Православной церкви 7—8 июня 1990 Праведный Иоанн Кронштадский был причислен к лику святых. Память 20 декабря (2 января).

Лагерь при городе Чугуеве

3456778909.jpgВ прошлом году мы писали о насыщенной событиями военной истории города Чугуева. О том, что столица военных поселений и южный форпост Российской империи, так или иначе, связан со всеми войнами последних трех столетий.

В Советский период мужчины, воины запаса, проходили здесь обязательные военные сборы, и именовались партизанами. Оторвавшись от привычной работы и семейной жизни, они старались заполнить этот временной отрезок незабываемыми походами за самогоном и другими веселыми мероприятиями.

ВОЙНА ЗА БАРАБАШОВСКИЙ РЫНОК ПЕРЕШЛА В ГОРЯЧУЮ ФАЗУ

102559391_466940104129480_3555636595065718198_n.jpgВ Харькове вот уже несколько лет идет борьба за самый большой в Европе Барабашовский рынок. Рынок принадлежит украинскому олигарху и депутату Верховной Рады Александру Фельдману.
Законы на территории Украины, в целом, не особо работают, но территория Барабашовского рынка — это вообще отдельная страна, которая осталась в 90-х.
Борьба между Фельдманом и мэром Харькова Кернесом накаляется и уже приобретает черты настоящей войны.
Городские власти решили положить дорогу, которая объективно необходима городу и которая в генплан Харькова была внесена еще в 1953 году, но на пути оказался разросшийся барабашовский рынок.
Фельдман в этом вопросе на сотрудничество с властью города не пошел и обменялся с мэром города Кернесом «любезностями».

Подземные тайны Захарполиса

098393286578.jpgБытие исторического Харькова таит немало загадок: время основания, язык и значение топонима, где и когда появилось второе название — Захарполис (оно встречается у Григория Сковороды)
Куда провалилась корова?
О подземных ходах в Харькове знали до начала их обследования и первых публикаций. Держались россказни о корове, которая на Сумской провалилась в открывшийся подземный ход.

КАК ХАРЬКОВЦЫ НА КУЛАКАХ БИЛИСЬ

kul1.jpgКулачные бои России -- спорт, искусство, быт. Они - неотъемлемая часть славянской истории. Их роль в воспитании воина-солдата не подлежит сомнению.
Немного истории
Кулачные бои существуют у нас с незапамятных времен. В летописи по Никонову списку читаем: "...Себо не погански ли живем...бо играша уточена, и людей много множество, яко улихати друг друга позоры деюща от беса замышленаго дела".
Кулачные бои известны как игрища в честь богов, как элемент поминального ритуала.
Слово "буй" (кулачный бой) было в древнерусской литературе эпитетом богатыря. Вспомним: "буй-тур" из "Слова о полку Игореве". Оно сохраняется и сегодня, хотя и в сниженном значении "буйный", "буянить".
Церковь решительно выступала против кулачных боев. В 1274 году митрополит Кирилл на соборе во Владимире предложил отлучать от церкви участников кулачных боев и боев палками, а убитых в таких боях не отпевать. Эти правила внесены в Кормчую книгу и служили руководством для духовенства.
Против боев выступил в XV в. митрополит Иона, а в XVI в. митрополит Даниил (1492-1547).

Пасхальные торжества дореволюционного Харькова

b522f48270c478a4b77768466463394a.jpg«Слобожане, — писал профессор Сумцов, — народ православный, и его понимание Пасхи (обычаи, обряды) общее с населением Украины и всего православного люда.
Святая, Великдень, праздник праздников, торжество торжеств утвердил Никейский собор в 325 г. Однако в старой России пасхальные дни были праздником и церковным, и государственным. Естественно, что газеты (в том числе харьковские) отводят Пасхе видное место: статьи, рассказы, стихи. Сейчас мы поговорим не о религиозной, а об обрядовой, бытовой стороне православного Воскресения.
«Местный колорит, главным образом, в области примет, суеверий, фольклора».
Ходили в гости, собирались компаниями («складки»), посещали кабак: «До церкви близько та слизько, до кабака далеко та легко» Устраивали качели. К ним сходились и стар, и млад.

АНОНИМКОЙ ПО МЕЧТЕ О НЕБЕ

old-aerostat-or-hot-air-balloon-vintage-illustration-400-70745.jpgНа нынешние праздники в Харьков приехал лунопарк, а на каких аттракционах развлекались наши соотечественники в ХIX веке. В госархиве Харьковской области сохранилось дело, которое может пролить свет на увлечения наших предков. Увлечения изменились по форме, а по сути остались прежними, кто-то превозмогая страх и предопределенность ползать (см. «Буревестник» М. Горького), стремился ввысь, а кто-то, неспособный к риску, утолял свою печаль анонимками на выскочек.
Тема прям таки вечная, вспомните, «Чайку» Ричарда Баха, когда стая убеждала птицу, отважившуюся на дерзкий полет, что это неправильно и излишне, так как чайка живет, чтобы искать пропитание.
«Дело» состоит из четырех листов — анонимного обращения к «рентору» университета и такого же — к «Харьковскому господину полициймейстеру». Тексты аналогичны и по содержанию и по оформлению. В текстах много исправлений. Поэтому они или черновики или плод минутного рвения анонима. Еще бы! Ведь перед нами верноподданническое донесение «кому следует». И, по мнению анонима, весьма важное. Датировано оно 1814 годом.

СВЕТ И ТЕНЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА НА ДВУХ ПРИМЕРАХ

Girshman_L._L._1839-1921.jpgСреди людей прочего чина и звания в Харькове двадцатых годов жили и работали два специалиста по глазам — профессор Л. Л. Гиршман и садист по профессии и натуре С. А. Саенко.
Профессор глаз изучал и лечил. Предположительно за долгие годы врачебной практики он принял до миллиона пациентов из разных городов России, Европы и Азии. Многим вернул зрение.
Садист же глазным яблокам, как говорят, отдавал предпочтение перед всякими другими. Об этом его пристрастии вспоминал поэт В. Хлебников, тогда житель Харькова: «Тот город славился именем Саенки. Про него рассказывали, что он говорил, что из всех яблок, любит только глазные».
Оба они — профессор и садист — почти современники. Профессор отметил свое восьмидесятилетие, когда садист только начинал свой путь, и жизни в нем было еще на полвека.
Жили и трудились они почти по соседству, но по разным ведомствам. Похоронены на одном кладбище, правда, прах профессора позднее перезахоронили.

ХАРЬКОВЦЫ В 1904 м ГОДУ

bdfaec410459.jpgИногда, чтобы разглядеть контуры будущего, неплохо заглянуть в прошлое. Ведь наши предки, так же как и мы, возлагали свои чаяния и надежды на новый год, который для нас уже минувшее и, сквозь столетие, в их новогодних тостах и поздравлениях нам отчетливо видна и тщетность и оправданность их надежд.
«...Согрей ты душу упованьем, что лучшая придет пора». Так, в канун 20 века обращался к землякам известный тогда в Харькове поэт и публицист Василий Иванов («Шпилька»). Свежо звучат такие слова и сегодня.
На лучшую пору уповали и харьковчане, встречая и 1904 год.

ГДЕ ЖЕ БЫЛО ЛЕБЕДИНОЕ ЦАРСТВО?

images.jpgПредположительно в 7-9 веках нашей эры на землях нынешней Слобожанщины обитала этническая общность мадьяр. Места эти в науке принято называть Леведией (Лебедией). Хронология и географические пределы Леведии размыты. Археологические находки на Слобожанщине иногда относят к пребыванию здесь мадьяр.
Письменные источники, прямо или косвенно упоминающие Леведию; ограничены. Один из них — сочинение ибн Доста (в современном прочтении ибн Русте), написанные в начале 10 века на арабском языке. Сведения о мадьярах пришли к автору через третьи руки. Одна их часть указывает на следующий за Леведией этап — расселения мадьяр в низовьях междуречья Днепра и Днестра: земля их обширна, одной окраиной прилегает к Черному морю, в которое впадают две реки, одна из них больше Аму-Дарьи.

Харьков глазами французского коммерсанта

21.jpgМонтескье придумал перса, который «любознательности ради покинул отечество», чтобы понять и описать дальние страны, в том числе и больше других Франция.
Шопенгауэр придумал китайца, который попал в европейский театр и пытался понять играемую там пьесу.
Безымянный для нас корреспондент «Харьковских губернских ведомостей» прошлого века придумал французского коммерсанта Гастона, который, попав в Харьков, пытается понять город и описывает его. Первое «письмо в Париж жене Жюли» было опубликовано в новогоднем номере газеты, второе — 10 января 1899 года. Строки писем создают иллюзию подлинности. Автор талантлив, оригинален, хотя и стилизует манеру изложения под Гоголя. Но по мере чтения иллюзия рассеивается, все явственнее чувствуется легкий ли юмор, беззлобная ли сатира. Однако впечатление автора пронизаны симпатией к Харькову...

ХАРЬКОВСКИЕ ЖУЛИКИ УЧИЛИСЬ У КОМАНЧЕЙ?

It-Was-To-Be--Death.jpgХарьков и Одесса таки да, похожи. В Харькове есть улица Рыбасовская, в Одессе — улица Дерибасовская. В Харькове есть место, которое старожилы помнят как Сабурова дача (ныне здесь больница № 15), и Одессе есть площадь Соборка. В Харькове есть Конный базар, в Одессе тоже есть базар с таким названием. Впрочем, есть и различия. В Одессе есть море, где можно поймать на крючок рыбку. В Харькове есть Лопань, которая хоть лопнет, не потечет.
Все же сходства больше. И не случайно встарь «Одесский вестник» почти в каждом номере рассказывал о Харькове, а харьковские газеты, хотя и более редко — об Одессе. Не по этой ли причине анонимный для нас корреспондент избрал Харьков для своих «Одесских»заметок.

ДВАЖДЫ ОСВОБОЖДЕННЫЙ

regnum_picture_1521585702203552_big.jpeg18 сентября 1941 года начальник Генерального штаба вермахта Франц Гальдер записал в своем дневнике: «Наряду с удовлетворительным продвижением наших войск, замыкающих кольцо восточнее Киева, отмечены новые сосредоточения противника, выдвигающего свои войска западнее Харькова. Не следует придавать этим группам большого значения, так как они малочисленны и не представляют серьезной ударной силы».
Немцы рвались к Харькову — бывшей столице Украины, городу, где производилось 40% промышленной продукции республики, месту, где выпускались лучшие в мире танки Т-34. Первым признаком нависшей опасности были начавшиеся бомбардировки города. Появились жертвы среди мирного населения.

Футуристы в Харькове

Vladimir_Mayakovsky_1914.jpgВот уже 90-лет прошло со времени первого приезда в Харьков кубофутуриста Владимира Маяковского. Чем могут быть сейчас интересны футуристы? Они пытались угадать очертания будущего и свои искания по большей части облекали в поэтическую форму. На рубеже очередного века мы так же как и они с надеждой всматриваемся в будущее. И так же как они думаем, что век грядущий нам готовит?
Владимир Маяковский выделил Харьков из провинциальных городов страны. В бурном росте его индустрии он видел воплощение идеалов футуристов о будущем.
Харьков неизменно шумно приветствовал приезды поэта в город.
Знакомство началось со скандала.

ЧУГУЕВ -- КРЕПОСТЬ ЮГА РОССИИ

211579_600.jpgВ советский период краеведение было неофициально под запретом. Это рассматривалось как проявление местничества и попахивало сепаратизмом. Государство было централизованным, и местная история могла вызвать нежелательные явления. Ведь ничто так не влияет на самосознание, как история.
Каждый город имеет свое особое значение. Иногда это значение очевидно, а иногда его трудно определить.

ПРЕДВЕСТНИК ПОЛТАВЫ

pp0.jpgСмысл истории не в том, чтобы изучать факты, но в том, чтобы эти факты правильно соединить, сделать нужные выводы и только тогда история обретает смысл. Большое видится на расстоянии, но дух нашего времени таков, что и очевиднейшие факты ставятся под сомнение.
В настоящее время многие патриоты Единого Отечества, наблюдая за событиями на Украине склонны к унынию. Но вспомним, что русская история не линейна, были сюжеты и драматичней. Вспомним, как неудачно начиналась для России длительная Северная война, но в 1708 м году горечь поражений сменилась радостью первой победы при Лесной. В 2019 м году мы празднуем 310-летие победной Полтавской баталии, но мало кто знает о сражении, которое произошло 9 февраля 1709 года на территории нынешней Харьковской области около села Городнее. Эта битва стала предвестником Полтавской.
Сейчас в это трудно поверить, но еще недавно в Харьковской области проводились памятные мероприятия в честь этой даты.

Как Харьков боролся с холерой

1003896_PH07606.jpg«Ганнибал у ворот», — говорили римляне и готовились к защите города.
«Холера у ворот», — говорили и к встрече с незваной гостьей.
Чем ближе зима, тем очевиднее угроза другой эпидемии — гриппа.
Прошедшим летом в Запорожье по некоторым сведениям появилось подозрение на холеру. Болезнь, которую, казалось бы, современная медицина отправила на полку истории.
Наши предки, несмотря на скромные возможности, научились противостоять различным эпидемиям. Первые сведения об эпидемии относятся к 1738-1739 годам, когда к нам занесли чуму. Эпидемия началась с Изюма, прихватила и Харьков, продолжалась около полугода, погубила тысячи людей...

Воздушный корабль харьковчане разорвали на сувениры

olent_1873_default.jpgКапитан французской армии Бюнель летал на воздушном шаре из осажденного немцами Парижа в годы французско-прусской войны. Демонстрировал искусство воздухоплавания в городах Европы. Неполадки на одесском Газовом заводе вынудили воздухоплавателя перенести внимание на Харьков, где так же был газовый завод.
3 октября 1873 г газета «Харьковские губернские ведомости» опубликовала письмо Брюнеля: «Быть может имя мое вам несколько знакомо, так как столичные и варшавские журналы неоднократно говорили о капитане Бюнель, и о совершенных им полетах не аэростате.

Рождество в дореволюционном Харькове

1483776628158423048.jpgРождество — один из главных праздников церковного календаря. Православный мир отмечает его 25 декабря по старому стилю (6 января по новому) стилю. Для старой России этот праздник, прежде всего церковный, отчасти государственный и семейный.
В рождественские дни 1903 года в Харькове новый большой колокол поднят на колокольню Петровской церкви на Журавлевке.
В Успенском соборе Арсений, архиепископ Харьковский и Ахтырский Стефаний, епископ сумской служили литургию в память об изгнании галлов из России (колокольня Успенского собора воздвигнута в память об изгнании Наполеона).

БЛАГОДАТНОЕ МЕСТО

134385.jpgСто лет назад практически каждый православный человек считал своей святой обязанностью совершить паломничество к святым местам.
Издавна повелось, что к святому Тихону Задонскому едут страдающие от недуга душевного, к святому Серафиму Саровскому — от болезней живота, при мысленных искушениях, при потере работы, при семейных неурядицах просят помощи у Ксении Петербуржской, у святой Матроны Московской, а вот Святитель Иосиф Белгородский помогает семьям, которые страдают от чародейства, святитель Митрофан Воронежский, преподобные Сергий Радонежский и Амвросий Оптинский — все это величайшие ходатаи за нас, практика показывает, что к их помощи прибегают в любой беде. Едут люди к святыням чтобы достичь внутреннего обновления, получить ответы у старцев на самые наболевшие вопросы. Это и Киево-Печерская лавра, Почаевская Лавра, Дивеево, Сергиев Посад, Псково-Печерский монастырь, Куряж (источник), село Озеряны, где обретена икона Пресвятой Богородицы Озерянской — древняя благодатная святыня, источающая и до селе многие милости и исцеления бедствующему и болящему человечеству.

БАНДЕРОЛЬ ИЗ КОСМОСА

aug18_newark_uk_fireball_1873_t.jpgВ минувшие столетия на Слобожанщине, как, впрочем, во всем мире, полет и падение метеорита становились такой же сенсацией, как сегодня появление НЛО.
В начале XIX века, по крайней мере, в одном случае падение метеорита всколыхнуло полицию, общественность, ученый мир, и дело дошло до самого слободско-украинского губернатора.
Случилось это на Сумщине, близ села Бобрик. В архивных материалах обстоятельства появления метеорита описаны почти эпически день тогда был ясный, и не видно было ни одного облака, на всем горизонте. Прямо в зените был слышен глухой шум, продолжившийся несколько часов беспрерывно, подобно грому вдали или барабанному бою. Кстати, спустя семь десятилетий, в 1874 году, профессор Брио рассказал в Харьковских губернских ведомостях о падении метеорита близ Белгорода ночью — и тоже нарисовал едва не апокалипсическую картину.

Аланский след на слобожанщине

1_14.jpgРеспублика Северная Осетия — Алания, субъект Российской Федерации.
Автономная область Южная Осетия образована 20 апреля 1922 г. Позднее в составе Грузии. В настоящее время упразднена.
«Осетины» — прозвище от грузинского «осы», «овсы». Самоназвание — «ирон», что тождественно санскитскому «ария». Ирон — единственный индоевропейский народ Северного Кавказа, который сближает его с восточнославянским миром.
К Слобожанщине древности и средних веков применим расхожий штамп — «топталище народов». По этим землям проходили или оседали многие этнические группы.

Откуда быть пошло слово «ракло»

thumb-big-420x305-2837.jpgСлова, как боги, рождаются, живут и умирают. Из числа слов больше других удерживалось в Харькове и получило отражение в печати слово «ракло».
Наш город изрядно обогатил великий и могучий. Хотя в отличие от Одессы, где формировался свой, одесский, почти язык, Харьков внес разве что отдельные слова и оброты. «Марка» — трамвайный маршрут. «Тремпель» (по этому слову в других городах враз узнают харьковца) — плечики. «Саврасы без узды» — лихачи-извозчики, они же «ванько», лихачи-водители первых в городе автомашин. Новые в Харькове танцы — «па де катр» и полька-трамблян сразу же превратились в «потыкатор» и «трясучку».

ИСТОРИЯ ХАРЬКОВСКИХ ПОДЗЕМЕЛИЙ

filarniya-2-620x412.jpgВторой Харьков... О нем редко упоминают экскурсоводы. Его существование не отражено на гербе города. И вообще, если бы провести среди харьковчан шутливым референдум, то наверняка окажется, что об этом мало кто знает даже среди коренных жителей Харькова.
А между тем подземные ходы представляют собой интересный, оригинальный памятник истории, градостроительства и архитектуры нашего города.
Есть сведения, что мощные разветвленные ходы тянутся во многих направлениях и на значительные расстояния. Сведения об интересе к изучению подземных ходов появляются с середины 19 века.

ИСТОРИЯ ХАРЬКОВСКИХ ПОПРОШАЕК

rimarskaja.jpgВ последние годы нищие стали неотъемлемой частью городских пейзажей Украины.
Сегодня их называют попрошайками. А двести лет назад, как свидетельствуют архивы, в Харькове нищих называли невлями и харбетрусами. О том, кто такие невли и харбетрусы, мы и расскажем, вернувшись к «преданьям старины глубокой»...
Безымянный для нас автор («Статистический листок», 1883г., № 10) называет нищих — невлями и харбетрусами.
Невли не столько нищие, сколько нищенствующие. Они лирники, кобзари, бандуристы, которые ходят по городу, играют и поют. «Их игра, — замечает автор упомянутой публикации, — хотя и монотонная, но в отличие от фальши «скрыпок», изящна своей стройностью и чистотой».

В МОНАСТЫРЕ ПОД ХАРЬКОВОМ ОБНОВИЛСЯ ЛИК ХРИСТА

1200px-Spasner_1.jpg"Чудеса противоречат не природе, а известной нам природе" (Августин Блаженный).
Событие, поизошедшее 20 июля 1997 года Свято-Борисово-Глебском женском монастыре Харьковской области, как раз и относится к разряду явлений, которые не воспринимает разум человеческий, или просто чудес. Произошло обновление иконы Спаса Нерукотворного.
Некоторые недооценивают значение икон, усматривая в них лишь раскрашенные доски. Для православных же икона является окном, которое связывает миры: земной и небесный.
Историческое предание о святом Нерукотворном Образе повествует, что в дни мессианской проповеди Христа в сирийском городе Эдессе правил князь Авгарь. Этот князь был болен проказой. Слух о чудесных исцелениях, совершаемых Христом, дошел до него. Авгарь поверил в то, что Иисус и его может исцелить. Он послал живописца Анания с просьбой разрешить написать Его образ. Ананий не смог приблизиться через толпу к Христу и стал писать образ Иисуса издалека. Но у него ничего не получалось.

Память Святых Царственных Страстотерпцев почтили на Белгородчине премьерой музыкально-литературной композиции «Ольгин бал»

IMG_3063_1152x768.jpg21 июня на Белгородчине, в день явления Святой иконы Казанской Божьей Матери – защитницы Русской земли, на территории усадьбы Раевских в селе Богословка Губкинского района (одной из немногих дворянских усадеб, сохранившихся на Белгородчине), сотоялось замечательное событие – музыкально-литературное представление   «Ольгин бал» по мотивам драмы В.В. Овчинникова «Последний рыцарь России» » и очерка «Ольга Николаевна Романова» из цикла «Царский альбом» С.А. Макаренко-Астриковой.

Музыку к представлению в духе отечественной городской романсовой культуры создали белгородские композиторы, члены Союза композиторов России – Николай Бирюков и Елена Латыш-Бирюкова, которая также выступила в роли в роли руководителя постановочной группы и режиссёра.

ЧТО ЗНАЮТ ХАРЬКОВЧАНЕ И О ЧЕМ ПОЗАБЫЛИ В КРЕМЛЕ!

15632_600.jpgИстория - это анатомия общественного организма. Как врачу важно знать анатомию, так общественникам важно знать историю. Ведь исторические химеры растут на почве невежества, и это приводит к катастрофическим последствиям. В последнее время укро-СМИ тиражирую новости о том, что харьковчане никак не хотят украинизироваться и вообще утверждают, что Харьков это русский город!

То кассирша супермаркета в ответ на просьбу говорить на украинском, заявит, что признаёт один государственный язык — русский. И посоветует ветерану АТО ждать танков из РФ.

То украинские журналисты, посетив несколько ресторанов и баров, с ужасом обнаружат отсутствие меню на украинском языке. Более того им пояснят, что Харьков всегда считался русским городом и он по-прежнему остается русским.... Так почему же харьковчане говорят на русском языке? Что же знают харьковчане и чего не могут понять в Киеве? И случайно ли именно в Харькове 1 марта 2014 года был, дан старт Русской весне?

ОСВОЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ СЛОБОЖАНЩИНЫ В XVI ВЕКЕ

0100_3.jpgВ последнее время по ряду причин установилось общее мнение, что территория, на которой расположилась Слободская Украйна, к середине XVІІ ст. оставалась незаселенной, была дикой и не имела постоянных жителей, а тому она никому не принадлежала, но на самом деле планомерное освоение этих земель началось столетием ранее.

ОПИСАНИЕ ДИКОГО ПОЛЯ
После распада Золотой Орды в конце XIII века в наших краях наступил период полного опустошения, и исчезновения населения вплоть до начала XVI века.
Конечно, и задолго до этого в наших краях появлялись системы укрепленных и неукрепленных поселений (в основном в скифский период). Нас же интересуют более близкие к нашим временам средневековые гнезда человеческой цивилизации -- возможные прообразы современных городов.
В этот период территория не была подконтрольна и управляема ни одним из государств.
Отдельные самостоятельные ханства: Казанское, Крымское, Большая Орда, Ногайская Орда погрязли в междоусобице.

КАК ИВАН ГРОЗНЫЙ ЗЕМЛИ СЛОБОЖАНЩИНЫ ОСВАИВАЛ

maxresdefault.jpgВ последнее время по ряду причин установилось общее мнение, что территория, на которой расположилась Слободская Украйна, к середине XVІІ ст. оставалась незаселенной, была дикой и не имела постоянных жителей, а тому она никому не принадлежала, но на самом деле планомерное освоение этих земель началось столетием ранее.

ОПИСАНИЕ ДИКОГО ПОЛЯ
После распада Золотой Орды в конце XIII века в наших краях наступил период полного опустошения, и исчезновения населения вплоть до начала XVI века.
Конечно, и задолго до этого в наших краях появлялись системы укрепленных и неукрепленных поселений (в основном в скифский период). Нас же интересуют более близкие к нашим временам средневековые гнезда человеческой цивилизации -- возможные прообразы современных городов.

ЧУГУЕВ -- ВТОРОЙ СЕВАСТОПОЛЬ!

chuguev.jpgДепутаты Чугуевского городского совета написали обращение к президенту Украины, премьер-министру и председателю Верховной Рады с призывом отклонить законопроекты, навязывающие украинский язык и отменяющие праздники 8 Марта, 1 Мая и День Победы - 9 Мая. Фото обращения были выложены на странице "Типичный Чугуев" в Facebook.

ХАРЬКОВ СЕГОДНЯ И ОБРАЗ БУДУЩЕГО

15058722_605514622988434_1260745474_n.jpgЧем и как живёт сегодня побратим Белгорода, украинский Харьков, рассказывают около 90 фотографий выставки, открывшейся 15 ноября в Международном фонде славянской письменности и культуры. Этот фотопроект, появился по инициативе харьковчан, перебравшихся в Белгород. Раннее эта выставка экспонировалась в Белгороде и вот теперь открылась в Москве.
«Многие из нас, покинувшие Харьков, значительное время назад, задавались вопросом: как выглядит город сегодня? Так и родилась идея.