ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - ЧУДО СПАСЕНИЯ
Поиск

-0987698765098765432.jpg120 лет прошло с того дня, когда под Харьковом, возле станции Борки потерпел крушение царский поезд. Во время аварии чудом уцелела семья императора Александра ІІІ, которая возвращалась из Крыма в Петербург. Это была одна из серьёзных железнодорожных катастроф того времени.
Чудное царствование
Советская историография изобиловала в адрес императора уничижительными эпитетами. Теперь же смена вех на рубеже 20 и 21 веков сменила и эпитеты. Советский идеологический дым рассеялся, и высветилась фигура великого императора, народного монарха, земного пастыря миллионов. Россия при нем — счастливая, благословенная пора, зенит ее славы и могущества.
— Тихий и благодушный Повелитель 6-ой части земною шара!... сама мудрость… Чудное царствование!
— Европа… сняла шапку и нам, нашему Самодержавию — поклонилась!- писала пресса в годы его правления.


Действительно в годы правления Александра III в стране резко уменьшилось число преступлений и исчезло взяточничество.
Нет области, в которой за неполных 14 лет царствования Александра III не произошло существенного подъема. Но особенно радел Александр III о Церкви и о крестьянстве. Первым стремлением его было дать народному образованию, о котором он так много заботился, религиозную основу, с каковой целью было принято учреждение в 1884 г. церковно-приходских школ.
Государь был глубоко нравственным и честным, на редкость простым, веселым и очень остроумным человеком. Многие из его резолюций сделались классическими. Известен случай, когда в каком-то волостном правлении один мужик плюнул на его портрет. Дела об оскорблении Величества разбирались в Окружных Судах и приговор обязательно доводился до сведения Государя. Так было и в данном случае. Мужика-оскорбителя приговорили на шесть месяцев тюрьмы и довели об этом до сведения Императора. Александр III расхохотался:
— Как! Он наплевал на мой портрет, и я же за это буду еще кормить его шесть месяцев? Вы с ума сошли, господа. Отошлите его и скажите, что и я, в свою очередь, плевать на него хотел. И делу конец. Вот еще невидаль!
Характерен известный эпизод с рыбалкой, которую Александр III очень любил. Однажды, когда он рыбачил на Карпином пруду, к нему примчался министр иностранных дел и стал настойчиво просить немедленно принять посла какой-то западной державы по важному европейскому делу. На что Александр III ответил: «Когда русский Царь удит рыбу, Европа может подождать».
Народ же искренне любил своего Царя.
МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ
Но тьма смуты уже нависла над огромной страной.
Среди российской интеллигенции начиналось брожение умов, и террористы видели в монархе главного врага, поэтому принимались прямо-таки невообразимые меры предосторожности. Когда Александр должен был совершить более или менее дальнюю поездку. Переезжал ли он из Гатчины в Петербург или обратно, солдаты стояли неразрывной цепью на всем пути вдоль рельсов и на улицах вплоть до въезда во дворец. Если же Александр совершал более отдаленную поездку на юг или за границу, сотни тысяч солдат занимали заблаговременно всю многоверстную линию железных дорог. Вдоль пути тщательно засыпалась каждая малейшая рытвинка. Те деревни, которые лежали неподалеку от рельсового пути, становились наглухо отрезанными от последнего. Обыскивалась каждая мужицкая хата, не ведет ли из нее подкоп под рельсы. За неделю или две до прохождения царского поезда солдаты становились уже в цепь и наблюдали, чтобы каждый получивший надлежащеет разрешение пройти или переехать через рельсы, действительно миновал цепь и по другую сторону переезда. В последние же три дня цепь стягивалась вплоть к рельсам. Ружья заряжались боевыми патронами. Солдаты стояли спиной к рельсам и имели приказ стрелять во всякого, кто бы даже попытался приблизиться к рельсам. Часто внезапно менялось направление пути, так что заранее расставлялись войска на всякий случай по различным железным дорогам. В другой раз пускались с небольшими промежутками один за другим три вполне одинаковых царских поезда, вследствие чего никто не знал, в каком поезде находился царь. Или же, наконец, поступали и так: несколько дней подряд пускали в различное время царский поезд, не давая, однако, никому приметить в каком именно поезде находится Александр с семьей и свитой. Он уже давно проехал и укатил за сотни верст, а солдаты все еще стоят десятками тысяч в холод и зной и оказывают воинские почести проходящим мимо поездам.
Примем во внимание и окружение. Александр III разбирался в людях и сетовал на недостаток достойных людей: они теперь «огромная радость». Практически эти слова он относил к придворным, занятым интригами министрам и вообще к свите:
КРУШЕНИЕ ИЛИ ПОКУШЕНИЕfotop.jpg
В конечном счете, только благодаря этим обстоятельствам, можно понять крушение царского поезда на станции Борки и отклики на это крушение.
Версия покушения представлялась правдоподобной. На нее в частности, указывает уже названная брошюра 1902 г., упоминается взрыв.
И все же версия взрыва не получила обоснования и была снята с обсуждения. Осталась версия официальная подтвержденная царским манифестом:
«…Неисповедимыми путями Божественного промысла свершилось над нами чудо милости Божией. Там, где не было никакой надежды на спасение человеческое, Господу Богу угодно было дивным образом сохранить жизнь мне, императрице. Цесаревичу, всем детям моим…» — писал позже Император.
Есть, тем не менее, одна странная деталь. Управляющий Юго-Западными железными дорогами установил: быстрое движение тяжеленного поезда при двух паровозах и многих вагонов на участке ст Борки невозможно. Министр путей сообщения принял расчеты и распорядился на этом участке снизить скорость. Царь возразил: «Я по другим дорогам езжу, не уменьшая скорость». Мог ли царь так сказать, если принимать во внимание все чрезвычайные предосторожности по пути следования его поезда»?
ПОДРОБНОСТИ КРУШЕНИЯ
22 октября 1888 года А. Богданович (жена министра внутренних дел) записала в своем дневнике: «За последние дни — ужасная катастрофа на Харьковско-Орловской дороге 17 октября. Без содрагания нельзя слушать подробности крушения царского поезда. Непостижимо. Как Господь сохранил царскую семью. Царский поезд состоял из следующих вагонов: два локомотива, за ними — вагон электрического освещения, вагон, где помещалась мастерская, вагон Посьета, вагон 11 класса для прислуги, буфетная, столовая, вагон великих княжен — литера Д. литера А — вагон государя и царицы. Литера С — цесаревича, дамский свитский — литера К, министерский, свитский — литера О. конвойный №30 и багажный — Б. Поезд шел со скоростью 65 верст в час между станциями Тарановка и Борки. Опоздали на полтора часа по расписанию и нагоняли, так как в Харькове предполагалась встреча… Был полдень. Ранее обыкновенного сели завтракать, чтобы кончить его до Харькова, который уже отстоял только на 43 версты…
В столовой собралась вся царская семья и свита, всего 23 человека. Маленькая великая княжна Ольга оставалась в своем вагоне. Столовая была разделена на три части: посредине вагона — большой стол, с двух боков столовая была отгорожена — с одной стороны помещался обыкновенный стол для закуски, а за другой перегородкой, ближе к буфетной, стояли официанты. Посредине стола с одной стороны помещался государь. А с другой стороны — императрица, справа у нее сидел Посьет, а слева — Ванновский. Где стояла закуска. Там сели царские дети: цесаревич, его братья, сестра и с ними Оболенский. В ту минуту, когда уже подавали последнее блюдо, гурьевскую кашу, и лакей поднес государю сливки, началась страшная качка, затем сильный треск. Все это было делом нескольких секунд, — царский вагон слетел с тележек, на которых держались колеса. Все в нем превратилось в хаос, все упали. Кажется, пол вагона уцелел, стены же приплюснулись, крышу сорвало с одного бока вагона и покрыло ею бывших в вагоне. Императрица захватила Посьета при падении за бакенбарды. Первый на ноги поднялся Посьет. Увидя его стоящим, Государь, под грудой обломков. Не имел сил подняться, закричал ему: «Константин Николаевич, помогите мне выкарабкаться!» Когда государь поднялся и императрица увидела, что он невредим, она вскричала: «Слава богу. Дети все целы!»
Ксения стояла на полотне дороги в одном платье под дождем, на нее телеграфный чиновник накинул свое пальто.
Михаила отыскали, зарытого в обломки. Цесаревич и Георгий тоже были невредимы.
Маленькая же Ольга сидела в вагоне рядом. Когда нянька ее увидела, что стенка вагона была разбита, выбросила Ольгу на насыпь и сама вслед за ней выбросилась. Все это произошло очень благополучно. Вагон же был переброшен через столовую и стал между буферным вагоном и столовой поперек. Говорят, это послужило спасением для находящихся в столовой. Зиновьев рассказывал Посьету, что он видел, как бревно врезалось в столовую, два вершка от его головы, он перекрестился и ждал смерти, но вдруг оно остановилось. Человек, подававший сливки, был убит у ног государя, также и собака, бывшая в вагоне, — подарок Норденшильда. Когда вся царская семья собралась и они увидели. Что Господь их сохранил, царь перекрестился и занялся ранеными и убитыми, которых оказалось много. Четыре официанта, которые находились в столовой за перегородкой. Были убиты… Охрана, стоявшая вдоль пути, говорит, что видела, как что-то моталось около колеса одного из вагонов, но, вследствие быстрого хода поезда не может указать, в каком это было вагоне. Думают, что лопнул бандаж на колесе. В первом. Электрическом, вагоне, людям, там находящимся, было жарко — они открыли дверь. Трое из них поэтому были спасены — их выбросило на дорогу невредимыми, но другие были убиты. В мастерской, где находились колеса и разные принадлежности на случай поломки, все были перебиты. Шерваль был выброшен на откос, его нашли сидящим. Когда его спросили. Сильно ли он ранен, он ничего не отвечал, только махал руками; он был нравственно потрясен, не зная, что произошло. Императрица и государь подошли к нему. Она сняла с себя башлык и надела его на Шерваля, чтобы ему было теплее. Так как у него фуражки не было. У него оказались сломаны три ребра… В вагоне 11 класса, где была прислуга, мало кто остался жив, — все получили сильные раны: кто не был убит на месте, многие были придавлены передними скамейками. В кухне повара были ранены. Вагоны лежали на обе стороны. Из свиты государя все более или менее получили ушибы, но все легкие… императрице помяло левую руку, которую до сих пор она держит на привязи, а также оцарапало ухо. В других же вагонах находящиеся там люди не потерпели никаких повреждений. Под царский вагон, где находились спальни царя и царицы, подкатили колеса других вагонов. А вагон цесаревича так затормозили, что превратили его колеса в сани… Государь очень бодр. Императрица тоже бодра, но постарела. Это понятно, что она пережила в это ужасное время… Теперь все выяснит следствие. Кони и Верховский от министерства путей сообщения поехали туда на место. Жертв много: 23 убитых и 19 раненых. Все царская прислуга».
Свой источник А. Богданович не называет. Возможно, им был ее муж, генерал Богданович, служивший по МВД. Возможно, он сопровождал царя в поездке.
Это крушение повлекло за собой волну благотворительных действий, благодарно принятых обществом.
В зеркале Харьковской прессы это событие обсуждалось довольно долго.
В 80-е годы 19 века в Харькове были две газеты : относительно, как бы сказали сегодня, левая — «Южный край» и монархическая — «Харьковские губернские ведомости». Несмотря на идеологические различия обе газеты пестрели подробностями произошедшего и в целом единодушны в оценках произошедшего крушения поезда: «Бог один нас спас и явил над нами чудо!» — «Перекрестившись, сказал государь, стоя среди груды искореженных вагонов.
Неделю спустя, императрица писала своему брату, греческому королю Георгу I: «Мы вдруг почувствовали рядом с собой дыхание смерти, но и в тот же момент ощутили величие Господа. Невозможно передать то чувство, которое я испытала, увидев моего любимого Сашу и всех детей появившихся из руин друг за другом целыми и невредимыми.»
В тот же день будущий Государь Николай II запишет в дневнике: «Все мы могли быть убиты, но по воле Божьей этого не случилось».
Знаменательно, что среди разрушений и обломков, икона Спаса Нерукотворного, находящаяся в поезде, была найдена нетронутой на прежнем месте.
Вся Россия была потрясена возможными страшными последствиями крушения.
В этот день по всем храмам Российской Империи служились благодарственные молебны о чудесном спасении царской семьи.
Это событие, одновременно трагическое и чудесное произошло в эпоху, когда в общественном сознании полным ходом шла десакрализация царской власти, чудо же укрепило многих в истинной вере.
Через месяц после катастрофы Александр III вспоминал: «Через что Господу угодно было нас провести, через какие испытания, моральные муки, страх, тоску, страшную грусть и, наконец, радость и благодарение Создателю за спасение всех дорогих сердцу, за спасение всего моего семейства, от мала до велика! Этот день никогда не изгладится из нашей памяти. Он был слишком страшен и слишком чудесен, потому что Христос желал доказать всей России, что Он и до ныне творит еще чудеса и спасает от явной гибели верующих в Него и в Его великую милость».
ДАНЬ УВАЖЕНИЯ
По всей стране в память о явленном чуде строили часовни, создавали иконы.
На место крушения устремились тысячи паломников со всей Руси,
На месте крушения по царскому указу построили часовню, позже был сооружен церковный комплекс, возник монастырь, центром которого являлся величественный собор Всемилостивого Спаса, уступающий по размерам и благолепию только московскому.
К сожалению, недолгим было правление Императора Александра III.
Полученные во время катастрофы ушибы спровоцировали у императора болезнь почек, из-за которой через шесть лет он умер.
После непродолжительной болезни, 20 октября 1894 г. Царь, трижды причастившись перед смертью, отошел в вечность, напутствуемый находившимся при Нем великим молитвенником и чудотворцем земли Русской о. Иоанном Кронштадтским.
На смерть Русского Царя отреагировал весь мир — и это уважение к нему было просто удивительно на фоне обычной европейской русофобии. Французский министр иностранных дел Флуранс говорил: «Александр III был истинным русским Царем, какого до него Россия давно уже не видела. Конечно, все Романовы были преданы интересам и величию своего народа. Но побуждаемые желанием дать своему народу западноевропейскую культуру, они искали идеалов вне России... Император Александр III пожелал, чтобы Россия была Россией, чтобы она, прежде всего, была русскою и сам он подавал тому лучшие примеры. Он явил собою идеальный тип истинно русского человека». Даже враждебный России маркиз Сольсбери признавал: «Александр III много раз спасал Европу от ужасов войны. По его деяниям должны учиться государи Европы, как управлять своими народами». Об этом уважении современников к русскому Императору до сих пор свидетельствует названный его именем мост через Сену в самом центре Парижа.
СИМВОЛ ДУХОВНОГО ЕДИНСТВА
Через 30 лет страна оказалась в водовороте революционной смуты. 28 декабря 1918 года отряд под командованием матроса с говорящей фамилией Дыбенко расстрелял в Спасовом Скиту 101 монаха, шестерых настоятелей храмов и офицеров, укрывшихся в монастыре. Храм до наших дней не дожил — был разрушен во время войны, в 43-м. Все, что после люди нашли под обломками, сейчас хранится в местном школьном музее.
Теперь атеистический шабаш ушел в прошлое, но на месте захоронения невинно убиенных монахов остаются сараи, погреба и продолжают сваливать мусор.
Но ростки исторической памяти набирают силу.
30 октября этого года на месте удивительного спасения прошел крестный ход и торжественный молебен.
Около двухсот человек, прошли крестным ходом с иконой царя – мученика три километра, чтобы в этот день помянуть чудесное спасение царской семьи и царя мученика Николая.
СМЫСЛ СОБЫТИЯ
Вообще Спасов Скит место намоленное — средоточие духовной силы. Именно это место отмечено в духовной географии Руси. Ведь Русь реально существует, у нее даже глава есть — Патриарх всея Руси Алексий II.
Мы знаем, что без промысла и волос с головы не падает, так почему же так было угодно Господу, что именно в Борках, на территории нынешней Украины произошло чудесное спасение царской семьи, а не, к примеру, в Белгородской области? Не потому ли, чтобы потомки, невзначай не забыли, что фундамент Руси гораздо шире географических границ нынешней России, и не потому ли, что Россия, Белоруссия или Украина не вся Русь, а лишь части ее. И части не дано иметь того, что можно обрести в целости, а целость — это соборность, это высота на которую нужно взойти через единомыслие, это коллективный труд, молитва общая, которая ценна в глазах Божьих. Православный люд может сохранить неискаженный символ веры, который возжигает Благодатный огонь в Иерусалиме, если не утратит черты Богоподобия — Триединства.
Сейчас много говорят о том, что Русь несет печать Богоподобия, но вот вопрос, сможет ли она оправдать свое призвание?
Нам людям маловерным требуются зримые символы, которые пробуждают историческую память трех народов и напоминают о нашем призвании.
Но дело наполняет слова содержанием, если мы сможем сделать то, что многим сейчас кажется невозможным, а именно воздвижение Храма Христа Спасителя в Борках. Бог, увидев наши молитвы и старания, поможет возрождению Русского мира и через этот общий труд преобразит и нас.
Если Богу будет угодно, то, как зримое отображение нашей веры и нашего духовного единства храм Христа Спасителя в Спасовом Скиту вновь воздвигнется. Ведь Богу все возможно, а вера с горчичное зерно и горы переставляет!

 

Семен Авербух, Сергей Моисеев

Архив газеты "Русь Триединая", Харьков, 2008