С 8 по 11 июля в Харькове пребывал чтимый список великой православной святыни, покровительницы Дома Романовых, — чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери. Образ является единственным списком — точной копией оригинала по размеру, технике исполнения, драгоценному окладу и хранится в Богоявленском соборе города Костромы рядом с подлинником. (На обратной стороне чудотворной иконы, как и на оригинале написан образ святой великомученицы Параскевы.)
Икона Феодоровская пересекла российскую границу и начала шествие по Украине. По благословению архиепископа Костромского и Галичского Алексия чудотворный образ Пресвятой Богородицы сопровождают священнослужители Костромской епархии, в частности отец Тимон, а также представители государственной власти России во главе с членом Совета Российской Федерации Николаем Журавлевым.
Харьков встречает чудотворный образ проливным дождем. Но как только икону вносят в храм — ливень заканчивается и появляется солнце. Святыня была доставлена в храм в честь иконы Озерянской Божией Матери Свято-Покровского монастыря Харькова.
В Свято-Покровском монастыре духовенство и верующие Харьковской епархии во главе с правящим архипастырем митрополитом Никодимом торжественно, с молебенным пением встретили святыню земли Русской.
Высокопреосвященнейший митрополит Никодим после молитвы перед «Феодоровской» иконой произнес краткое слово, в котором горячо благодарил Господа и Пресвятую Богородицу за возможность помолиться пред великой святыней. Владыка Никодим отметил, что в его жизни Кострома и Костромская кафедра занимают особое значение. Православный мир знает, что митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим, отпраздновавший в апреле сего года 90-летие, в свою бытность Костромским епископом фактически спас Феодоровскую икону от безбожных властей. Теперь святыня прибыла к нему.
Напомним, что владыка Никодим был хиротонисан во епископа Костромского и Галичского Патриархом Алексием I — 10 августа 1961 года, и Кострому владыка называет своей второй духовной родиной.
В 1960-е годы он выступил с инициативой о канонизации в лике святых народного героя Ивана Сусанина, уроженца Костромского края. И если в СССР с 1961 по 1964 годы было закрыто около 5000 храмов, 50 монастырей и 5 из 8 духовных семинарий, то в Костромской епархии, окормлявшейся в тот период молодым епископом Никодимом, не был закрыт ни один храм.
Когда в 1964 году в Костроме кафедральным собором стал находившийся под угрозой сноса знаменитый Храм Воскресения Христова на Дебре (шедевр архитектуры Поволжья, 1652 год), епископ Никодим ночью перевез в него из собора Иоанна Златоуста Чудотворный Образ Феодоровской Богоматери, где на защиту иконы, а с нею и храма встали прихожане.
Там икона и пробыла почти три десятилетия — до 1991 года. Чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы известна с XII века. Как уже отмечалось выше, по преданию эта икона была написана святым апостолом-евангелистом Лукой на доске того стола, на котором за трапезой сидели сам Спаситель, Пресвятая Богородица и святые апостолы. В конце 50-х – начале 60-х годов XIII века совершилось чудесное явление Феодоровской иконы в Костроме князю Василию Ярославичу, младшему брату святого Александра Невского. Накануне явления, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы (15 августа по старому стилю), многие жители Костромы видели на улицах воина с иконой Божией Матери в руках. В воине костромичи по иконописному изображению в соборном храме Костромы узнали святого великомученика Феодора Стратилата. На следующий день князь Василий Ярославич во время охоты увидел эту икону на ветвях дерева вблизи речки Запрудни. Обретенная святыня была торжественно принесена крестным ходом в Кострому и поставлена в соборном храме во имя великомученика Феодора Стратилата, после чего и стала именоваться Феодоровской.
Предполагается, что именно этим образом Божией Матери великий князь Ярослав Всеволодович в 1239 году благословил своего сына – благоверного великого князя Александра Невского – на брак с полоцкой княжной Брячиславой.
Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери с давних времен почитается православными как покровительствующая семейного благополучия, рождения и воспитания детей, помогающая в трудных родах. С 1991 года чудотворный образ хранится в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Костромы. Также с 1991 года ведется летопись современных чудес, совершающихся по молитвам у Феодоровской иконы; к настоящему времени таких событий зафиксировано более 100.
Особая страница истории чудотворной Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы – события 1613 года, когда на всероссийский престол после трагических лет Смутного времени вступил первый царь из дома Романовых, Михаил Феодорович. Благоверная государыня Марфа Иоанновна, горячо помолившись перед Феодоровской иконой Божией Матери, благословила ею благочестивого великого государя Михаила Феодоровича. В память о событиях 1613 года было установлено новое празднование в честь Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы 14 (27) марта – в дополнение к воспоминанию ее явления 16 (29) августа. С этого времени Феодоровский образ Пресвятой Богородицы особенно почитался всеми представителями царственного дома Романовых.
Принимая Православие, инославные жены наших императоров все получали отчество «Феодоровна», потому что входили под покров иконы Феодоровской. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в мае 2001 года Феодоровская икона Божией Матери впервые в своей истории была принесена в Москву, затем на самолете была перенесена в Екатеринбург. В 2002 году Феодоровская икона Пресвятой Богородицы находилась в пределах Архангельской епархии – в Архангельске и на Соловецких островах.
Поистине, символично, что умерительница смут: Феодоровская Богородичная икона прибыла на Украину в день Архиерейского Собора в Киеве, не проводившегося с 1992 года.
Прибыла она, можно сказать, к своему спасителю, владыке Никодиму, который и проводил тот самый исторический Архиерейский Собор в 1992 году. Образ укрепляет и подтверждает это сохраняющееся знаковое харьковское единое стояние против раскольников, разъединителей, самосвятов, автокефалов. О знаке отчетливо свидетельствует как сам факт прибытия именно этой - державной - иконы, так и дата ее прибытия. Пресвятая Богородица, спаси нас!
В Харькове к «Феодоровской» иконе, шел нескончаемый поток людей с раннего утра до позднего вечера. Имя Святого великомученика Феодора Стратилата, в честь которого названа икона, неотделимо от русской истории, он почитается как покровитель православного воинства.
В летописях упоминается монастырь Святого Феодора Стратилата, из которого беснующаяся толпа Киевлян выволокла и убила ставшего иноком законного киевского князя Игоря. Впоследствии имя Феодора Стратилата станет на защиту идеи русской государственности на которую посягнули киевляне.
Именно в 1147 году в летописях всплывает сельцо боярина Кучки. Позже оно становится известно, как Москва, и становится собирателем и защитником русских земель, возвышается до носителя и хранителя вселенского Православия — «Третьего Рима». Освобождается от влияния Орды. Помогает нашей Слобожанщине, гостеприимно открывает двери переселенцам с правого берега Днепра.
Становится столицей Московии, России, СССР, Российской Федерации. Центром притяжения стран и всего бывшего СССР. И как бы не неиствовали украинские националисты, но вполне возможно, если б не пресловутая рука Москвы, сейчас на территории Украины разговаривали бы на польском или турецком языках. И от нашей культуры остались бы лишь музейные экспонаты. Как знать? Есть связи явные, поверхностные. Есть связи глубинные, требующие духовного осмысления.
С 1147 года благодать переместилась на новое неоскверненное место, получившее название Москва. Здесь продолжилось развитие Руси, в Кремле хранится сакральный символ власти — шапка названная именем киевского князя Владимира Мономаха.
Феодоровский образ Богородицы бережет русскую государственность, кому-то это покажется простым совпадением, но и Владимир Владимирович Путин пришел к власти 27 марта 2000 года, в день той же Феодоровской иконы Божией Матери. И в его правление Россия приобрела черты суверенной демократии и перестала на каждое действие спрашивать разрешения Запада.
Этот Образ Богородицы не погиб от рук коммунистов, Бог через владыку Никодима Его уберег. Большевики уничтожили монархию, срубили дерево, но искоренить идею не смогли и теперь от корня пойдут новые побеги. Харьковский владыка Никодим, возможно сам того не подозревая спасал идею монархической государственности, которую несет в себе история этого чудотворного Образа ведь он неотделим от идеи Самодержавия.
Стоит Третий Рим — четвертому не быть!
Станислав Минаков, Сергей Моисеев
Архив газеты "Русь Триединая", Харьков, 2011