ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - ДРЕВНЮЮ РУСЬ РАСКОПАЛИ ПОД ХАРЬКОВОМ
Поиск

05.jpgНа Донецком городище, туда можно прийти с южной окраины Харькова: от места, где когда-то была усадьба писателя, помещика Квитки-Основьяненко и где гостил у своей младшей сестры святитель Иоасаф Белгородский (а ныне тут завод имени Шевченко и жилой заводской микрорайончик), в часе ходьбы по Карачевскому шоссе расположены удивительные всхолмия, с которых открывается красивая панорама, в том числе и вид на Харьков. Можно туда, кончено, добраться и электричкой — всего лишь 15 минут до Карачевки, а потом 10 минут пешком. Можно на велосипеде, можно на автомобиле. Всё — рядом. И речка туда притекает та же, что у бывшего имения Квиток. Называется она уже очень много лет Уды. А раньше, говорят, называлась Малым Донцом.

Именно потому городище, а это-то место, куда мы добрались, называется во всех исторических источниках Донецким. О чем и свидетельствует установленная охранная доска: «Памятник археологии. Донецкое городище VIII— XIII вв.»
Тут, на высоком берегу реки, давным-давно располагался древний город. И потому тут каждое лето ведут раскопки студенты и ученые исторического факультета Харьковского национального университета им. Каразина. Именно сюда, в городище Донец, которое упоминается в Ипатьевской летописи под 1185 г., и бежал из половецкого плена тем летом Игорь Святославич, князь Новгород-Северский.
Неудачный поход князя Игоря на половцев, предпринятый им в союзе с братом Всеволодом из Трубчевска, сыном Владимиром из Путивля и племянником Святославом Ольговичем из Рыльска, вызвал к жизни, как мы знаем, великую поэму. Благодаря художественному слову, точнее говоря, знаменитому эпическому источнику древнерусской литературы ХІІ в. «Слово о полку Игореве», в историческую память русского человека вошел этот неразделимый образ: с одной стороны, древний город Путивль, с другой — княжна Ярославна, дочь Ярослава Осмомысла, ожидающая из военного похода (из «полка») своего возлюбленного, князя Игоря. Мы помним, как она плакала о взятом в полон муже: «Полечу зегзицею (чайкою) по Дунаю, омочу бебрян рукав в Каяле, утру князю кровавые его раны». Опера композитора А. П. Бородина, члена знаменитой «могучей кучки», «Князь Игорь», упрочила эту связь в нашем сознании. Работу А. П. Бородина над оперой «Князь Игорь» из-за кончины композитора завершили два других выдающихся русских композитора — Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов. Это музыкальное произведение, как и первоисточник, стало образцом национального героического эпоса в оперном искусстве, несмотря на поражение русского войска в битве с половцами.
«Слово о полку Игореве» и переводили много раз. Среди переводчиков были выдающиеся поэты В. А. Жуковский, А. Н. Майков, Н. А. Заболоцкий и другие. Поход князя Игоря против половцев, который начался 23 апреля 1185 г., изображали художники В. М. Васнецов, В. Г. Перов, В. А. Фаворский и множество других.04.jpg
«Слово о полку Игореве» — выдающееся сочинение, шедевр неизвестного поэта, найденный графом А. И. Мусиным-Пушкиным в 1800 г. в архивах, вывезенных из Спасо-Преображенского собора упраздненного Спасо-Ярославского монастыря.
Считается, что оригинал «Слова» сгорел в московском пожаре во время французского нашествия 1812 г., но списки уцелели. В Ярославле существует даже целый уникальный музей, посвященный этому литературному произведению.
На Донецком городище музея, увы, нет. Пока нет. Хотя проекты создания здесь музейно-туристического комплекса выдвигались. А пока их нет, можно выйти на открытые просторы всхолмий, полюбоваться красотой Слобожанщины и сердце волей-неволей включится в исторический контекст.
Так 12 мая с. г. здесь был проведен Восьмой исторический фестиваль «Игорев полк», на котором о связи Донецкого городища со «Словом о полку Игореве» рассказал участникам фестиваля одетый в стилизованный славянский наряд старший научный сотрудник Харьковского исторического музея Д. Бадаев.
Археологические исследования Донецкого городища насчитывают около двухсот лет. Раскопки на его территории проводили такие видные археологи, как В. В. Пассек, В.А. Городцов, А.С. Федоровский Б.А. Шрамко. Само городище представляет собой обрывистый холм 20 метров высотой, площадью 70 на 38 метров, который пересечен рвом, отделяющим детинец от посада. Донецкое городище в скифскую, раннеславянскую и древнерусскую эпохи контролировало путь из задонецких степей в Приднепровье — нынешнюю Симферопольскую трассу.jhg555.jpg
Фестиваль «Игорев полк» проводится ежегодно с 2005 г. В 2005—2008 гг. в программу фестиваля включался костюмированный переход между Донецким и Хорошевским городищами долиной реки Уды с посещением поселка Бабаи, где находится дом философа и поэта Григория Сковороды (1722—1794), здесь же и сочинившего свой знаменитый цикл «Сад божественных песен». В 2008 и 2011 гг. в ходе фестиваля проводился турнир по историческому фехтованию под руководством А. Субботина. Активное участие в фестивале принимал военно-исторический клуб «Ратибор. Северская Русь».
В фестивале «Игорев полк-2012» приняли участие самодеятельные творческие коллективы — творческая мастерская «Дана» (руководитель Н. Афанасьева) и музыкальный ансамбль «Восьмой день» (руководитель Л. Коханова). Звучала здесь старинная музыка и авторские песни, фрагменты «Слова о полку Игореве» и древнерусских летописей.
На посаде Донецкого городища в рамках фестиваля был проведен стрелковый турнир с использованием луков старинной конструкции.
В этом году с территории Донецкого городища участники фестиваля направились к Бабаям и мемориальному Сковородиновскому источнику, где научный сотрудник Национального музея им. Г. С. Сковороды, кандидат исторических наук, писатель Д. Дудко рассказал об особенностях творческого пути великого философа в его связи с этими местами, о малоизвестных страницах жизни Сковороды на Харьковщине. У сковородиновской криницы тоже прозвучали песни — в исполнении Н. Афанасьевой, в том числе и на стихи «Сада божественных песен» Сковороды.
На городище и в окрестностях участники фестиваля листали и обсуждали книгу профессора Харьковского педагогического университета им. Г. Сковороды Михаила Гетманца «В поисках Каялы», вышедшую в харьковском издательстве «ОВС» в 2003 г., но вызвавшую дискуссию еще до публикации. Споры не умолкают и сейчас.
В книге исследователь подверг критике версию о месте гибели русского войска, которую выдвинул российский историк и исследователь «Слова о полку Игореве» академик Б. Рыбаков (1908—2001).
Место битвы Игоря с половцами вот уже лет двести ищут многие известные исследователи и историки, начиная с Н. Карамзина. Свою версию о маршруте движения полков древнерусского князя в половецкую степь и возможном месте его гибели выдвинул харьковчанин М. Гетманец.nhgjhnb7.jpg
Что касается маршрута Игоря из его родного Новгорода Северского к реке Сальница, которая впадает в Северский Донец близ г. Изюма (Харьковской области), то тут у большинства исследователей разногласий нет. Но вот дальше… Харьковский знаменитый историк Д. Багалей считал, что Игорь двинулся к реке Кальмиус (в нынешнюю Донецкую область). Н. Карамзин полагал (это одна из самых спорных гипотез), что князь пошел к Тмутаракани и Азовскому морю, где и произошло сражение с половцами.
Известный советский академик Б. Рыбаков «отправил» Игоря Святославича на юг — к реке Самара, в бассейн Днепра, где, по его версии, и нашло русское войско погибель. Харьковчанин М. Гетманец в беседе с журналистом А. Ильиным, еще за два года до выхода книги, выдвинул свою версию: поход Игоря в 1185 г. был обычным набегом на ближайшие поселения кочевников в районе рек Северский Донец и Оскол. Аналогичные походы в этот район князь Игорь, согласно летописным источникам, совершал и после возвращения из плена. Например, вместе со своими братьями в 1191 г.

 

М. Гетманец проникся гипотезой изюмского историка Н. Сибилева, который полагал, что битва Игоря с половцами произошла где-то между Изюмом и Славянском, и в течение 15-лет изучал район предполагаемых боевых действий русских и половецких полков, пешком исходил не одну сотню километров. Провел даже экспериментальный конный переход от Новгорода Северского до р. Сальница, максимально приближенный к условиям Игоревого похода 1185 г. Результаты этого «Гетманцевого похода» были приняты во внимание российскими и украинскими исследователями, включая самого Б. Рыбакова.

«Слово о полку Игореве» оставило нам большое количество загадок — исторических, географических, лингвистических, — заключил М. Гетманец. — Одной из них является река Каяла, на берегах которой трагически закончился поход Игоря Святославовича». Найти Каялу — это значит еще теснее привязать литературный памятник к исторической эпохе, а описанные в нем действия к конкретной местности. Гетманец пришел к выводу, что за короткую майскую ночь Игорь прошел, по летописи, «помалу идястя» не более 30 километров. На таком расстоянии от современного Изюма профессор Гетманец и стал искать Сюурлий.
В «Слове» была упомянута длинная гора — «шеломя», пройдя которую воины воскликнули: «О Русская земле! Уже за шеломянем еси!» Как посчитал М. Гетманец, именно эту гору можно увидеть и сегодня, если из Изюма выехать в сторону Славянска.llkkjjjj8.jpg
А дальше в летописи сказано, что на заре им дорогу преградили половецкие полки, стоявшие близ р. Сюурлий. Она должна была быть километров за 25 — 30 от Сальницы, к тому же небольшой и неглубокой, поскольку известно, что половцы с противоположного берега «пустивше по стреле на Русь... поскочиша», а русичи без каких-либо осложнений эту речку «переехале». По версии профессора Гетманца, нынешняя река Голая Долина и есть, видимо, тот самый Сюурлий. «Я внимательно изучил эту местность и обнаружил там высокий курган, очень удобный для наблюдения за степью, — утверждал Гетманец. — Думаю, что ставка хана Кончака была в Славянске на реке Тор. А по Сюурлию он наверняка выставил передовые отряды, которые прикрывали землю половецкую. Ибо не мог он держать открытым поле в сторону Руси. Именно здесь и произошло первое сражение между русичами и половцами. Полки Игоря одержали победу над сравнительно небольшими отрядами кочевников, начали их преследование в глубь степи, а вечером, вернувшись с «полоном», решили заночевать. А когда рано утром 11 мая князь проснулся, то увидел, что со всех сторон русские дружины обступили половцы, и «идут они от Дона, и от моря», «аж пыль поля прикрывает». И тогда он принял решение пробиваться в направлении Донца, который всего в шести километрах, чтобы прикрыться лесом. Но половцы разгадали его намерение и, перекрыв путь, стали прижимать русские полки к речке с крутыми берегами — Каяле. И было сражение великое: «с раннего утра и до вечера», а потом «с вечера до света». «И летели стрелы каленые, и гремели сабли о шлемы, и трещали копья булатные в поле незнаемом, среди земли Половецкой».
С берегов Каялы, по летописи, плененный Игорь видел своего брата Всеволода, который отчаянно бился, идя «вкруг при езере». Финальные события битвы происходят на берегу озера, ибо летописец заканчивает свое повествование словами: «а прочие в море истопоша». Это означает, что озеро было большим. И к полудню на третий день, говорит автор «Слова», пали стяги Игоревы. «Черная земля костьми была засеена, кровью полита». Так закончили свой поход храбрые русичи, «полегши за землю Русскую».
Учитывая все эти факты, Гетманец стал искать огромное поле, на котором могли бы поместиться семь тысяч русичей и еще больше половцев, чтобы рядом были озеро и речка для водопоя и неподалеку — Северский Донец. И нашел его вблизи села Глубокая Макатиха. А дальше занялся поиском легендарной Каялы, ставшей местом гибели русского войска.
Отметим, что до Гетманца многие исследователи считали половецкую Каялу рекой символической, рекой «гибели и покаяния». Харьковчанин подошел к проблеме реалистически. «Каяла» с тюркского переводится как «скалистая», потому исследователь обратил внимание на соседние колхозные поля, усеянные огромными камнями, стал раскапывать берега р. Макатихи и... обнаружил скальную основу. Вот и живая Каяла.
Можно спорить с М. Гетманцом и его книгой. Но для этого, пожалуй, следует снова отправиться в путешествие, повторяющее поход, то есть как в древности говорили, «полк» князя Игоря. Может, кто-то из новых поколений загорится такой идеей?
Но Донецкого городища, что почти на окраине Харькова, ему никак не миновать.

Станислав Минаков

Архив газеты "Русь Триединая", Харьков, 2012