ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - КТО ЖЕ СТРОИЛ ХАРЬКОВ ПОДЗЕМНЫЙ?
Поиск


Пышно о1216899410_0000001495-1beee9fd-6a267cc8-4-5876.jpgтмеченный (насколько позволила фантазия исполнительной власти) юбилей по случаю 350-летия со дня основания Харькова, вызвал естественный всплеск интереса к истории как у жителей города, так и у самих историков. Харьковчанам красиво и настойчиво внедряется в сознание официальная версия основания города и колонизации Слобожанского края.
Чем она устраивает власть и чиновников от науки? Прежде всего — простотой.

Есть исторические документы, свидетельствующие о том, что в таком-то году на таком-то месте зафиксировано определенное количество переселившихся из-за Днепра украинцев, бежавших от притеснений польских панов. Выгодна эта версия также тем, что она фиксирует имеющее место быть притеснение украинцев поляками, что весьма выгодно с политической точки зрения, поскольку сам по себе отпадает вопрос о территориальных претензиях. А о том, что на сто лет раньше в Книге Большому Чертежу упоминается речка Харьков — так кто же об этом знает?!
Между тем, при небольшом желании той же местной власти, она могла бы отмечать не 350-летие, а, к примеру, тысячелетний юбилей города. И тому, на самом деле, есть все основания. Среди не ортодоксальных харьковских историков давно утвердилось мнение о том, что Харьков состоялся как крупнейший торгово-промышленный и научно-культурный центр благодаря его удачному историческому расположению. В древнее время, до Киевской Руси, этот край был достаточно густо населен (по тем временам) и являлся его стратегическим центром. Сеть населенных пунктов располагалась с востока на запад от Дона до Днепра, и от верховья рек Оскол и Северский Донец на севере до Азова на юге. С учетом того, что история нашего края в первом тысячелетии, особенно по IХ век, изучена крайне недостаточно, данная гипотеза вполне может считаться рабочей.
Мне могут возразить, что дата основания города может считаться официальной лишь тогда, когда будет найдено документальное тому подтверждение. Помилуйте! Разве у римской мэрии есть протокол братьев Ромула и Рэма от 754-753 гг. до н.э. об основании города? Однако это не помешало им в 1997 г. отметить свой скромный юбилей в 2750 лет. Да и документа, подтверждающего 1500 летний возраст Киева, также не существует в природе. Что же мешает нам, харьковцам, «прибавить» городу, скажем, тысячу лет? Как мне кажется, ответ прост: сознание того, что город может оказаться ровесником Киева и быть старше Москвы. Ужас-с-с!
Но обратимся к документам. Города и прочие в сей стороне селения, указывается в «Описах Харківського намісництва кінця ХVIII ст. (К.: Наукова думка, 1991), часто подвергались половецким и печенежским грабительским набегам. После поражения от войск Чингисхана в 1223 году на реке Калке, жители, лишившиеся своих князей, военачальников и правителей, оставив прародительские жилища, двигались все дальше и дальше к западу в чаянии спасти бегством свою жизнь. Победоносные татары, ограбив города и опустошив землю, обратились от Днепра к востоку, где также, «выгубив» множество людей, приклонили мечом страны, лежащие вокруг Дона и Донца.
Только по одному этому абзацу можно поставить много вопросов. Например. Оставив прародительские жилища, население под угрозой новых татарских набегов, уходит на запад. Спустя триста-четыреста лет потомки тех, кто ушел на запад, возвращаются на родину предков. Можно ли их называть колонизаторами или черкасами? Или все же они, возвращаясь на историческую родину, должны именоваться иначе? Почему евреев, раскиданных по всем странам мира и возвращающихся в Израиль по-прежнему зовут евреями, а не колонизаторами? А ведь на Слобожанщину пришли не турки, не поляки, не татары, несколько столетий притеснявшие украинцев, а предки слобожан, вынужденных, выражаясь современным языком, мигрировать на западную часть своих исконных земель, которые вскоре были оккупированы литовцами и поляками!
В принципе, потомки населения Киевской Руси, могут считаться колонизаторами России. Это их предки несли достижения европейской цивилизации племенам вятичей и кривичей, обитавших в лесах Подмосковья. И к первому летописному упоминанию о Москве в 1147 году, на территории современной Украины, в том числе на месте нынешней Харьковской области, успешно функционировали самодостаточные удельные княжества и государственное объединение Киевская Русь.
И что же здесь невероятного? Обратимся к документам, например, арабского географа Идриси, указывающего на существование шести крепостей в пределах одной только Слобожанщины! Об уникальности сведений, представленных арабским географом свидетельствует хотя бы тот факт, что над своим главным трудом он работал пятнадцать лет. Кроме карты, включавшей 70 (!) больших листов, Идриси подготовил сопроводительный текст к ней (с более 7000 названий) и схематическую круглую карту, изображавшую весь Старый Свет.
Советский академик Б.Рыбаков, тщательно исследовав труды Идриси, кажется, первым из русских историков-иследователей вводит в научный оборот гипотезу о том, что на середине караванного пути из «Болгар в Киев» находился высоко развитый географический район, включающий в себя шесть крепостей, контроль над которыми в VIII — Х в. переходил то к русским князьям, то к тюркам и половцам. Высокоразвитым он был еще и потому, что здесь проходил, по словам Рыбакова, «загадочный рубеж страны Рум, или Рус, лежащий как бы на полпути между Болгаром и Киевом», то есть на границе между русскими землями и половецкими. Начиная с ХП в. в арабской географической литературе появляется новое название города — Каракартия (у Идриси), Каркаяна (у Ибн-ал-Варди), Каркабан (у Ибн-Аяс). По убеждению Б. Рыбакова, которое он развивает в рабочей гипотезе, речь идет о Харькове.
Но поскольку это сообщение было сделано в 1952 году и входило, мягко говоря, в противоречие с официальной версией истории СССР, то сенсацией оно не стало. Труды Рыбакова публиковались в специальных изданиях, широким массам известны не были. Да если бы и стали известны, что в то время могли сделать массы, только что победившие фашистскую чуму?
Интересные версии о месторасположении крепости Шарукань предлагаются харьковскими краеведами. Известно, что кочевники городов не строили. «Населенными пунктами» у них была система стойбищ, как правило, наиболее постоянными были зимние стойбища. Обнаружить местоположение зимних стойбищ можно по некрополям, располагавшимся обычно невдалеке от стоянки. Для кочевников характерны могильники в виде насыпных курганов. Если бы была возможность составить кадастр курганов по времени их создания, можно было бы с математической вероятностью определить места стоянок кочевников, а кадастр по их количеству на единицу площади — наибольшие стоянки. Поскольку захоронения подобного типа трудоемки и предназначены для выдающихся членов племени, предводителей, у наибольшей стоянки таких курганов больше.
Еще один вариант поиска «столицы» — через так называемый домен. Известно, что центральное стойбище всегда располагалось в центре территории проживания объединения племен — домене, что облегчало контроль подвластных народов, позволяло своевременно реагировать на появление опасности у границ своей территории. А поскольку основным родом деятельности кочевников было скотоводство, то они старались селиться в привычных для них степных районах, избегая лесных массивов и пересеченную местность.
Исходя из сведений, почерпнутых из Воскресенского списка, Шарукань должна была находиться на некотором расстоянии от Донца в западном или восточном направлении. Идеальной территорией для домена кочевников могло бы быть междуречье Северского Донца и Оскола. Возможно, здесь и находилась центральная ставка половецкого хана Шарукана.
Существует и другая интересная гипотеза.
Д.И. Багалей в своем труде «История города Харькова» упоминает о гипотезе профессора Н.Я. Аристова, предполагавшего, что Харьков возник на месте древнего половецкого города Шарукань. По мнению Д.И. Багалея, этот город должен был находиться в местности нынешних Харькова и Чугуева. Кстати, наибольший (высота 4 м) и до сих пор не распаханный курган Могила Высокая (очевидно, насыпанный позднее всех) находится в километре на восток от пос. Зеленый Колодезь.
Как бы там ни было, территория Харьковщины — уникальное пространство для археологических изысканий. Очевидно, можно предположить, что здесь находилась сеть древних городищ-поселений, каждое из которых являло собой укрепленную крепость, а все вместе они представляли собой район, хорошо укрепленный естественной защитой — реками.
Возвращаясь к теме нашего повествования — подземельям Харькова, можно гипотетически предположить, что все эти крепости были связаны между собой подземными ходами. А почему это предположение не может считаться рабочей гипотезой? Ход истории, как правило, подтверждает народные преданья. Сегодня мы знаем о якобы имеющем место подземном ходе из-под Университетской горки в Куряж. Известны также предположения о возможном подземном ходе из Куряжа в Хорошево. По словам историка А.Н. Зинухова в Бабаях существует подземелье. Требует проверки его предположение о том, что оно может быть связано подземным ходом с Хорошевским и Донецким городищами. Учитывая холмистую местность вокруг Мерефы, вполне можно допустить наличие в окрестностях города подземных ходов. Под церковью в Красном Куте харьковскими спелеологами был обнаружен подземный ход, который до сих пор не обследован.
Можно ли иденти168713-098765432.jpgфицировать древние городища и белокаменные крепости Идриси? На наш взгляд, городища имеют более древнее происхождение, их вместе с валами можно отнести к первому тысячелетию до нашей эры. Крепости Идриси, скорее всего, относятся к VII-VIII вв. н.э. Конечно, остаются открытыми множество вопросов. О том, что происходило с Хорошевским городищем, обнесенным высоченной деревянной изгородью, нам уже известно из археологических раскопок. Но куда могли подеваться «белокаменные стены»? Камень — не дерево, и если сохранились до начала ХХ в. остатки «белокаменной» крепости Салтов, то следует искать и остальные пять! Вовсе не исключено, что мы просто не там их ищем, ведь за минувшие полторы-две тысячи лет рельеф местности изменился значительно.
За минувшие полторы-две тысячи лет изменился не только рельеф местности. Территория Украины, бывшая когда-то центром евразийской цивилизации, со временем превратилась в человеческую пустыню. Бесконечные орды кочевников, двигавшихся с Азии в Европу, вновь и вновь огнем и мечом уничтожал народы, проживающие от Дона до Днестра. В результате бесконечных набегов варваров, родину нескольких десятков племен стали называть «окраиной». Мы были «окраиной» Европы, «окраиной» Московского царства, «окраиной» России. Третье тысячелетие открывает перед нашим государством и многонациональным народом небывалые возможности: из «окраины» различных империй мы можем стать полноправной державой мирового сообщества. Для этого необходимо хотя бы проникнуться чувством гордости за наших предков, восстановить стертые страницы истории и делом доказать свою честь. И тогда только название нашего государства — Украина, будет напоминать нам о тяжелой судьбе великого народа.
Глава из книги Леонида Мачулина «Тайны подземного Харькова». Газетный вариант специально для «Тайны века».

Архив газеты "Тайны века", Харьков, 2005