ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - НА МЕСТЕ ХАРЬКОВА СТОЯЛ ДРЕВНЕРУССКИЙ ГРАД ДОНЕЦ
Поиск

13680.jpgВ посёлке Карачёвка Октябрьского района г Харькова прошёл Девятый исторический фестиваль «Игорев полк». Этот фестиваль проводится ежегодно в конце апреля – начале мая на территории историко-археологического памятника «Донецкое городище» VI века до н.э. – ХIII века н.э. в честь годовщины похода князя Игоря Северского 1185 года и «Слова о полку Игореве», с которыми Донецкое городище непосредственно связано: сюда, в древнерусский град Донец, как свидетельствует летопись, князь Игорь бежал из половецкого плена летом 1185 года.

Городище расположено на правом берегу реки Уды возле Карачёвского шоссе в 500 м к северу от автостанции «Бабаи» или к востоку от платформы «Карачёвка» ЮЖД Мерефянского направления. Оно представляет собой обрывистый холм 20 м высотой, площадью 70х38 м, который пересечён рвом, отделяющим цитадель-детинец от посада, основной части городища. Совместно с расположенным в 10 км к югу Хорошевским городищем, Донецкое городище в скифскую, раннеславянскую и древнерусскую эпохи контролировало путь из задонецких степей в Приднепровье – на Русь. В X веке городище взяли штурмом печенеги. Во времена Киевской Руси оно было вновь отстроено, на юго-востоке его появился детинец, окружённый стеной из деревянных клетей. Детинец служил резиденцией местной феодальной администрации, военной и судебной власти в округе.
Археологические исследования засвидетельствовали высокий уровень хозяйственного развития городища в VIII-XIII веках: тут знали пашенное земледелие, выращивали просо, горох, пшеницу, лён, позднее также ячмень, гречку, мак, овёс, были распространены скотоводство, рыболовство, охота и ремёсла – ткачество, гончарство, металлургия, кузнечное и слесарное дело, ювелирное литьё, резьба по дереву, кости и камню. Здесь впервые в археологических исследованиях Древней Руси были обнаружены останки домашней кошки и производство шиферних пряслиц за пределами Волыни.
В древнеславянские времена жители городища обитали в полуземлянках, в древнерусские – в избах. Донецкое городище играло роль значительного центра торговли и денежного оборота. Население оставило его в XIII-XIV веках, после Батыева погрома. Донецкое городище можно считать старейшим оплотом градостроения и городской цивилизации на территории современного Харькова, прообразом нынешнего города в эпоху Средневековья.dogoro03.jpg
Донецкое городище упоминали «Книга Большому Чертежу» начала XVII века и «Описание Харьковского наместничества» конца XVIII века. История археологических исследований городища насчитывает около двухсот лет: раскопки на его территории проводили многие видные археологи: в ХІХ веке друг Александра Герцена Вадим Пассек, в первой половине ХХ века – В.А. Городцов и А.С. Федоровский, в послевоенные годы – Б.А. Шрамко.
Фестиваль «Игорев Полк» проводится на Донецком городище ежегодно с 2005 года. Его цель состоит в сохранении и углублении исторической памяти нашего края путём популяризации истории и традиционной культуры, военно-исторических и художественно-культурных традиций восточнославянских народов, а также народного творчества и этнокультурных связей края, в частности, между славянскими и тюркскими народами – наследниками Древней Руси и Дешты-Кыпчак (половецкой степи), содействии развитию культурного обмена между народами, привлечения внимания общественности к охране исторических памятников и непосредственном включении Донецкого городища в культурную жизнь Харькова.
В фестивале участвуют туристы-краеведы, историки, археологи, литературоведы, самодеятельные творческие коллективы. Впервые он был проведен в 2005 году как костюмированый историко-мемориальный фестиваль, посвящённый 820-й годовщине «Слова о полку Игореве» и 60-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Кроме действа на городище в программу первого «Игорева Полка» входил поход по территории Харьковского и Змиевского районов – через посёлки Бабаи и Хорошево к железнодорожной станции Соколово, куда отправилась походная группа участников фестиваля. Так было положено начало соединению действа на «стационарной площадке» городища с костюмированым переходом вдоль реки Уды, некогда – Малого Донца, рубежа древнерусских земель, символично объединяя два элемента средневекового военного дела – поход и битву. Последнюю имитировала постановка боевых эпизодов или, впоследствии, проведение турнирных состязаний на городище. Но одними боевыми элементами фестивальное действо не ограничивалось: для участников фестиваля проводилась лекция-экскурсия по городищу, а также традиционные народные игры.
В последующие годы совершенствовалась как походная, так и стационарная части программы. Костюмированный поход проходил по маршруту от Карачёвки до Хорошево (либо в обратном направлении) и включал посещение в посёлке Бабаи хаты Якова Правицкого, где жил Григорий Сковорода. Это позволило фестивалю не замыкаться на узкой древнерусской проблематике, расширило его тематику и укрепило краеведческий аспект мероприятия.
В программу фестиваля был включен турнир по историческому фехтованию.
Ежегодное проведение фестиваля привлекло внимание общественности, прессы и администрации Октябрьского района. Перед фестивалем на территории Донецкого городища проводились субботники, была ликвидирована расположенная по соседству свалка. При участии автора статьи в администрации района была разработана программа меморальных и памятникоохранных мероприятий.
В нынешнем году программу фестиваля открыла лекция, посвящённая истории существования и исследования городища, его связи с событиями «Слова о полку Игореве». Дмитрий Дудко рассказал об особенностях религиозного мировоззрения воинского сословия древней Руси – дружинников и бояр, отражённых в «Слове», Татьяна Костова познакомила участников фестиваля со своими работами, а продолжило программу фестиваля выступление Натальи Афанасьевой и её коллектива. А потом для ребят была устроена восходящая ещё ко временам языческой Руси игра «Золотые ворота».
Нынешний фестиваль посетили и зарубежные гости – один «варяг» из Королевства Нидерланды Роод Боут и соседи-белгородцы, представители «Профсоюза граждан России», развернувшие над детинцем Донецкого городища знамя своей организации. А на следующий, юбилейный фестиваль приглашено Харьковское городское объединение казахстанцев «Бирлик»: ведь кипчаки-половцы, одержавшие в 1185 году победу над войском князя Игоря, были в числе предков казахского народа. Недаром ведь сходство слов «половец» и «полова» или «соловый» указывает на желтоватый цвет кожи пришельцев из Азии…
…О «Слове о полку Игореве» и событиях, описанных в нём, сказано и написано за два с лишним века очень много. Рождаются всё новые и новые версии их трактовки.
Распространено мнение, что уникальное величие «Слова» не соответствует якобы малозначительности описанного в нём события – рядового набега пограничной феодальной войны. А вот с этим есть основания не согласиться! В 1185 году поход князя Игоря и ответный набег хана Кончака фактически положили конец вековому противостоянию Руси и половцев – так же, как победа Владимира Мономаха в 1111 году в битве при Сальнице на месте нынешнего города Изюм завершила открытую войну между ними.
В 1187 году, по смерти доблестного князя Владимира Глебовича от полученных за два года до того ран, перестало существовать разорённое Переяславское княжество, «Переяславская украйна», с помощью которой князья Руси пытались контролировать степняков. Так исчез камень преткновения между двумя народами. Пусть Русь и не вышла триумфатором в той борьбе, но половецкие ханы, породнившись с Русью через род Игоря Святославича, из противников становятся союзниками. Они сражаются на стороне чернигово-северских князей и против Галича – за наследство Ефросиньи Ярославны, и против уже не по силам амбициозного Киева, и, наконец, против монголов на реке Калке… Тот союз южнорусских князей со степняками-половцами стал прообразом нынешней Украины. И уже тогда губительное несогласие, близорукий эгоизм, доверчивость к врагам и, в итоге, измена привели Южную Русь на путь погибели… Вот разгадка придуманного М.С. Грушевским понятия «Украина-Русь»: при взятии Киева Батыем в 1240-м году «русь» до последнего защищала Десятинную церковь, а «украина» открыла орде Лядские ворота («…лядские» значит «болотные», «грязные», и были они на месте нынешнего майдана Незалэжности…)
Всё это провидел в грядущем вещий автор «Слова», обозревая славянские земли от Ростова и Полоцка до Тырново и Тмутаракани! Единение всея Руси, а за ним – и Руси со Степью, (ни много, ни мало – Евразийского пространства!) – такова программа, выдвинутая им восемь веков назад! Её гениально уловил А.П. Бородин в опере «Князь Игорь», отдав должное не только мужеству и самоотвержению главного героя, но также благородству и мудрости хана Кончака, дальновидно предлагавшему побеждённому недругу союз равных. Хан понимал, что Степь с Русью – и Русь со Степью! – непобедимы!
Медленно мелют жернова истории – но верно. И сегодня пост российского министра обороны занимает дальний потомок победителя при Калке багатура Субэдэя Виктор Шойгу: оба они выходцы из небольшого, но славного доблестью тувинского народа.
А что же славяне? Неужто, как во времена княжьих усобиц или во времена Тараса Шевченко, «треба розъеднаться»? И это в дни, когда нашей культуре, нашему общему «Слову» противостоит уже не простецкое бескультурье, а нарочитая антикультура, «культурный антихрист»! Высокие и прекрасные образы наполняются отравленным содержанием. Вот и «фестивали славянской культуры» один за другим превращаются в тусовки «друзей пива», «дыки танци» заглушают «плач Ярославны», а в огнях «фаэр-шоу» видятся отблески Батыева погрома. Но наш «Игорев Полк» судьба пока что милует, потому, что мы сознательно отдаём предпочтение непосредственности культурного общения перед «массовкой», а подлинности исторического памятника – перед шаблоном «реконструкции».Igorev_polk.jpg
Мы надеемся найти средства на организацию передвижной выставки археологических материалов Донецкого городища, хранящихся в Музее археологии и этнографии Слободской Украины.
Фестивальная программа на Донецком городище была в этот раз непродолжительной: нас ждал поход «тропой князя Игоря» через дубравы у посёлка Бабаи к Сковородиновской кринице, где состоялась вторая часть нашего фестивального «тандема» – фестиваль «Философия сердца». От «Слова о полку Игореве» к вещему слову Григория Сковороды: вот культурный вектор, самой историей проложенный для нас, для нашего края! Девизом фестиваля стали слова Сковороды: «Станьмо с хором все собором» – прямое развитие идеи единства «Слова о полку Игореве»! И, к слову, если, как это кое-кто делает, искать автора «Слова» в XVIII веке, то больше всех на эту роль подходит именно Григорий Саввич!
Конечно, все люди и народы едины перед «философией сердца», и едины истоки культур евразийских народов. Но подумалось мне: не оттого ли так почитаемы сейчас «времена баснословные» и всяческие «арии», «праславяне» и «протоукраинцы», что боятся, а может, стыдятся почему-то люди простого слова «русский»?
Но так ли, иначе, но уже два «звена» культурной жизни нашего края «зацепились» друг за друга. Мы надеемся, что уже не единичные мероприятия, а единая цепь этноисторических фестивалей протянется через весь годовой календарь, чтобы оградить нашу культуру от наступления антикультуры. В этом календаре «Игорев Полк» по-своему связан и со Светлой Пасхой, и с Днём Победы. 1 июня День города в Изюме напоминает и о победе Мономаха над половцами в 1111 году, и о градостроительных трудах харьковского полковника Григория Донца вместе с одним из первых российских генералов Григорием Касоговым 580 лет спустя. В середине месяца «Алексеевская крепость» возле Первомайска – о походах фельдмаршала Миниха 1730-х годов и заселении юго-западной Харьковщины русскими военными поселенцами: до войны Алексеевский район вместе с Чугуевским имел статус русского национального. В июне – годовщина Полтавской битвы, и не административным границам отделять нас от славнейшей из побед русского оружия. И конечно же, важнейшая объединительная дата отмечается в июле — Крещение Руси!
Отчего же это событие и ныне скромное празднество оставлено пока без внимания харьковчан?
А мы будем продолжать наш «Игорев Полк», расширять число его друзей, аудиторию и контакты со всеми, кто готов развивать фестивальное движение во имя истории и культуры нашего края. Потому что главное заветное Слово, завещанное нам со времён князя Игоря, это – ЕДИНЕНИЕ!


Дмитрий Бадаев,
организатор фестиваля «Игорев Полк», старший научный сотрудник Харьковского исторического музея

 

Архив газеты "Русь Триединая", Харьков, 2013