В ноябре 2012 года Еврейский Общинный Центр «Бейт Дан» при поддержке JDC - Американского Еврейского Объединенного Распределительного Комитета «Джойнт» и RothschildFoundationEurope (Ротшильд Фонд) совместно с Музеем археологии и этнографии Слободской Украины Харьковского Национального Университета им.В.Н. Каразина в рамках совместного историко-культурного проекта «Центр иудаики» открыл выставку «Сокровища Хазарского каганата». Участники выставки могли лицезреть не только музейные экспонаты, посвященные знаменитой салтовско-маяцкой археологической культуре, услышать выступления харьковских ученых, но и насладиться… еврейской музыкой и песнопениями.
Никоим образом не выступаю против культурного взаимообогащения народов. Более того, всячески ратую за развитие подобного явления, но давайте не будем валить в кучу коней и людей. У многих, как специалистов, так и тех, чьи знания истории не выходят за рамки курса средней школы, после посещения выставки возникло легкое недоумение. И в самом деле, какое отношение к Хазарскому каганату имеет Еврейский Общинный Центр «Бейт Дан» со своими спонсорами, не говоря уже о песнях и плясках?
Оказывается, некоторые представители еврейской общественности считают себя прямыми наследниками Хазарского каганата. Они утверждают, будто его жители исповедовали иудаизм, да и сам каганат являлся крупнейшим иудейским государственным образованием в мировой истории. По их представлениям границы каганата простирались от Аральского моря до Днестра, от Кавказа до нынешней Казани. Но и этим не ограничились иные борзописцы. Уже можно слышать утверждения о том, что Киев основан хазарскими евреями, а имя легендарного основателя матери городов русских Хорива происходит от ивритского названия горы Синай – Хорев. Также название Киева связывают с рекой Самбатион, за которой, якобы, находятся земли пропавших еврейских колен. Да и название Днепра, былинной Израй-реки, происходит от … правильно, Израиля. Теперь улавливаете масштабы? А если так, то и притязания могут быть немалыми.
Но откуда же взялось утверждение о каганате как иудейском государстве? Тезис сей основывается на ряде письменных источников, прежде всего на т.н. Кембриджском документе, еврейско-хазарской переписке между Хасдаем ибн Шафрутом, сановником кордовского халифа, и царем Хазарии, документах из собрания А.Фирковича, булгарской летописи Гази-Барадж и некоторых других. Упоминаются хазарские иудеи и в знаменитой Повести Временных лет. Вроде бы солидная база для далеко идущих утверждений. Но любой профессиональный историк вам скажет, что письменные источники нуждаются в критическом анализе, поскольку очень часто они становились орудием в политической борьбе, многократно переписывались и переиначивались. Не стали исключением и документы, что легли в основу утверждений о иудейском характере хазарского государства. Большая часть т.н. еврейско-хазарского архива была составлена спустя сто, двести, а то и триста лет после падения каганата. Подлинники этих документов утрачены. Мы имеем дело лишь с позднейшими копиями, которые подверглись неоднократной переписке и редактуре. Подлинность других документов, мягко говоря, вызывает сомнения, а некоторые из них, как то материалы из собрания А. Фирковича, в научном мире признаны откровенными поздними подделками.
Конечно, письменные источники, пусть даже сомнительного свойства, могут помочь нам в изучении истории. Но для столь древних времен у нас есть еще один инструмент, с помощью которого мы можем пролить свет на события тех давних лет. Я говорю об археологии. Но вот незадача. Данные археологии не подтверждают притязания иных еврейских деятелей. Современная археологическая наука говорит нам о том, что Хазарский каганат являлся многонациональным государством, костяк которого составляли тюркские народы, к этническим евреям не имевшие ни малейшего отношения. Жили на территории каганата, особенно в приграничье, и славяне. Лесостепное население Хазарии вело оседлый образ жизни, занималось земледелием и скотоводством. Жители степи отдавали предпочтение кочевому скотоводству. Хазары славились своими ремесленниками, особенно кузнецами, и конными воинами. Политическая обстановка тех времен была крайне нестабильной. Периоды мира сменялись кровавыми войнами и набегами. Все это сопровождалось и этническими изменениями. Возможно, так в Хазарию проникли первые иудейские общины. Но вместе с ними в каганате проживали мусульмане и христиане. Однако в подавляющем большинстве население оставалось преданным язычеству. О том может свидетельствовать и характер погребений, и массовые находки языческих амулетов. Наличие исповедания иудаизма археология не подтверждает, хотя раскопки ведутся уже более ста лет.
Вот и приходит мысль о том, что люди, сами себя провозгласившие наследниками Хазарского каганата, являются проходимцами от истории, пытаются последнюю превратить в продажную девку политики. У нас хватает и своих доморощенных переписчиков истории. Так зачем нам заморские? Тем более, что за безобидными научными беседами последуют решения политические и экономические. Так может быть довольно? Или опять смолчим? Вновь призовем варягов, но теперь не с севера, а с юга? Или все же хватит нам ума и воли строить жизнь собственными руками?
И. Масленков историк, краевед
Архив газеты "Русь Триединая", Харьков, 2012