В год 400-летия начала династии Романовых после окончания Смуты ы просто обязаны оглядеть себя, свое многострадальное Отечество изнутри, понять, почему это наваждение стряслось с нами, можем ли мы вернуться хотя бы к подобию гармонии русской жизни, находясь на ином цивилизационном витке, сохраняя и оберегая преемственность своего исторического бытия.
И все же память на удивление существует порой вопреки всему, и сколько ее ни испытывай и ни уничтожай, она все равно пробьется слабыми незабудками сквозь лопающийся бетон забвения. Память хранят не только люди и книги, но и дома, ландшафты. И сказано: «Бог сохраняет всё». Это значит, что Свет сочится к нам из незримого града, Небесного Иерусалима, который всегда есть, только у нас зачастую нет дара этот свет восприять.
Романовы олицетворяли созидающую роль государства и власти во Всероссийской империи.
Первым из Романовых, посетивших Харьков, был государь Петр I Алексеевич. Причина была чрезвычайной: в 1709 году император готовился к сражению с войском Карла XII и поначалу планировал дать главное сражение шведским захватчикам под стенами Харьковской крепости.
Государь начал пребывание в Харькове с молебна о даровании победы русскому оружию. Приняв Николаевскую церковь за соборную, царь присутствовал в ней утром 2-го июня. Теперь известно, что судьбоносную роль в Полтавской победе русских войск сыграла чудотворная икона Богородицы Каплуновской, прославленная в с. Каплуновка Ахтырского уезда Харьковской губернии (ныне Сумская обл.). Поначалу Образ по призванию государя был доставлен в Харьков, а накануне Полтавского сражения был носим перед полками.
В петровский период Харьковская крепость была существенно укреплена, под ней были построены ходы, часть из которых сохранились до нашего времени. С ними связывают таинственные истории. Был прорыт и подземный ход, соединивший соборы Покровский и Николаевский. Сообщалось, что позднее, при работах по закладке фундамента нового здания Азово-Донского банка, принадлежавшего к числу самых мощных финансовых институтов Российской империи, были обнаружены остатки даже двухэтажных подземных галерей.
Самым явным свидетельством участия Романовых в судьбе слободского города Харькова является, безусловно, создание университета.
Харьковский императорский университет был учрежден указом Александра I от 17 января (29 января по новому стилю) 1804 года. Весь последующий расцвет Харькова связан с наличием в нем университета, который стал смыслообразующим остовом, на который наросло все воспоследовавшее: наука, промышленность, культура, отчасти православная духовность и общественно-политическая мысль. Под первое здание университета был передан губернаторский дом, ставший таковым сразу после отбытия императрицы Екатерины Великой из Харькова, для остановки которой был построен.
Императрица останавливалась в нем в 20-х числах июня 1787 г., возвращаясь из Крыма. «Историческая хронология Харьковской губернии» сообщает: «В Харьков въехала государыня 10 июня около 8 часов вечера и была встречена на Холодной горе преосвященным Феоктистом, губернатором Норовым, представителями города и народом.
При духовой музыке, помещенной на триумфальных воротах, сто одном выстреле из пушек государыня проследовала во дворец…». Дом уцелел в лихолетьях. Когда было построено новое здание университета, в этом доме открыли Украинский заочный политехнический институт, а в новейшие времена – УИПА (Украинскую инженернопедагогическую академию).
А в тот памятный день состоялось вечернее гуляние с иллюминацией и фейерверком. На следующий день императрица отправилась на молебен в находящийся рядом Успенский собор: «...опираясь на трость, без зонтика, в полуденный зной, она шла очень тихо, с лицом довольным, исполненным благоволения, величественно и милостиво кланяясь на обе стороны».
В тот день «Ее Величество отправилась в дальнейший путь». Событие наделало немало шума в умах горожан. О пребывании императрицы в народе остались изустные байки-легенды о топонимах Холодная гора, Хорошево, Безлюдовка. Или о встрече с философом Сковородой: «Отчего ты такой черный?» – «Э, вельможная мати, разве ж ты где видела, чтобы сковорода была белая, коль на ней пекут и жарят, и она вся в огне?» А к приезду императрицы готовились беспрецедентно. Очевидец Ф. П. Лубяновский рассказал в своих записках: «За неделю перед прибытием в городе уже не было угла свободного; жили в палатках, шалашах, сараях, где кто мог и успел приютиться; все народонаселение губернии, казалось, стеклось в одно место; к счастью, было это летом при ясной, тихой и теплой погоде». Он же вспоминал: «Показался на Холодной горе Царский поезд; настал праздников праздник. Тысячи голосов в один голос громогласно воскликнули: «Шествует!» – и все умолкло. Неподвижно, как вкопанные, в тишине благоговейной все смотрели и ожидали: божество являлось... От ворот до дворца (ныне университет. – С.М.) версты полторы. Императрица ехала шагом и из кареты по обе стороны кланялась; слышен был только звон с колоколен. Не случалось мне быть в другой раз свидетелем такой глубокой тишины и благоговения при многочисленном стечении народа. Императрица показалась на балконе дворца; тут только обычное «ура» загремело по всему городу.
Затем смерклось, зажгли фейерверк, на беду не удавшийся; к тому же ракета угодила в шею секретарю Верхнего земского суда. Придворный врач прибежал осмотреть раненого; фейерверк отменен; затем кто-то из свиты вручил счастливому секретарю золотые часы, в изъявление соболезнования от Всемилостивейшей Монархини. Звучит до сих пор у меня в ушах возглас: «мати ты наша премилосердая», который раздался между тысячами украинцев, когда разнеслась весть о часах».
С именем государя Александра I Павловича Благословенного связывают два разных визита в Харьков. 17 сентября 1817 г. в честь прибытия императора в доме Дворянского собрания, на Николаевской площади, состоялся бал.
Это прекрасное в стиле классицизма здание с колоннами, увы, было разрушено во время Великой Отечественной войны в 1943 г. Оно имело яркую историю. 13 марта 1893 г. в нем состоялось выступление П. И. Чайковского. В 1914 г., с началом Первой мировой войны, дом Дворянского собрания был отдан под лазарет. В декабре 1917 г. тут состоялся Первый Всеукраинский съезд Советов. В период Гражданской войны, когда с июня по октябрь 1919 г. в Харькове была установлена власть Вооруженных сил Юга России, в здании была размещена штаб-квартира командующего Добровольческой Армией генерал-лейтенанта В. З. Май-Маевского. В 1935 г., после перевода украинской столицы из Харькова в Киев и переезда правительства, здание было передано первому в СССР Дворцу пионеров, и накануне Нового года (1936) перед этим зданием была зажжена первая в УССР новогодняя елка для детей.
О пребывании в Харькове Александра I современником было рассказано, что государь «…изволил прибыть в соборную церковь, прослушать там краткое молебствие и отбыл в дом купца Ломакина, где изволил остановиться. На другой день, в 8 часов утра, Император прибыл в университет, где ему были представлены профессора и все студенты; их вызывали по фамилии, они кланялись и уходили. Осмотрены были библиотека и кабинеты. В поданной Ему книге Государь написал: 18 сентября 1817 года. Александр».
Второй же, если позволительно так выразиться, «визит» произошел при обстоятельствах трагических. Тело скончавшегося в Таганроге в конце 1825 г. императора везли в закрытом гробу в Санкт-Петербург. Путь был длинный и долгий. 9 января 1826 г. прах был доставлен в Харьков и простоял в Успенском соборе до 12 января.
(Продолжение следует)
Архив газеты "Русь Триединая", Харьков, 2013