ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - Светский странник
Поиск

skov2.jpgК 300-летию со дня рождения Григория Сковороды.
Именно такое определение возникло у участников Круглого стола, прошедшего 15 декабря в институте стран СНГ, посвящённого этой круглой дате. Выступавшие (И. Скориков, А. Чаленко, В. Ланчугов, М. Смолин, К. Фролов, Б. Безпалько и др.) сетовали, что в России этот юбилей был слабо замечен, в то время как на Украине ему были посвящены десятки мероприятий. Можно ли назвать Сковороду украинцем? Сам он не считал себя таковым. На Украине из него делают украинский символ, называют первым украинским мыслителем.

В современной Украине, используя любую зацепку, стараются как можно больше людей отнести к украинцам. Например, Вернадского, под тем предлогом, что одно время он был президентом украинской Академии наук. И это несмотря на то, что он критиковал политику коренизации. Пётр Ющенко (брат Виктора Ющенко) составил большой перечень украинских деятелей. Однажды его спросили: «Если всё создали украинцы, то зачем вы тогда отделились?» Тот не нашёлся что сказать в ответ, а только рассмеялся. В 1959 году на советские экраны вышел фильм «Сковорода». В фильме он представлен, как борец с самодержавием. Конечно, он им не был, как и не был самостийником. Г. Сковорода закончил Киево-Могилянскую Академию, знал латынь. Писал он на великорусском языке с небольшими вкраплениями малороссийского наречия. В котомке у него была Библия, флейта и немного вещей. Он бывал в Петербурге и Москве, подолгу жил в Троице-Сергиевой Лавре, был даже певчим императорского хора. Свт. Иоасаф Белгородский направлял его преподавать в Харьковский коллегиум. Пожалуй, самая известная цитата из не очень интересных сочинений Сковороды: «Мир ловил меня, но не поймал».
А. Чаленко в лице Сковороды увидел некий идеал, образ свободного человека. Как известно, Григорий Савич был убеждённым холостяком. Если под словом «мир» он понимал земную жизнь со всеми её соблазнами и искушениями и он устоял в них, то честь ему и хвала. Если шире подойти и коснуться гражданского аспекта, то возникает вопрос: почему «вольная птица» выше представителя сословия, несущего бремя государственного тягла, или представителя воинского сословия? Можно привести несколько сравнений: мобилизованные и несущие службу по контракту, те, кто попал в переплёт или, увидев угрозу для жизни, подаёт рапорт о расторжении контракта. На памяти инцидент в Петербургских Духовных Школах, когда несколько студентов не пошли на службу в храм по причине нежелания и отсутствия настроения. Почему казачья вольница при всём своём героизме выше стрелецкого войска, и вообще, призванных на воинскую службу? В недавно прошедшем фильме «Тихий Дон», благодаря великолепной игре актёров, мы увидели с одной стороны настоящих воинов, с другой, людей, с не очень твёрдыми моральными принципами. Тарас Шевченко, будучи солдатом в Семипалатинске, соприкоснулся со старообрядцами – людьми со стержнем, строго придерживающихся различных ограничений, живущих по Уставу – его свободолюбивую душу они не восхитили. Если несколько утрировать, то личность Г. Сковороды у меня ассоциируется с героем песни А. Буйнова «Бамбук», которого всё и вся напрягает, а лучше бы отстали и не приставали.
Сковорода искал невидимой, чистой Церкви – она была его идеалом. В этом смысле он ближе к протестантскому богословию. Кроме того, у него встречаются антицерковные реплики. По-видимому, он не был масоном, его поведению была свойственна асоциальность, вплоть до социопатства. Так, однажды его пригласили в хорошее общество, а он зарылся в стоге сена. Он был даже не философом, а скорее, мудрецом, который занимался богопознанием. Он был очевидным космополитом, который не соотносил себя ни с одной национальностью. Интерес представляют не столько его сочинения, сколько образ его жизни.
Интересным было выступление М. Смолина на тему украинства. Это скорее политическое определение, когда человек, будучи поляком, евреем или даже греком, позиционировал себя в качестве украинца. Здесь важно то, как сам человек себя осознаёт, считает ли себя частью Русского мира или пребывает в отдалённости от него, или даже борется с ним. У некоторых историков бум украинства квалифицируется как реванш степи, то есть украинцами стали называть себя, прежде всего, люди с тюркскими корнями. В конце концов, половцы, печенеги, торки и прочие берендеи никуда не исчезли, а частично ассимилировались и вошли в состав Российской империи. Украинство – это такой политический конструкт, куда вошли все те, кому неудобно пребывать в Русском мире.

Игумен Кирилл (Сахаров)