ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - Подземные тайны Захарполиса
Поиск

098393286578.jpgБытие исторического Харькова таит немало загадок: время основания, язык и значение топонима, где и когда появилось второе название — Захарполис (оно встречается у Григория Сковороды)
Куда провалилась корова?
О подземных ходах в Харькове знали до начала их обследования и первых публикаций. Держались россказни о корове, которая на Сумской провалилась в открывшийся подземный ход.


Знал о них — «с деда-прадеда» — холодногорский житель Хома Семененко (см. «Райский уголок» № 6,2001г.).
Знали о них именитые купцы Харькова. В ближних разветвлениях подземных ходав они хранили свои товары.
Знали и харьковские раклы. Следы их пребывания обнаружены при первых обследованиях.
Напротив, известные историки и бытописатели о подземных ходах умолчали или ограничились невнятными пояснениями.
К первым обследованиям подтолкнули работы по прокладке канализации. Они обнаружили второй — подземный — город: протяженные на километры галереи, их разветвления, обширные камеры со сводчатым, из массивного кирпича, сводом и утрамбованным полом.
Соответственно, первые публикации в газетах имели описательный и «технический» характер. Есть в них и упоминания о находках — деталях предметов быта и оружия, черепах. Возраст указан суммарно и без аргументации: 11-12 века и начало 18 века. Этническая принадлежность находок не рассмотрена. Найденные черепа отнесены к монгольским, но без «привязки» ко времени и этнической среде («Южный край», 23.08.1913г.).
Публикаций сравнительно немного. Краеведами библиотеки им. Короленко обнаружены и описаны более 40 статей в газетах, материалах XII Археологического съезда в Харькове (1902г.), главах в брошюрах.images012973286475.jpg
Между тем, для нашей истории — гражданской и этнической — подземные ходы не менее весомы, чем те, которые «на поверхности». Отсутствие прямых источников и скудость косвенных ограничивают задачу исследования. Остаются только более или менее обоснованные версии. Одна из версий прочно опирается, в прямом смысле, на кирпичи.
Главное — кирпич
Переселенцы — не беженцы. Они не идут «куда глаза глядят» и не оседают, где ни попадя. И не в чистом поле, но, в частности, у нас на городищах — местах былых поселений. Узнают о них разными путями — слухи, разведчики, первопроходцы.
На городище всегда остаются следы — материальные и духовные. И не досужая выдумка — понятие об ауре насиженных мест.
Таким местом было Харьковское городище — холм у слияния двух тогда еще полноводных рек.
Владели этими местами хазары, проходили мадьяры, печенеги, половцы (кипчаки, куманы). Половцы этих мест известны лучше и оставили больше следов своего пребывания.
Знали о них и переселенцы: случайно ли половецкое или вообще тюркское «хар» «шар» (укань) сохранилось и перешло в гидроним «харкова».
Археологи, и это весомое подтверждение, обнаружили следы половцев в ходе раскопок на месте нынешнего центра Харькова. Но половцы только начинали переход к оседлости и создать такие подземные громады или изготавливать кирпичи не могли.
Кирпичи, стало быть, здесь всему голова. Но ни первые, ни последующие обследователи подземных ходов не оставили сведений о кирпичах. Только в одном случае ограничились сообщением о долгой и тяжкой работе по извлечению одного кирпича из связующего раствора. Сделаем все же такое предположение.
Согласно первой переписи, в Харькове проживали 588 человек «мужеска пола». Они несли сторожевую службу, обрабатывали землю, ставили жилища. Работы по сооружению крепости вели неохотно. «...Делать нам такой острог невмочь... мы людишки бедные, голодные, еще пашни не распахали, и хлебом не обзавелись, и дворами не построились...». Вместе с тем, как доносил воевода Селифонтов, «...беспрестанно пьют, бражничают, и унять их некем...» Острог же только в воображении художника — изображение сделано чуть ли не символом начального Харькова — в сущности, частокол из бревен, а то и вовсе — плетень.
Таким образом, нет речи об использовании природного камня или изготовлении кирпича.
К тому же, изготовление кирпича и его обжиг требуют знаний и опыта. Да и смогли бы 588 человек помимо всего прочего копать и месить глину. Формовать, обжигать кирпич. Готовить раствор, выкладывать своды. Да и не найдено в раннем Харькове никаких следов «кирпичного» производства.
На это не обратили внимание ни исследователи подземных ходов, ни краеведы с историками, ни составители газетных публикаций.
Более того. Ко времени сооружения крепости Харьков, в сущности, утрачивал военное значение. Русская граница уверенно уходила на юг, татарские набеги стихали. Была ли необходимость рыть многокилометровые подземные своды, крепить их на века? К тому же для выполнения такой работы понадобился бы не один десяток лет.
Становится очевидным, первые харьковцы соорудить такие подземелья не могли, да и не было в них необходимости.
Не делали и не сделали этого и их предшественники — половцы. Кто же? Благодаря кому история Харьковского городища, оставляя позади даже вариант Донецкого городища, уводит нас в неизмеримую даль веков.
Аланский след
Долгие века, и задолго до печенегов и половцев, наши места были владениями аланов и хазар. Аланы и хазары различны по этносу и языку, но совместное (или соседское) проживание выработало субстрат культуры и быта. В частности, в умении строить. В наших местах, в частности, в Чугуеве, обнаружены следы такого строительства (ныне уничтоженные). Таковы каменные укрепления валов и стен, кладка из больших прекрасно обтесанных блоков известняка (8-9 в. н. э.).
Умели изготавливать кирпич и класть его на известковом растворе, держащемся века. Кирпич стандартного размера, хорошего обжига. Размер: 24х23,5х5 см, или 28х28х5 см или 27х2х5 см.
Не такие ли кирпичи использовали строители, выкладывая своды харьковских подземелий? Не дает ли это основание приступить к измерению «харьковских» кирпичей, сопоставить их с «алано-хазарскими» и сделать соответствующий вывод?
Не лучше ли вместо мифического основателя нашего города атамана Харька озаботиться подземными ходами Захарполиса. Сделать хотя бы ближнюю их часть объектом экскурсионного показа!
Или продолжить консервацию еще на 350 лет?...
Семен Авербух

 

Архив газеты "Тайны века", Харьков, 2004