Завершился Крестный ход по Харьковской окружной дороге, посвященный 1025-летию Крещения Руси и совершенный по благословению архиепископа Харьковского и Богодуховского Онуфрия.
На праздник Рождества Пресвятой Богородицы (21 сент. по нов. ст.) пришелся третий ходовой день – от аэропорта до Чугуевской трассы.
Крестный ход по окружной проводился уже в четвертый раз и, как обычно, длился четыре дня (две пары выходных). Его участники идут от Поклонного Креста к Поклонному Кресту, в день покрывая четверть окружной (общая ее длина – примерно 85 км).
Первый такой, воистину исторический, Крестный ход вокруг Харькова, инициированный прихожанами епархии в честь 1020-летия Крещения Руси, прошел в сентябре 2008-го. Целью его было создание защитного молитвенного кольца вокруг города и освящение четырех Поклонных Крестов, установленных на Пасху 2007 года на главных въездах в город – с запада, юга, севера и востока – в поселках Песочин, Жихарь, Пятихатки и на Чугуевской трассе за поселком Рогань, почти сразу за трагически известным со времен Великой Отечественной войны расстрельным Дробицким яром.
Участники Крестного хода традиционно несут списки двух чудотворных харьковских святынь – Песчанской иконы Божией Матери и Богородицы Озерянской. Неизменно присутствует и образ Царственного страстотерпца государя Николая, Собор Слобожанских святых. В этот раз добавилась еще икона св. равноап. великого князя Владимира. Итого, пять больших, очень тяжелых икон.
Ход движется с довольно высокой скоростью, и крестоходы пошучивают, что не все спортсмены выдерживают такой темп. В этот раз в духовный путь отправилось около 250 крестоходов, среди них – пятнадцать батюшек.
«Мы ходим с иконами, молимся, и нечистая сила вокруг нас исчезает. Мы по окружной дороге обойдем Харьков, и вокруг города образуется святое кольцо, которое будет защищать его жителей от всякого зла, – говорит организатор харьковских Крестных ходов Александр Сокол. – Цепочка Крестного хода не прерывается».
Образ Божией Матери Песчанской известен как один из чудотворных списков Казанской иконы. Он был явлен великому русскому святому Иоасафу, епископу Белгородскому, который родился в 1705 г. в Прилуках в день Рождества Пресвятой Богородицы. «Радуйся, Владычице мира, иконою Твоею Песчанскою сердца наша утешающая!» – не раз повторяется в акафисте.
Образ Святых Слободского края обычно пребывает над ракой с честными мощами священномученика Александра (Петровского) в кафедральном Благовещенском соборе Харькова. На переднем плане, в центре этой большой иконы, изображен святитель Афанасий Лубенский, держащий в руках Чудотворную икону Богородицы Озерянской. Он стоит в ряду со святителями Иоасафом Белгородским и Мелетием Харьковским, а также священномучениками Онуфрием (Гагалюком), Александром (Петровским) и Константином (Дьяковым). За их спинами – молитвенные защитники града Харькова разных эпох (у Бога нет времени!), ведущих навстречу нам, сегодняшним харьковчанам, сонм новомучеников, известных и безымянных; на иконе виден и сам город с его живыми и убиенными храмами.
Все четыре Поклонных харьковских Креста одинаковы – пятиметровой высоты, с золотистыми словами на кириллице «Спаси и сохрани». Назначение этих крестов – охранительное. В старину в наших краях заведено было так: когда путники приближались к населенному пункту, на въезде их всегда встречал большой крест.
Следовало поклониться кресту, поблагодарить Господа, что привел тебя в целости и сохранности в православное селение. Теперь этот обычай, слава Богу, возрождается: когда подъезжаешь к Харькову, становится понятно, что это православный город, а не скопище безликих «сообществ» или «население человейника» – и на сердце становится теплей, и место кажется роднее, если ты сам нездешний.
Основание крестов укреплено своеобразными усеченными пирамидами, и на каждой из черных гранитных граней выгравированы значимые слова: «Сей крест установлен и освящен Русской Православной Церковью ко Дню Светлаго Христова Воскресения в 2007 г. от Р. Х., от сотворения 7515 г. Не нам, Господи, не нам по имени Твоему дай славу, ради милости Твоея, ради истины Твоей»; «Да оградит сей крест Богохранимый град Харьков от всякого супостата. Да воскреснет Бог, да расточатся врази Его»; «Люби врагов своих, ненавидь врагов Христа, бей врагов Отечества… (митрополит Московский Филарет (1782–1867)»; «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения… ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву (Рим. 16 (17)».
Разве можно без волнения читать эти проникновенные строки! Хочется поблагодарить человека, который, следуя за умом и сердцем, подобрал такие прекрасные слова, понимавшему, что читать их теперь будут на протяжении многих лет – в солнце и непогоду, пешие и «конные».
Есть нам, грешным, над чем поразмыслить. Увы, не утрачивается, а даже возрастает для нас актуальность этих слов: «…бей врагов Отечества», «…остерегайтесь производящих разделения». И про служение чреву, как сегодня видим по новейшему украинскому евровыбору, тоже сказано точно, про них же. То есть и про нас. Ибо садили их во властные кресла мы.
Но вернемся ко Крестному ходу. Где же брать силы на дальний пеший путь? Ведь каждый отрезок между крестами – более двух десятков километров, а в колонне – две трети женщин, среди которых немало пожилых. Да и дети тоже идут в общем строю. А привалы – всего на 10 минут после каждого часа ходьбы. Однако силы откудато берутся. Видимо, дело в том, что каждый раз перед началом движения все участники хода становятся на колени перед святынями, которые проносятся над каждым Со стороны Крестный ход выглядит весьма внушительно и красиво: впереди – Крест и синие хоругви, иконы, затем построившиеся по три в ряд крестоходцы со своими иконками. Молитвы поют двумя хорами попеременно: сначала – мужской, идущий впереди, а затем – женский, следующий за ним.
В этом строю поют все и весь поход. Живое сердце откликается прежде ума, когда ты становишься сам в такую колонну и твой одиночный голос вливается в огромный хор, раз за разом – сотни раз – напевно повторяющий Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!» Ведь Крестный ход – это и совместная молитва многих людей, и возможность совершить свой малый духовный подвиг, и проникающий в самое сердце призыв идти за Христом.
Идя в колонне, как никогда ощущаешь правоту простых слов известной песни иеромонаха Романа: «Русь еще жива, Русь еще поет…». Здесь ты отчетливо осознаешь: это твой народ, это твои братья и сестры. Собранные ради спасения града и Отечества от супостата, ради торжества Православия. В отличие от тех, что заняты постоянным «дерибаном» общественной собственности, недокраденной за 22 года незалежности, или корыстным перераспределением «финансовых потоков». В отличие от тех мазеп, кто готов быстро изменить своим предвыборным обещаниям в угоду сиюминутной политической конъюнктуре, спрятав в темный угол сознания свои духовные ценности, правду и честь пращуров.
Христос ясно, на века сказал: «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матф. 6:21).
И вот, ты идешь с первыми, а не со вторыми. Вспомним и шестой луч Крестного хода «Под звездой Богородицы», который пронизал духовную, культурную, интеллектуальную столицу Восточной Украины 4 мая 2008 г. (по н. ст.). В воскресенье, в день Антипасхи, через Харьков в сторону Белгорода пронесли тогда икону Богородицы Державной, шествующую из Иерусалима в Москву и замироточившую по дороге, в Севастополе. Так, подобно лучам, и проходят через всю нашу жизнь Крестные ходы, освещая ее. Жизнь странную, в основном без благодатную, все наше смутное время, наше нелепое, загроможденное изобильными предметами и мусором пространство…
А пока с дорожного склона открывается величественная картина: среди охристо-зелено-красных холмов и оврагов, прорезая просторы, перелески, поля и посадки, небеса и облака, скоро и споро идет поющая колонна, несущая святыни в руках и сердцах – с единственной целью. Это вдохновляет и возвышает как самих идущих, так и людей сторонних.
Почему они плачут? Читая акафист Царственным страстотерпцам, принявшим всей семьей из семи человек мученическую кончину. Вставая с колен на асфальтовом шоссе, ощутив над собой дуновение плаща Богородицы. Не все плачут – некоторые улыбаются. Некоторые плачут с улыбками.
Однажды мне довелось идти неподалеку от головы колонны, и могу сказать, что я видел лица практически всех, становившихся под святыни; колонна, не прекращая движения и пения, обтекала их с двух сторон, а они поднимались с колен уже другими. Запомнился крепкий, стриженый, быковатого вида мужик в бирюзовом свитерке, бросивший раскрытыми двери «навороченного» джипа и спешно приведший к иконе за руку моложавую спутницу. Он поднялся с асфальта прямо предо мной, и я увидел: он, что называется, «рыдал рыдмя».
Не заплачешь ведь, к примеру, пересчитывая купюры от барыша. Я понимаю, почему они плачут, вставая из-под икон или стоя на обочине, провожая шествующий Крестный ход. Это может быть объяснено одним: получаемой благодатью, на которую откликается еще живая, совестливая душа.
И от ни с чем несравнимого чувства сопричастности Чему-то гораздо большему, чем твоя собственнаяличность – Отечеству земному, а за ним – и Небесному. Кто однажды ощутил, для того не существует большей радости. А кто не ощутил, тому нипочем не объяснишь. Кто-то осеняет себя крестным знамением, не выходя из машины (автомобиль гаишников идет чуть впереди колонны, и голос из мегафона «приглашает» встречный транспорт прижиматься к правой обочине и двигаться не быстрей 5 км в час), кто-то снимает ход на мобильник, кто-то выскакивает из машин, крестится. Кто-то машет радостно-приветственно, сигналит, кто-то кричит: какую икону несете? куда идете? кто идет? Кто-то звонит близким, быстро рассказывая об увиденном. Кто-то смотрит с недоумением, кто-то – со снисхождением, кто-то, наверное, – с раздражением, как на препятствие или недоразумение.
Молодая новобрачная пара, с невестой в прекрасном белом наряде, так и становится под иконы на колени – вместе, улыбаясь. Удивляет, правда, что остальные пассажиры их новобрачного «поезда» – нескольких автои микроавтобуса – так и не сдвигаются со своих кресел…
Руководители Крестного хода зовут с обочин не только взрослых, но и девушек, простоволосых, в джинсах, и мальчишек, сначала замирающих, потом живо бросающихся под святыни и выбегающих из рядов крестоходов с сияющими лицами. Кто знает, тот знает: это не может пройти в жизни ребенка бесследно.
Посредством молитвы Крестный ход как бы проводит охранительные линии между Поклонными крестами, так что вокруг города замыкается святое кольцо, обороняющее его жителей. Неслучайно идущая впереди колонны Песчанская икона, явившаяся в XVIII веке преп.
Иоасафу Белгородскому и ставшая святыней не только Слобожанщины, но и всей и русской земли, прославилась именно как защитница от иноверных нашествий. «Во времена нашествия иноверных наша свободительнице», – поется в 12-м икосе акафиста Пресвятой Богородице перед иконой, именуемой Песчанской.
Так мы и поем. А в это время политические лидеры тянут страну в сторону, противоположною выбору народа, хотя и стоят по праздникам со свечами в православных храмах. Мы поем, но помним слова нашего умного врага Бжезинского, сказанные при оранжевом гауляйтере в Харьковском национальном университете: «Мы успокоимся, когда танки НАТО будут стоять на границе Белгородской области». Сегодня эти времена приблизились? Есть и такие слова, в другом тропаре: «Спасти и сохранити хотя православное царство Российское цело и нерушимо, святый благоверный царю Николае и, видя ослепление народа твоего, отрекшагося от Царя Небеснаго, такожде и земнаго, в душевных муках, оставил еси престол земный. Темже, уповая на милость Господа и себе в руце Божии предав, непоколебим в вере и благочестии пребыл еси, воспевая: Аллилуиа!». И вот, как бы в подтверждение этих слов, казаки несут плакат: «400 лет. Дом Романовых. Прости нас, Государь!» – со множеством размещенных на нем фотографий Семейства Царственных страстотерпцев. Там же – цитата из преп. Анатолия Оптинского: «Русь без Царя – труп смердящий». Эти люди помнят, что Харьков – русский имперский город, духовная опора огромной страны, временно пребывающей в расчленении, но обозначившей волю к новому срастанию.
Можно вспомнить и слова киевского протоиерея Андрея Ткачёва, известного современного духовного писателя: «Будем помнить, что рано или поздно всякой неправде приходит конец. В День Возмездия небеса совьются, как свиток. Великий позор ожидает лживую славу века сего. Не позавидуешь тогда не только большим и маленьким современным пилатам, но и тем мелким душам, которые сегодня готовы шнурки завязывать цивилизованному европейскому барину.
Только за одно это мелкое холуйство будут они наказаны в полной мере наравне с теми, чьи шнурки рвались завязывать. А уж День Возмездия будет, поверьте. Бог наш на нас мало похож. Чего-чего, а толерантности у Него нету».
Александр Пожарский
Архив газеты "Русь Триединая", Харьков, 2013