ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - ВЕРА, ОБОГАЩЕННАЯ ЗНАНИЕМ
Поиск

Universitetskaj.gifДомовый храм некогда Императорского, а ныне Харьковского Государственного университета имени Каразина носящий имя раннехристианского подвижника и пустынника, основателя отшельнического монашества преподобного Антония Великого (ок. 251г. - + 356г. день памяти30 января) был одним из первых университетских храмов России.
Но после революции во исполнение «Декрета об отделении церкви от государства и от школы», храм закрыли, в 30-е годы здесь разместился Институт физкультуры и Клуб красного учителя; в 1963 году в здании был открыт двухзальный кинотеатр «Пионер», позднее переименованный в кинотеатр «Юность». В 90-е годы кинотеатр закрыли, а в здании разместился Украинский культурный центр «Юность».


Ровно 10 лет назад на новом историческом витке все стало возвращаться на «круги своя» был освящен новый престол храма святого Антония, и Божественная Литургия сегодня проходит в этом же историческом здании, только теперь это холл научной библиотеки, принадлежащей Университету. Служба начинается рано, в 6 часов, ведь с 9 часов библиотека открывает свои двери для посетителей.
На улице темно, тихо падает снег, все вокруг как в сказке! Мягкий свет из окон указывает нам на вход. Несмотря на раннее время и морозное утро, ждут встречи с Богом и взрослые, и самые маленькие прихожане храма, старшему из которых на вид не более 5 лет.
Служба пролетела на одном дыхании, вот уж правда, Литургия – она вне времени. Но, Боже мой! Как хорошо, что неделя, рабочая неделя, началась со службы! А сколько было борений – и вставать рано не хотелось, и термометр напугал запредельнымиморозами, и вообще - понедельник – день тяжелый, рабочий день расписан и настолько загружен, что не знаешь с чего начать. Начинать надо с молитвы. Искушения растаяли, как только началась служба, а наградой была необыкновенная легкость на целый день. Удивительно, но все самые сложные дела, решались сами собой!
После молебна настоятель, протоиерей Владимир Швец, сказал, что мы не теряем надежды на возврат храма верующим. Да и историческая справедливость того требует.
Здание Харьковского ИмператорскSv_Antonij.jpgого Университета по одноименной улице Университетской было построено в 1820 – 1823 г.г. по проекту архитектора Е.А. Васильева. Здесь располагался актовый зал, церковь святого Антония, обсерватория, вспомогательные службы университета.
Церковь в здании университета напоминает нам, что книжное учение – дело святое, это не забава, а серьезный труд, и нравственный подвиг.
Ведь наука -- Божий дар человеку, а цель науки познание Бога через явленные атрибуты и законы. Постижение законов мироздания служит духовному совершенствованию личности, обретению образа Божия, по которому и ради которого создан человек.
Скупые архивные сведения «Клировой ведомости 1912 года» говорят нам о том, что церковь была устроена 25 апреля 1831г. между библиотекой и залом торжественных собраний на казённые деньги. Каменная, с деревянным сводом, тёплая и снабжена нужной утварью. Стены церкви украшали иконы, написанные академиками живописи В.Л. Боровиковским и А.Г. Венециановым. В храме служили - настоятель, помощник настоятеля, диакон, и с 1912г. - псаломщик. Настоятель за священнослужение жалования не получал, помощник настоятеля получал 650 руб., диакон 366 руб., псаломщик 443 руб. в год. Казённых квартир не предусмотрено, настоятель живёт в собственном доме, его помощник и диакон – в наёмных квартирах. На содержание хора певчих выделяется 300 руб. в год из суммы, назначенной по Высочайше утверждённому (Императором) Уставу Российских Университетов на содержание церкви с причтами. Из этих же сумм на содержание церкви расходуется 300 руб в год. Копии метрических книг в наличии с 1838 г., исповедных росписей – с 1838 г.
Представим жизнь прихода того времени. Например, наличие такого большого для домового храма штата священнослужителей говорит о том, что служение их было непростым и востребованным.
Архивные фонды Университета практически утеряны. Немногие сохранившиеся документы рассказывают нам о студенческих волнениях периода 90-х г.г. XIX века вплоть почти до начала Первой мировой войны. В газете за 1907 год опубликовано письмо, в котором прихожанин Антониевского храма с болью в сердце говорит о том, чему он стал свидетелем на Пасхальной службе: «батюшка возглашает «Христос Воскресе!», а сердца прихожан не откликаются на возглас. Впечатление такое, что не на службу пришли, а показать себя, наряды и украшения.»
Такое охлаждение к вере явилось предвестником разрушения великой страны.
Но изначально, после Крещения Руси, школьное образование пришло из Церкви. Родители не понимали смысла обучения и детей отбирали у матерей, заставляли учиться насильно, и матери «плакахося» о своих детях, отданных в школы, «яко по мертвецам». Но, обучившись грамоте, дети возвращались в семьи и просвещали уже своих родителей. Русь была образованнее Европы но раздробление Киевской Руси и татаро-монгольское иго повлекло за собой снижение уровня образования.
С незапамятных времен существует расхожая фраза: «Русь крестили, но не просветили». Плоды этого мы пожинаем и поныне.
И в этом смысле нахождение домовой церкви в здании учебного заведения имело особенное, благотворное значение и глубоко-символический смысл.
И как в начале бытия мира от Бога воссиял вещественный свет, так всегда от Него же подается всем людям и свет творческий, духовный, благодатный свет истинного знания и жизни. Дом Божий, в доме науки напоминает нам о великой истине, что «всякая премудрость от Господа, и с Ним есть во век» (Сир.11).
Когда Слово Божие звучит в живой проповеди священников среди учебных стен, мы убеждаемся что вера и наука не враждебны, но составляют единое целое, поскольку происходят из одного источника давшего человеку и естественный разум, и сверхъестественное откровение.
Но революция многое изменила в системе образования. «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви», принятый Советом Народных Комиссаров РСФСР 2 февраля 1918 года, исключил преподавание Закона Божьего и истории церкви из образовательного процесса.
Город Харьков не стал исключением. 2 мая 1919 года, Харьковский епархиальный совет вынужденно рассматривает вопрос о храмах при учебных заведениях.
В силу «Декрета об отделении церкви от государства и школ от церкви» закрытыми оказались храмы при учебных заведениях. А между тем потребность в храмах для верующих была очень велика, и к Епархиальному начальству поступают ходатайства об открытии при таких храмах приходов путем организации при нем общин.
Принимая это во внимание, а также исходя из этого принципиального положения, что храмы со Святым Престолом, как великая святыня, по церковным канонам не подлегают перенесению в другое место, и помещения храмов ни под каким видом не могут быть употребляемы для иных назначений, Епархиальный Совет «убедительно просит правительственную власть разрешить передать такие храмы на общих основаниях в арендное пользование церковных общин, где таковые организуются, и где на это проследует согласие местного школьного совета».
В июне 1919 года в город вошла Русская Добровольческая Армия, появилась надежда на возраждение. Но в декабре 1919 года, после отступления Добровольческой армии из Харькова, все самое страшное только начиналось…
Каждая эпоха сложна по-своему. Наше время не лишено трудностей, ведь вновь возникала необходимость утверждать и взрослых, и детей в вере предков, духовно просвещать и учить азам Православия.
Но в современном мире все усложнилось: людям стало тяжело отличать добро и зло и правду от вымысла. Изощрились технологии информационно-психологического воздействия на человека. Ложь подается в красивых, внешне безупречных упаковках и молодежь лишенная обширного жизненного опыта зачастую попадается в ловко расставленные сети.
«Ложь в политике, как и в быту, есть функция классового строения общества,- писал Троцкий. – Ложь угнетателей есть система одурманивания масс для поддержания своего господства. Ложь угнетенных есть оборонительное орудие слабости».
Сплошь и рядом мы видим подмены понятий: Полезное подменили вкусным, здоровое – веселым, мудрость стала рациональной, духовное – душевным и сентиментальным.
Ранее обучение грамотности велось по псалтири, вос-питая ребенка мудростью Божией с первых шагов просвещения (слово «просвещение» имеет смысл «крещение»), то чему теперь учит современная школа?
Учащиеся получают поверхностный механический набор знаний, но они не воспитываются, не образовываются, не формируются как личности. Почему? Возможно потому, что человек, не имеющий нравственных опор, легче поддается манипулированию. Ведь, кроме того, что он учащийся, он еще и потребитель и избиратель.
На примере Университетского храма святого Антония, мы увидели, что до революционной смуты задача воспитания решалась взаимодействием Церкви, и системы образования. Теперь пришло время собирать расточенное имение.
Есть надежда, что рас-строенные люди с помрачненным разумом, которым свойственно говорить одно, думать другое, а делать третье, станут обретать изначальную целостность, -- нас-троятся, и их разум просветлеет. Ведь ученье свет! И тогда они будут стремиться говорить, делать и думать одно и то же, а значит, обретут ключ к пониманию Единосущности Творца. А нас-троенному, духовно целостному, человеку на любом поприще Бог открывает свои Тайны и более того, Делает его Своим сопричастником, и соработником.

 

Ольга Куценко
Сергей Моисеев

Архив газеты "Русь Триединая", Харьков, 2012