ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - В ЧЕРНИГОВЕ НАШЛИ «ЮБИЛЕЙНУЮ ИКОНУ ПУШКИНА»
Поиск

049999563.jpg24 января исполнилось 950 лет со дня обнаружения любимой иконы Пушкина — Елецкой Божьей матери, ставшей тем самым «чистейшей прелести чистейшим образцом», который описан в стихе Пушкина «Мадонна». Этот образец сейчас пребывает в Чернигове, в Елецком монастыре. А стих Пушкин написал, когда добился согласия Натальи Гончаровой стать его женой.
Икону, которую Пушкин «желал быть вечно зритель» искали в российских храмах. Она имела отличительные особенности, не свойственные храмовой живописи: Мадонна и Спаситель написаны «одни, без ангелов, под пальмою Сиона». Они взирают «с холста, как с облаков ... кроткие, во славе и в лучах».
Икону обнаружил в Черниговском Елецком монастыре пушкинист и директор Центра украинских исследований Института Европы РАН Виктор Мироненко. Икона называется «Елецкая» (Черниговская).


На ней живописец, мало искушенный в мастерстве, искренне силился написать и ель, на которой по рассказам обнаружили икону, и город Чернигов.
В итоге ствол ели пришлось сделать таким высоким, а ее ветви такими пушистыми, что Елецкая икона Божьей Матери появилась на ели вблизи Чернигова в 1060 г. Икону поместили в церкви, сооруженной в честь Елецкой иконы Божьей Матери, а преподобный Антоний Печерский (один из основателей Киево-Печерской лавры) благословил основать там монастырь. У 1238 г. Его разрушили татары, но икона сохранилась, была спрятана в монастырской стене. В 1470 г. Киевский князь Симеон Олелькович отстроил обитель, икону поместили в храме. С 1687 по 1930 год, икона находилась в Успенском Соборе г. Харькова она стала похожа на пальму.
Виктор Мироненко рассказал: «Мы искали эту икону еще вместе с академиком Дмитрием Лихачевым, и создали фонд 200-летия Пушкина, печатали книжки, занимались пушкинским домом. Но мы все пытались понять: как на православной иконе может быть пальма? И когда я увидел ее оригинал в Черниговском Елецком монастыре, а список с нее в Спасском соборе то заподозрил, что Пушкин говорил именно об этой иконе.
Я выяснил, что в 1828 году Пушкин был в Чернигове проездом, посещал Спасский храм. Его даже видели вблизи собора в состоянии изрядного подпития. В 1830-м Пушкин написал стих «Мадонна» — о Елецкой иконе.
Пока я искал ее, то сам историк по профессии, сделал для себя массу открытий. Мне говорили, что царская Россия была сплошь неграмотная. Это неправда. Значительную часть русского крестьянства составляли старообрядцы, которые занимались переписыванием и чтением церковных книг. Но они говорили, что неграмотны — боялись, что власти заставят их переписывать нечто богохульное.
В поисках иконы я успел познакомиться с последним потомком Пушкина по мужской линии — Григорием Григорьевичем, даже художника Илью Глазунова с ним сдружил. Григорий Григорьевич Пушкин жил в Москве, работал наборщиком в типографии «Правды» и был неимоверно похож на самого Александра Сергеевича. Дожил до 80 лет, был интеллектуалом, хотя никакого системного образования не имел: сначала он был на финской войне, потом — на Великой Отечественной, а потом вернулся в Москву и стал наборщиком.
Но какой у него был слог! Видно, это генетически передается. Он гениально делал и картошку по-пушкински. Не знаю рецепт, но очень хороша была — фирменное блюдо. Мы спрашивали у Пушкина: «А правда, что на дуэли Дантес был в бронежилете?». Григорий Григорьевич отвечал: «Нет, ну что вы, какой бронежилет! Кольчужка была. По преданию нашей семьи, дуэль отложили на неделю, потому что Дантесу не успевали сделать кольчужку. А Пушкин прекрасно стрелял, он в комара попадал. Потому ерунда, что он случайно попал в медную пуговицу Дантеса».
А Глазунов задал Пушкину главный для него вопрос: «Кто же был организатором интриги вокруг Дантеса и дуэли?». Григорий Григорьевич ему возьми и ответь: «Да Романовы же!
Романовы!».
Когда Григорий Григоровьевич умер, власть смогла сделать для него единственное — выделить место на Ваганьковском. Осень была, на похоронах — человек 20 пушкинистов, уныние, дождь. И посреди этой серости — свиридовская мелодия из пушкинской «Метели». Ее наигрывал нищий тромбонист, материализовавшийся из дождя. Так мы и проводили последнего Пушкина — под «Метель».
Александр Пушкин «Мадонна»

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель —
Она с величием, он с разумом в очах —
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

 

Янина Соколовская

Архив газеты "Русь Триединая", Харьков, 2010