ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - БЕЛЫЕ ПЯТНА ЗЕМЛИ СЛОБОЖАНСКОЙ
Поиск

plokijhugftdrsedfghj.jpgСлобожанщина занимает обширную территорию нынешних Харьковской, Сумской, отчасти Донецкой и Луганской областей Украины, Белгородскую, отчасти Курскую и Воронежскую области Российской Федерации.
Обозначение «Слобожанщина»: «Cлободская украйна», «Слободские городы» появляется не раннее конца 16 века.
Историография видит в Слобожанщине названного времени или «степную окраину Московского государства» (Д. Багалей, 1887 г.) или «Слобідську Україну» (он же 1918г.), или ничейную землю, или территорию, извечно принадлежащую Украине. По-разному освещают и ее заселение.
Слобожанщина по Н.Сумцову не более, чем «пустий попереду... край», а песня — задорная и маршевая — ведёт сюда «поважних» хозяев.


Идиллии, нарисованной Сумцовым, противостоит вывод, сделанный Д. Багалеем: «Обыватели Украины поднимаются с семьями и пожитками. Какие успеют наскоро захватить; часто они сами не знали, где им искать приюта, и шли, как выражались тогда «на мандрівку» или «на волокиту». Множество прочан, не добравшись до новоселья, погибали от скудости пищи, безводья и крайнего утомления сил... Однажды гетман Дорошенко встретил более десяти тысяч прочан, которые шли обозом на левый берег. Все сопротивлявшиеся были изрублены, а остальные отданы в татарскую неволю.
Идиллию, нарисованную Сумцовым, опровергает и подьячий Николай Гаврилов (1676 год):
— «А которые де Черкасы и иные иноземцы многiе, съ женами и съ детьми, отъ разоренiя и отъ голоду бегут на сю сторону Днепра в городы на житье, а на заставахъ ихъ не пропускаютъ, и хлеба имъ купить черезъ заставу не дадутъ, и те отъ голоду и отъ холоду на степи мрутъ многiе» (смотрите акты.., том 12, с. 452).
И таких свидетельств много...
Д. Багалей первым поставил изучение Слобожанщины на научную основу. Но вот парадокс, в 1887 году он увидел в Слобожанщине степную окраину Московского государства и замечательный сторожевой уголок России, а в 1918 году, в иной политической обстановке, уже — одну из частей Украины.
В 1887 году он писал о заселении Слобожанщины великороссами с севера, и «черкасами» с запада. В 1918 году на первое место он ставит украинских переселенцев, среди которых поселения великороссов стоят единичными гнёздами.
В 1887 году он приводит громадный по объёму материал, свидетельствующий о том, что переселенцы с запада размещались только с согласия московских властей, и занимали места по их указанию, а в 1918 году он обходит это обстоятельство полным молчанием.
В 1887 году он, комментируя Юрия Крижанича (хорватского учённого на русской службе), увидел в освоении Слобожанщины Россией «нашу политическую задачу XVII века, решительное влияние на ход нашей исторической жизни» (с. 282). Слово «наше» подчёркнуто нами.
В 1918 году он пишет про «з’єднання Слобідської України з Україною» и ещё раз выделяет: «великоруське заселення Слобожанщини було дуже невелике, як його зрівняти з українським» (с. 23).
Несмотря на такие противоречия, оба труда Багалея, насыщенные огромным количеством документов, сохраняют и сегодня (особенно сегодня!) первостепенное значение.23135035cf8730d40.jpg
Отношение к Слобожанщине неоднозначно в гражданской истории России. В августе 1917 года временное правительство, признавая самостоятельность Украины, объявило об исключении из состава Украины Харьковской, Екатеринославской, Херсонской, и части Таврической губерний. Центральная Рада напротив, тогда ещё не признав отделение от России, и не имея в названных губерниях своих органов власти, тем не менее, в третьем универсале назвала перечисленные губернии, кроме Крыма (!), составными частями Украины.
В 1917—1919 годах по Харьковщине прокатилась волна провозглашений независимых государств. Среди таких государств — однодневок: Пархомовка, Мурафа, Изюм. В Святогорске (тогда в составе Харьковской губернии), как сообщила газета «Народное дело» № 24, 1917г. «провозглашена самостоятельная республика, во главе её стоит начальник отдела милиции Шилов».
Несколько месяцев продержалась Донецко-Криворожская республика, никем не признанная, и в конечном счёте оккупированная немцами.
На Слобожанщине (Харьков, 1917 год) была провозглашена Советская Украина. На Слобожанщине (Харьков, 1922 год) было принято решение о вхождении Украины в состав СССР.
Слобожанщина остаётся тем, чем и была: одним из историкогеографических регионов Украины.
Но оставим в покое историю с географией. Отдадим предпочтение истории. Здесь-то Слобожанщина расскажет о себе многое о многом.
Неоднозначно отношение к Слобожанщине и в историографии. Д.Багалей противоречив в оценках 1887 и 1918 годов. Противоречит себе в пределах одной книги и Н.Сумцов. в одних случаях Д.Багалей (1918г.), Л.Слюсарский (1962г.), В, Загоровский (1980г.) — называют её частью московского государства. В других — территорией, принадлежавшей крымским татарам. В третьих — неотъемлемой частью Украины уже в XVI веке. Обилие документов, в частности, бумаги Белгородского стола Разрядного приказа Московского государства, Акты, относящиеся к Южной и Западной России, свидетельства Самовидца Гребянки, Величко, Ригельмана позволяют принять первое из перечисленных мнений.
СЕМЬЯ НАРОДОВ
У Слобожанщины богатая этническая история. Эта история помнит волны, скажем условно, народов и племён. Одни из них оставили по себе память, другие исчезли бесследно. Одни приходили и уходили, другие оставались, будь то кочевники, будь то оседлые. Потоки шли с востока и с северо-запада. Одни этнические общности распадались, другие объединялись. Было время, когда нынешняя Слобожанщина входила в Хазарское государство, продолжалось развитие мадьярского общества «страна Лебедия», объединялось с другими, распадалось, приходило и уходило сообщество аланов. Здесь половцы (кипчаки, куманы) переходили от кочевий к оседлости. Сражались, мирились, родичались со славянами, существовало сообщество так называемых бродников.
Гидроним «Донец» напоминает об аланах: «дон» означает «вода». Многие реки Осетии-Алании имеют такой корень: Ардон, Гизельдон и другие. Гидронимы «Изюмец», «Торец», «Коломак», «Оскол», «Орель», «Самара», «Ворскла» напоминают о тюрках.
Тюркоязычны и топонимы «Харьков», «Чугуев», «Изюм», «Балаклея», «Мерефа», «Мурафа», «Адолага» (Водолага), «Тор» (Славянск).
Валахи, расселённые на Слобожанщине Петром I, давно растворились в славянской среде, но о них напоминают топонимы Абазовка, Булацеловка, Кантакузово, Волохов Яр. Башкировка в Чугуеве напоминает о башкирах, поселённых здесь велением Петра I.
Не установлено этническое происхождение гидронима Каяла (встречается только в тексте «Слова о полку Игореве»), и гидронима Мерло.
Не установлены, но могут быть косвенно прослежены строители подземных ходов в Харькове и Чугуеве. Характер кирпича кладки, а может быть и сама кладка, возможно указывают на алан и хазар — искусных, как известно, строителей.
Основная масса гидронимов и топонимов на Слобожанщине славянская, но нет возможности установить их хронологию, разграничить великорусское и малорусское происхождение.
Гидронимы устойчивы. Топонимы более изменчивы, зависят от языка и среды их носителей, или их соседей. В частности «кипчаки» — это самоназвание. Они же у славян — половцы, у мадьяр — куманы (камани). При этом нельзя сказать, относятся ли эти обозначения к одной общности, или к её составляющим, которые становятся известными разноязычным соседям.
Константин Багрянородный, следуя своим источникам, смешивает болгар и хазар с мадьярами «Леведии».
Этническая история Слобожанщины в пору переселений XVI—XVII веков таит немало загадок, и эти загадки имеют право на всестороннее их изучение...
ДИКОЕ ПОЛЕ
Опустошённая татаро-монгольским (или иным, как теперь полагают) нашествием, Слобожанщина становится частью обширного Дикого поля, простирающегося до берегов Чёрного и Азовского морей.
Представление о таком Диком поле даёт, в частности митрополит Пимен в 1388 году: «Бысть же сие путешествие (по Дону) печально и унынливо, бяше бо пустыня зело всюду, не бе бо видете тамо ничтоже, ни града, ни села, аше бо и бываше древле. Града красны и нарочиты зело видением, места точию, пустожь все и ненаселено: нигде бо видите человека, точию пустыни велия и зверски множество... и бяше вся пустыни великия» (никоп. летопись, IV,c. 160).
С заселения и освоения Дикого поля начинается новая жизнь Слобожанщины.
С конца XVI века через Слобожанщину медленно, с перерывами, но неуклонно продвигается к югу граница Московского государства. Это не было завоеванием — земля была ничейная. На западе границы Литвы (затем Польши) не шли восточнее Валок. На побережье морей хозяйничали турки, но до соприкосновения с ними время тогда ещё не пришло. Их союзники — крымские татары — на овладение Диким полем не посягали, на востоке доживали век остатки Золотой Орды...
Таким образом, Московское государство в своём продвижении на юг не затрагивало ничьих интересов, не имело нужды вступить на этом пути с кем-либо в международно-правовые отношения.
Новые земли надлежало и охранять и осваивать. В этих целях московские власти планомерно переселяли сюда великороссов с севера и «черкас» с запада.
Переселенцы с запада приходили по собственной воле, но расселялись только в указанных им местах, при этом все переселенцы обращались к властям с челобитной, признавая себя подданными русского царя. Вот несколько примеров, взятых из «Актов, относящихся к Южной и Западной России», и из материалов, собранных Д.Багалеем:
«Царю государю и великому князю Михаилу Федоровичу всеа Русиi бьют челомъ твои чугуевскiе переезжие черкасы...» (1639г.), или «великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всея великия, малыя и Белыя Росiи, Самодержцу, бьютъ челом холопы твои...»
В 1654 году пришло в Чугуев 45 черкас с жёнами и детьми, и по их просьбе поселены на Печенежском поле. Их вожак Ивашка Волошенинов ездил в Москву с челобитной к государю и государь пожаловал черкас — повелел выдать им жалование. За это черкасы обязались защищать украйну от крымских, ногайских и литовских людей (Акты... том XV, год 1658, с. 428). В 1655 году явилась из Чугуева партия малороссиян в 800 человек и испрашивала позволения у государя селиться на вечные времена в Чугуевском уезде в урочище между реками Лопань и Харьков. Государь велел их здесь устроить дворами и наделить землёй. (там же, с. 426)
В 1675 году указ князю Волконскому предписывал: «черкасы по государеву указу устроены на вечное житиё в Белгороде, ... и ему князю ... к тем черкасам держать бережение великое, чтобы выезшим черкасам убытков никаких не было и лошадей бы и всякой животины у черкас никто не отнимал и не крал. И к тем черкасам держать ему ласку и привет доброй... А буде учнут приходить в Белгород черкасы вновь из-за днепровских городов, и ему тех черкас в Белгороде строим на службу с прежними белгородскими черкасами... всякими угодиями тех черкас устроить, где пригоже». (Багалей, 1887, с. 403-404).
Было и встречное движение: московские власти стремились укрепить западные пределы и помогать местному люду.
«...И великий государь изволилъ въ Плотаву (Полтаву) послать воеводу и города строить, ... чтобы в Плотаве черкасы дворами построились и хлебом обзавелись» (Акты.., т. XV, с. 181).
«...По нашему, Великого государя, указу ... воеводы и ратные люди въ малороссийские города посланы были для обретенiя отъ неприятельскаго прихода, а не для разоренiя» (Там же).
Князь Юрий Трубецкой царю (1673 год):
«...По твоему великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великiя и Малыя и Белыя Росiи самодержца указу, на твою великого государя службу въ Кiевъ, идемъ мы, холопы твои твоими великого государя малоросiйскими городами, обозами, перешедъ Десну реку» (там же, т. II с.128).
«...Великiй государь царь и великiй князь Алексей Михайловичъ, всея Великия и Малыя и Белыя Росiи самодержецъ, указал смольнику и воеводе Олексею Пантелеевичу Чирикову быти на своей государевой службе въ Плотаве ...» (там же, т. XV, с. 151. год 1656).unnamedzxcdrtfyghijokpl.jpg
«Особое самостоятельное место — сообщает Д. Багалей (1887 год, с. 162) среди переселенцев занимают монахи православных южнорусских монастырей их сообщение с Московскими государями началась с очень раннего времени. Первое документальное известие об этом относится к царствованию Ивана Васильевича Грозного к 1583 году».
Далее Д. Багалей подробно сообщает об этом (с. 162-175). Православные архиреи вели прямые и тайные переговоры с Москвой, имея в виду прямое воссоединение (это слово у Д. Багалея выделено. Ред.) Великой и Малой России. ...в двадцатых годах XVII столетия завязались уже тесные отношения южнорусского православного духовенства с Московским государством, в тридцатых годах они получили дальнейшее развитие...
— Чрезвычайно интересны те причины, которые заставили монахов полтавских монастырей уйти из подданства Речи Посполитой и поселиться в каком-нибудь тихом пристанище (выделено Д. Багалеем — ред.), назначенном благоверным государством Михаилом Фёдоровичем.
— Все благодеяния московского правительства южнорусским монастырям подготовили почву для будущего воссоединения.
...Киевские старцы в своих челобитных о милостыне для украшения церквей постоянно указывают на то, что церкви эти были построены прародителями нынешнего государя, великими князьями Владимиром и Ярославом; здесь проскальзывала мысль об исконной принадлежности Киева православным московским государям, мысль эту с большим сочувствием встречали в Москве.
В 1887 году Д.Багалей подробно рассказал об этом и выделил места, подчёркивающие необходимость воссоединения России и Украины. В 1918 году все эти сведения он обходит молчанием.
(продолжение следует)

 

Семен Авербух

Архив газеты "Тайны века", Харьков, 2005