ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - НИКОЛАЕВСКИЕ ХРАМЫ ХАРЬКОВА
Поиск

Nikolaevskii.jpgСвятитель Николай Мирликийский – один из наиболее повсеместно почитаемых христианских святых. Почитание святителя выразилось, прежде всего, в строительстве храмов, посвященных ему.
На Слобожанщине храмы в честь Николая Чудотворца строились во множестве. К 1904 году ему был посвящен каждый 8-й храм епархии, а в Харьковском уезде его имя носил каждый пятый.
В первом Николаевском храме Харькова историко-справочный путеводитель А. Н. Гусева (1902г.) сообщает: «В первый раз деревянный храм с колокольнею, стоящей отдельно, основан был в одно время с основанием города и не позже 1655 года; занимал место у самой стены города».

«Петр Великий в проезд свой через Харьков в 1709г., приняв Николаевскую церковь за Соборную, присутствовал в ней при богослужении» -- пишет архиепископ Филарет (Гумилевский). В 1733 году храм сгорел и на его месте был построен солидарный каменный, похожий по архитектурному стилю на Покровский собор. Его освятили в 1770 году. Храм несколько раз перестраивали, а в 1886г. разобрали из-за ветхости. Когда принималось решение о разборке прежней и строительстве новой церкви, харьковчане разделились на приверженцев старины и новых веяний в архитектуре.
Победили последние. На этом же месте в 1887-1896 годах по проекту В. Х. Немкина возвели величественный пятиглавый храм в русско-византийском стиле. Храм считался визитной карточкой Харькова, его украшением, а площадь, на которой он находился, так и называлась –- Николаевская (сейчас площадь Конституции).
Тем не менее, после революции Николаевский собор, стоявший на главной площади республики, было решено разрушить. Официальная причина – он мешал прокладке трамвайных путей. В 1930 году началась очередная волна массового закрытия и разрушения церквей. Вот один протокол заседания горсовета того времени: «17 февраля 1930 года Решили: -- закрыть и разрушить Мироносицкую церковь за счет строительства оперного театра. Разрушение произвести путем взрыва.
-- Закрыть и разрушить Николаевский собор путем разборки. Считать необходимым весь строительный материал, кирпич и щебень, использовать на строительство школ-семилеток…
-- Закрыть Николаевскую церковь на Павловке». В списке 8 храмов города, подлежащих закрытию.
Но даже в те годы гонений на веру, в Харькове оставались храмы, посвященные святителю Николаю. Самым старым из них был Николаевский храм на Григоровке.
Григоровка вошла в городскую черту в 1924 году. Раньше это было село. Оно принадлежало дворянскому роду Норовых. О первом деревянном храме села в Исторической хронологии Харьковской губернии К.П. Щеклова есть запись: «1765 год. Основаны церкви Св. Николая в следующих селах: Харьковский уезд, Григоровка при Удах».
Спустя более чем полстолетия постройки деревянного храма – в 1820 году – на его месте на средства полковника Александра Дмитриевича Норова был построен однопрестольный каменный храм в стиле классицизма. Храм построен и освящен при архиепископе Павле (Саббатовском, управлял Слободско-украинской епархией в 1817-1826гг.). Проект был заказан архитектору Харьковского университета Е. А. Васильеву, автору проектов и строительства многочисленных зданий города, в том числе несколько университетских корпусов, в одном из которых размещалась Антониевская университетская церковь, а также колокольни Успенского собора.
Для этого периода архитектуры классического направления характерно стремление свести объем храма к немногим элементарным геометрическим формам, противопоставленным своей правильностью свободным мнениям живой природы. Куб, как воплощение идеи равновесия и устойчивости, -- основа пректа Николаевского храма.
Со временем его несколько раз перестраивали. В 1892г. старанием протоирея Михаила Соколовского и церковного старосты Георгия Алексеева храм был расширен, его площадь значительно увеличилась.
Запись в Справочной книге для Харьковской епархии за 1904г. свидетельствует, что кроме Григоровки приход составляли хутора: Залюбино (1 верста), Губенков (2 версты), Семченков (6 верст), Ледный (4 версты). «При церкви была библиотека из 250 томов (189 названий, книг духовно-нравственного содержания. Духовенством велась обширная просветительно-образовательная работа. С 1868г. в Григоровке существовало начальное народное училище. С 1 ноября 1894 года в Ледном открыта церковно-приходская школа. В 1902-03 учебном году открыто начальное народное училище при фабрике Южно-русской промышленности. В начале 20 столетия в приходе числилось около 2670 прихожан. Было несколько военных поселений. Социальный состав – крестьяне и немногочисленные военные.
Потом настали другие времена. В двадцатые годы прошлого века от прежнего благолепия храма почти ничего не осталось, но службы продолжались. Община канонической православной Церкви (как ее тогда называли, Тихоновской ориентации) зарегистрирована 14 мая 1924 года. На собрании церковного совета избраны священник Георгий Ефимович Стуканов и диакон Филипп Михайлович Ордынец. В это время в стране была сложная церковная обстановка, в селе также начались «брожения». Несколько течений (живописцы и АЛПЦ) пытались зарегистрировать свои общины и ходатайствовали о передачи им храма. Ни под одним раскольничьим прошением о регистрации, сохранившемся в архиве, нет подписей ни священника, ни диакона. Они остались верными служителями Церкви Христовой. До конца 1925 года храм принадлежал канонической общине, хотя многие церкви в это время уже были заняты раскольниками, поддерживаемыми властями.
Репрессии советского времени не минули и священнослужителей Николаевского храма. В левом крыле храма – большая икона новомучеников за веру. На ней священник Георгий Стуканов и Филипп Ордынец –- диакон Николаевского храма на Григоровке с 1921 года. Он был арестован 16 февраля 1938г. (по другим источникам в марте) в числе большой группы священнослужителей и прихожан Казанского кафедрального собора (в это время он служил здесь диаконом; в сборнике служб и акафистов упоминается как регент). Несмотря на отсутствие вещественных доказательств и абсурдность обвинений 15 апреля 1939 года арестованные были приговорены к расстрелу (по другим источникам расстреляны 15 апреля 1938г. или 25 мая 1938 года). Новомученики реабилитированы посмертно 18 марта 1989 года, их прославление в лике святых состоялось 22 июня 1993г.
Николаевский храм несколько раз ненадолго закрывали и открывали. Во время Отечественной войны в храме, как и во многих других, проводились богослужения, но потом его снова закрыли и помещение отдали под склад шинно-ремонтного завода. С 1960 по 1989 год храм был закрыт. Постепенно здание превращалось в руины. Только в 1989 году здание окончательно возвратили Церкви. Первые богослужения проводились под открытым небом возле стен храма, т. к. здания практически не было. Восстановление началось благодаря ревностным трудам и заботам доброй памяти игумена Павла (Циганка). На возрождение храма жертвовали прихожане, большую помощь оказали Харьковские предприятия: Меховое объединение, завод Комсомолец и другие. Уже в октябре 1990 года, всего через год после возвращения здания общине, состоялось освящение и поднятие на храм куполов. Снова поплыл над Григоровкой благовест, возвещая о третьем рождении Николаевского храма.
Сейчас храм полностью отреставрирован и ухожен. Двор вымощен плиткой и утопает в зелени берез. Оборудован святой источник. Внутри церковь украшает нарядный трехъярусный иконостас с витыми колонами и паникадила в виде каскада свечей. Косые солнечные лучи, проникающие через окна цилиндрического барабана и витражные окна стен, смешиваются с трепетным светом свечей, и создают атмосферу очарования и торжественности старого храма. Церковь отличается единством зодчества и художественного оформления. Глаз отдыхает на растительном орнаменте сдержанных постельных тонов. Ростовые иконы святых, которыми расписаны стены, удивительно гармонируют с классической архитектурой здания. Навсегда запомнится входящим в храм через южный портал монументальная икона «Образ святых Слободского края», напоминающая собор «Святителей русской церкви» В. М. Васнецова из Владимирского собора в Киеве. Величественные и строгие, с лицами, озаренными святостью и благостью, святители и новомученики нашей земли свидетельствуют о высоте духовных подвигов прочих поколений. Тему истории русской веры продолжает большое живописное полотно «Крещение Руси» в правом крыле храма.
Сейчас на службу в этот храм, один из трех древнейших в Харькове, приезжают верующие со всех концов города, много молодежи. Религиозная община окормляется трудами настоятеля протоирея Сергия Цололо, преподавателя Харьковской духовной семинарии.
Храм является памятником архитектуры.

 

Лариса Парафило

Архив газеты "Русь Триединая", Харьков, 2009