Надо отметить, что для Харьковщины личность Александра III имела важное значение, и не только по той причине, что под Харьковом произошла ужасная катастрофа, которая вместе с тем, чудесным образом не допустила гибели царской семьи.
Этот государь был известен по многим причинам, как успешный организатор, руководитель и инициатор мирной и стабильной, зажиточной жизни своих подданных. При царе-миротворце решались многие не решённые до этого проблемы жизнеустроения как в социально-экономической, так и в культурной и научно-образовательной сфере.
Коснёмся только некоторых. На наш взгляд, особенно важных аспектов его плодотворной деятельности на благо народа, общества и государства. Безусловно, он создал предпосылки для накопления бюджета Российского государства и улучшения благосостояния народов Российской империи.
При Александре III резко увеличилось финансирование и строительство церквей, монастырей и храмов. Так в 1888 году, после катастрофы в Борках, когда царская семья была с визитом в Харькове, где посещала раненых во время крушения, сразу же началось строительство Благовещенского кафедрального собора.
В скором времени он по праву стал гордостью и украшением не только Харькова, но и всей Слобожанщины. Император большое внимание уделял протекционистской политике, оберегая и защищая интересы отечественных товаропроизводителей. Это самым непосредственным образом отразилось и на благосостоянии харьковчан. Это объясняется тем, что резко возросла эффективность местной промышленности, снизилась себестоимость продукции и, соответственно, это удешевило продукцию, особенно сельского хозяйства и сырьевой отрасли. С этого времени на рынках и ярмарках Харькова отечественные купцы и предприниматели стали чувствовать себя значительно увереннее.
Реформа в железнодорожном деле, традиционно бывшей основой экономики страны, также коренным образом привела к удешевлению товаров и облегчила практическую жизнь харьковчан, как и подавляющего большинства подданных Российской империи. До того, когда железные дороги были в частных руках, их владельцы – корыстолюбивые и алчные олигархи жестоко эксплуатировали пассажиров, наживаясь за их счёт и обманывая государство с помощью разветвлённых коррупционных связей. Но при царе-миротворце, славящимся своей практической хваткой, чутьём и хозяйственной смекалкой, всё быстро изменилось. В 1881 году по инициативе Александра III и руководстве практическими делами Витте, государство выкупило Харьковско-Николаевскую железную дорогу, а в 1899 году – Курско-Харьковско-Азовскую. Это переломило ситуацию и содействовало прибыльной доходности и удешевлению снабжения из Харькова во внутренние губернии Российского государства, а также способствовало налаживанию взаимовыгодной торговли с Центральной и Западной Европой. Введение предохранительных пошлин на иностранные товары также способствовало резкому повышению статуса и эффективности отечественной промышленности и деловой активности. Таким образом, Харьков обязан государю Александру Александровичу не только повышением статуса духовной столицы Слобожанщины путём строительства выдающихся шедевров градостроительства, храмового зодчества и возвышенной архитектуры, но и резким и быстрым промышленным и торговым строительством, вследствие необычайно высокого статуса Харькова, как центра железнодорожного сообщения в беспрецедентно огромной Российской империи. Отныне окончательно утвердилось, что не Киев, а именно Харьков, через который шла дорога также в Севастополь и Крым, становится важнейшим городом на территории, которая сейчас называется Украиной. Это в будущем делало неизбежным перенесения административной жизни в Харьков, который стал по праву первой столицей Украины, а возможно, будет столицей возрождённой и братской для православной России, единоверной Украины, которая вернёт славные времена единой Святой Руси и преодолеет раскол, междоусобицу и недоверие, которые пытаются навязать наши враги!
Вадим Смирнов.
Из еще неизданной книги об Александре III
Архив газеты "Русь Триединая", Харьков, 2013