Попытка поставить национальный признак во главу угла церковного строительства является опасной ересью, неоднократно осуждавшейся всем Православием.
Такой подход неизбежно приводит к искажению христианских истин, а по сути -- к их вырождению в ветхозаветные иудо-языческие представления о Боге. Это отступление осуждено церковью как ересь филетизма. Кстати, "национальная" озабоченность была одной из причин, по которой фарисеи и первосвященники Израиля приговорили к смерти Спасителя. Ведь им был нужен мессия как национальный герой, освободитель от римского рабства. В Том же, Кто пришел освободить Свой народ от рабства греха и вечной смерти, израильские "националисты" не признали долгожданного мессию.
При этом каждый из тех, кто кричал Пилату "распни Его", вполне искренне считал себя патриотом и был убежден, что творит добро во благо высокой национальной идеи. Так что если у современных радетелей за "национальную церковь" сохранилась хоть капля страха Божия, хотелось бы им посоветовать помнить об этой вразумительной истории и задуматься о том, какому "богу" они служат. Сказанное совсем не стоит понимать так, что Церковь выступает против служения своему земному отечеству. Православные христиане всегда были патриотами и лучшими гражданами в своих государствах.
Архив газеты "Тайны века", Харьков, 2005