ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - ПЕСЧАНСКАЯ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Поиск

150377.x567890-090.jpgВ 1754 году святитель Иоасаф, объезжая свою епархию, в состав которой входила и нынешняя Харьковская губерния, прибыл в город Изюм. Первая церковь, которую он посетил, была Вознесенская в предместье города, называемом «Замостье».
Перед выездом из Белгорода святитель Иоасаф видел сон: будто-бы он осматривал церкви и в одной из них, в притворе увидел на куче мусора икону Богоматери с светлым сиянием, исходившим от нее, причем неизвестный голос указывал на эту икону, как на источник благодати для страны.

Сон этот произвел такое впечатление на святителя, что он во время поездки по епархии внимательно осматривал каждую церковь, как-будто ожидал найти сходство с тем, что видел во сне. Прибыв в Изюм, он был поражен сходством Вознесенской церкви, с виденной во сне.
Встреченный духовенством и войдя в притвор, святитель с изумлением остановился и начал всматриваться в большую икону Богоматери, стоявшую в углу притвора и служившую как бы перегородкою, за которой ссыпали уголь для кадила. Долго с умолением смотрел он на святую икону, потом, осенив себя крестным знамением, пал перед ней на колени и громко произнес: «Царице Небесная! Прости небрежность Твоих служителей: не ведят бо, что творят». Потом, сделав благочинному замечание за такое небрежное отношение к святыне, сказал: «Почему этот образ не поставлен на лучшем месте? В сем образе преизобилует особенная благодать Божия: в нем Пресвятая Владычица являет особое знамение Своего заступничества для сей веси и целой страны», — и тут же приказал поставить эту икону в более приличном месте. Благочинный в оправдание заметил, что в церкви много икон от старого иконостаса, которым нет места. Тогда святитель, быстро войдя в средину церкви, посмотрел на все стороны, и, обратив внимание на большой киот сзади левого клироса, уставленный небольшими иконами из старого иконостаса, сказал: «Вот самое приличное место для иконы Божией Матери. Поставить ее на место этих уже обветшавших икон и чтобы она всегда стояла в этом киоте». С тех пор икона всегда стояла на этом месте и даже после перенесения церкви на Пески. После же сооружения в 1826 г. новой каменной церкви, вследствие изменения плана, икона помещается и до настоящего времени в киоте по левую сторону иконостаса.
Святитель Иоасаф прожил в11734711_75767nothumb650.jpg Изюме более трех дней; ежедневно утром и вечером он приходил в Вознесенскую церковь и молился пред Образом Божией Матери, тогда же перенесенным и поставленным на месте, указанном святителем.
Весть о внимании, обращенном святителем на икону, о его молитве пред нею, распространилась между жителями и многие стали прибегать к ней, как к имеющей особенную благодать.
И действительно, после этого многие стали обращаться с верою и молитвою к Владычице мира и получали у этого образа исполнение просимого, вследствие чего весть о церкви, в которой хранится дивный образ Божией Матери, распространилась далеко за пределы Изюма, и многочисленные толпы, желавших поклониться святой иконе, начали стекаться в эту церковь.
С перенесением Вознесенской церкви в 1792 году из Замостянской улицы на Пески была перенесена и икона, привлекавшая все более и более почитание и благовение как прихожан, так и окрестных жителей. И Пречистая Дева, Царица неба и земли, не посрамила чтущих всечестное имя Ее и с верою и любовью поклоняющихся Ее пречистому образу.
Около 1800 года в Изюме жил учитель местного училища Стефан Гелевский, у которого умирали дети, наконец заболевает и последний, оставшийся в живых, сын Петр. Несмотря на сильную скорбь, родители не теряли надежды на милость Божию и, веря в благодатную силу образа Божией Матери на Песках, дали обещание отслужить молебен перед этим образом, для чего и отправились в Пески: на дороге сын их умер. Мать хотела возвратиться назад, но отец настоял на том, чтобы исполнить данное обещание. По приходе на Пески, не говоря никому о смерти ребенка, проливая слезы, они просили священника отслужить молебен пред иконою Божией Матери. Во время молебна родители со слезами умоляли Заступницу христиан быть их утешительницею. И вера их не посрамилась. Во время чтения в третий раз кондака «О Всепетая Мати...» дитя до тех пор бездыханное вдруг вскрикнуло так сильно, что привело в ужас всех присутствующих; отец же и мать лишились чувств. Придя в себя, они рассказали, как сын их умер дорогою, но пред иконой ожил по ходатайству и молитвам Царицы Небесной. Прослушав литургию и приобщив младенца святых Таин, родители с радостью возвратились домой, славя Бога и Его Пречистую Матерь за оказанную им милость. Этот младенец скоро поправился, вырос, служил потом в Петербурге и умер в пожилом возрасте в преклонных летах в чине полковника.
Слух о таком необыкновенном случае быстро распространился и начал привлекать на Пески толпы богомольцев и особенно жителей Изюма. Церковь и ограды были переполнены пришедшими помолиться у чудотворного образа, так что священник не успевал служить молебны. В это время в Изюме был благочинным и главным членом Духовного Правления соборный протоиерей Иоасаф Погорлевский, который по донесению ли Изюмского духовенства о том, что Изюмские жители-прихожане исключительно служат молебны на Песках пред прославленной иконой Божией Матери, или же в силу других каких-либо причин, воспретил Песчанскому причту служить пред образом молебны посторонним богомольцам. Но это запрещение по неисповедимым путям промысла Божия послужило еще к большему прославлению иконы Божией Матери. Вскоре после запрещения протоиерей Погорлевский заболел мучительною болезнью: судоргами жил, и вследствие этого, корчами всех членов, с сильной болью во всем теле, усиливающейся при малейшем движении. Тяжко страдая, больной пришел к убеждению, что болезнь эта есть наказание Божие, посланное ему за сделанное распоряжение о прекращении прославления Песчанской иконы Божией Матери. Сознавая свою вину, он решил обратиться к Целительнице всех болезней и велел нести себя к чудотворному образу Божией Матери на Пески, так как везти его нельзя было вследствие сильной боли от сотрясения. Принесенный на Пески на простынях и положенный пред иконой, он во время молебного пения горячо молился Пресвятой Богородице, прося прощения и исцеления своей болезни. Как только окончился молебен и больной приложился к образу, тотчас он почувствовал облегчение настолько, что сам без посторонней помощи вышел из церкви, тогда как в церковь был внесен на простынях. Чрез несколько дней Погорлевский был совершенно здоров. После этого он не воспрещал служение молебнов пред образом всем приходящим, всегда благоговел пред ним и всем советовал обращаться к нему, как к видимому источнику благодати.
Эти два, следовавшие скоро один за другим, чудесных случая явно показали, что икона сия предназначена быть многотекущей рекой Божественной благодати для всех верующих. И, действительно, к этой иконе, как к целебному источнику, начали, и до сих пор не перестают, стекаться толпы верующих богомольцев.
Чудесным было и строительство настоящего каменного храма, в котором находится чудотворный образ. В 1819 году вследствие ветхости старого деревянного храма, прихожане с разрешения начальства начали постройку нового каменного. Постройка возведена была до окон нижнего этажа, а затем по причине несогласия, возникшего между главными деятелями по постройке церкви, местными помещиками, остановилась, и прихожане потеряли надежду видеть свой храм оконченным. В это время у одного из прихожан, богатого помещика Андрея Феодоровича Тимошенка умерла жена Екатерина, питавшая особенное благовение к Песчанской иконе и облачившая Ее в массивную серебрянную и позолоченную ризу. Перед смертью она умоляла мужа окончить здание Песчанской церкви ради Царицы Небесной. Тимошенко по своей скупости все время не желал принимать никакого участия в постройке; между тем, вскоре после смерти жены, вдруг выразил особенное желание продолжать прекращенную постройку с тем только условием, чтобы окончить ее поскорее и притом без участия других.
А причиной тому был удивительный случай: чрез некоторое времени после смерти к нему во сне явилась жена в том самом платье, в котором была похоронена, и трогательно просила его, оставив скупость, построить храм для Царицы Небесной ради спасения своей души, прибавив при этом, что земное богатство, не употребленное при жизни во славу Божию, после смерти не только не принесет пользы, но будет причиною вечных мучений, и как на пример, указала на себя, уверяя, что за сделанную ризу для иконы Царицы Небесной, она по молитвам Ее удостоилась получить большое облегчение в загробной жизни. Сказав это, она с шумом вышла из его комнаты в двери, замкнутые ключом. Пораженный видением, Тимошенко проснулся, бросился к двери, но она оказалась запертою. Видение это повторялось в следующие две ночи, только с тою разницею, что в последний раз жена явилась с Песчанской иконой Божией Матери, от которой исходили блестящие лучи, и слышен был голос, исходивший как бы от иконы, объявляющий ему, что за маловерие, нежелание и промедление с окончанием постройки новой церкви, он не удостоится приносить молитвы в сооруженном храме.
Последнее видение так поразило его, что он немедленно отправился к настоятелю церкви протоиерею Льву Яровому, рассказал случившееся с ним и просил совета, как поступить ему. Протоиерей посоветовал ему не откладывать с исполнением замогильной просьбы жены. Тогда Тимошенко, не смотря на скупость, решил немедленно приступить к окончанию постройки своими средствами, только просил настоятеля заведовать постройкой и при этом торопил работу. «Может быть, прибавлял он, Царица Небесная пощадит меня и удостоит помолиться в новоустроенном храме». И, действительно, церковь, благодаря щедрым средствам строителя, быстро была построена, снабжена всем необходимым, но сам строитель, как и было ему предсказано, не удостоился присутствовать на освящении выстроенного храма. Уже ожидали освящения нового храма, как вдруг пораженный ударом, Андрей Феодорович Тимошенко скончался, едва успев получить напутствие св. Тайнами, всего за полтора месяца до освящения церкви, которое было совершено в 1826 году 12 июня.
В 1830 г. в г. Изюме появилась холера, и в такой беде Песчанская икона Божией Матери явилась истинным утешением для всех жителей Изюма и его окрестностей. Пораженные холерой, изюмцы прибегали к помощи Царицы Небесной: подняли Ее чудотворную икону, торжественно принесли в Изюм и на площади отслужили трогательный молебен: потом обошли с иконою все дома изюмских жителей, окропили их святой водой и вознося горячие молитвы Царице Небесной о прекращении лютой болезни. Вслед за тем холера внезапно прекратилась, так что все жители считали такое быстрое прекращение эпидемии чудесным знамением от Песчанской чудотворной иконы Божией Матери.
Крестьянин села Макарова Яра, Андрей Кириллович Шрамченко, прислал следующее заявление, засвидетельствованное волостным правлением и подписанное 15 свидетелями о чудесной помощи, оказанной его дочери.
1901 г. марта 25, в день Благовещания, пишет в своем заявлении Шрамченко, я осматривал ульи с пчелами и заметил, что на мои ульи напали чужие пчелы; чтобы не допустить их, я начал обмазывать ульи. Увидев это, моя мать сказала: «Что ты делаешь? Сегодня и птица гнезда не вьет, а ты начал работать!» Сознавая свой грех, я просил Бога о немедленном наказании меня; и что же случилось? Сейчас же я пошел на мельницу взять мешок муки и, возвратясь оттуда, вижу, что дочь моя Ульяна, 8 лет, иголкой наколола себе правый глаз, и я почувствовал, что это наказание от Бога за сделанный мною грех. Я обратился к доктору, просил помочь дочери, которая сильно кричала от невыносимой боли, но доктор по освидетельствовании больной, которая перестала смотреть обоими глазами, признал, что скоро должен открыться антонов огонь, и девочка должна умереть через три дня, так что, по словам доктора, помощь бесполезна. В виду этого я дал обещание пойти в Киев на поклонение святым мощам и на другой день святой Пасхи я отправился в Киев, но на пути узнал, что в селе Песках Изюмского уезда Харьковской губернии есть чудотворная икона Владычицы Пресвятой Богородицы. Прийдя в село Пески, я обратился к священнику, которого просил о прощении мне грехов и о помиловании и исцелении дочери Ульяны. Во время молебна я просил Владычицу со слезами и Она, Заступница, смиловалась надо мной. В то время, как я молился и плакал, меня будто бы осыпало каким-то огнем и как будто кто мне сказал: «Твоя дочь здорова». Из церкви я вышел в такой радости, что не могу ничем выразить. Когда пришел домой, то увидел, что дочь моя здорова и видит на оба глаза. Теперь я вполне уверен, что Песчанский образ Божией Матери действительно чудотворный и исцеляющий того, кто с верою и теплою молитвою к нему прибегает.
1861 г. 13 августа навсегда останется памятным днем прихожан Песчанской церкви. Этот день ознаменован посещением приходской церкви Императором Александром Николаевичем и государыней императрицей Марией Александровной, возвращавшимися из Святых Гор в Петербург. Во время перемены лошадей в Изюме прихожанин Песчанской церкви, генерал Кишинский, лично известный Государю, доложил Ему, что на пути следования, на Песках, в приходском храме находится чудотворный образ Божией Матери. И вот, проезжая чрез Пески, Государь приказал остановиться у церкви, где встреченный духовенством, по окроплении святой водой, вместе с Государыней вошел в церковь, предшествуемый настоятелем, окроплявшим путь святой водой, и направился к чудотворной иконе, которая на этот случай была вынута из киота и положена пред иконостасом на аналое. Подойдя к иконе, Государь сделал три земных поклона, с минуту постоял в молитвенном благовейном настроении и приложился к иконе. Потом подошла Государыня, сделала также три поклона и приложилась к святой иконе. После этого, взяв Государыню под руку, Государь, сопровождаемый духовенством, направился к выходу. Садясь в карету, Государь благоволил сказать несколько милостивых слов Кишинскому и при этом выразил благодарность за сообщение Ему о благодатном чудотворном образе Божией Матери. При колокольном звоне и неумолкаемых народных криках «ура!» Августейшие богомольцы продолжали далее свой путь.

 

Александр Яковлев

Архив газеты "Тайны века", Харьков, 2005