ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - МНИМЫМ БЕЗУМИЕМ МИР ОТВЕРГУВШИЕ
Поиск

Grafov-V.-Moskovskiy-chudotvorec-Blazhennyy-Vasiliy.-2006.jpg

Первый человек — Адам сделал ставку на знание и оступился. Выяснилось, что змей сказав — «будете как Боги», слукавил. И в результате человек попал в ловушку, из которой один выход — вера, а не знание. Действительно сплошь и рядом мы замечаем, что люди, отягощенные интеллектом зачастую глубоко несчастны. «Будьте как дети» — говорил Иисус людям, то есть умалитесь, не пытайтесь все подчинить своему гордому уму. Юродство Христа ради, это подвиг веры являющий в яркой притчевой форме превосходство веры над знанием. Явление характерно только для русской православной церкви. Объяснить логически по научному это невозможно. Может быть, поэтому обычно герой русских сказок не супермен, а Иванушка дурачек.

Юродивых Христа ради на Руси называли блаженными, в самом глубоком и полном смысле этого слова. Подвиг нравственного служения, юродство Христа ради, принятый на себя святыми людьми, требовал полного самоотречения, огромной выносливости и мужества. Свободные от пристрастий и привязанностей, а более всего от гордыни, все земные ценности вменившие ни во что, блаженные уже здесь, на земле, жили в постоянной духовной радости, чувствовали райское блаженство, были сосудами, полными божественной благодати.
В чём же высший смысл подвига юродства? Почему кроме личного спасения подвижника, он несёт спасение и в окружающий мир и окружающим людям?
Юродивые добровольно отказывались от разума — дара Божия, которым отличается человек — венец творения от других тварей, от той стороны ума, под влиянием которой устраивается деятельность человека, чтобы через прекращение своих отношений к миру более расширять свою деятельность для Бога. Они жили на земле, но как бы не принадлежали земле. Поэтому всё, что привлекает человека — богатство, слава, удовольствия — были им чужды, все мирские привязанности они ставили ни во что, считая их препятствием к воспитанию в себе внутреннего человека. Они думали только о царствии Божьем, и стремились к нему, умерщвляя греховные влечения, отвергая мирскую суету. Углубившись в свой духовный мир, не связанные пожеланиями житейскими, юродивые являлись прекрасными учителями людей. Словами, иногда резкими, они вразумляли своих ближних, наставляли, утешали, обличали, не боясь никого; их страшило одно лишь нарушение правды Божьей. Даже самые могущественные правители чувствовали своё бессилие перед дерзновенно смелым обращением юродивых. Покорно и смиренно выслушивали отчитывавших их юродивых Иван Грозный и Борис Годунов. Блаженные на Руси были совестью народа, его живой душой и нравственными учителями благочестия.-098765432345654.jpg
Отрешившись от тех интересов, которыми живёт обыкновенный человек, от мирских привязанностей, часто даже от родственных уз, юродивые не знали где главу приклонить; бездомные они терпели всё — насмешки, огорчения, обиды и притеснения. Смирение, радостная доброта являлись отличительными чертами юродивых. Вот в чём заключается духовная красота блаженных, которая привлекает к ним сердца людей. Они обладали огромной внутренней силой и духовной мощью. Люди верили, что слова и действия блаженных были преисполнены глубокого смысла, что они возглашают волю Божью.
Начинали юродивые одинаково -- они отказывались от своего земного имущества. Так вологодский юродивый Николай Матвеевич Рынин происходил из купеческого звания. Но он отверг богатство и все прелести мира, которыми он мог бы пользоваться благодаря имеющимся средствам. «Иди, продай имение твоё и отдай нищим», — эти слова Спасителя, смутившие юношу, ушедшего с печалью от Христа, запали в сердце Рынина. Он увидел, что ему невозможно служить двум господам. Он раздал имение нищим и сам пошел по миру. Мир счёл его за безумца. Действительно, с мирской точки зрения его поступок был странным. Такое же мнение было и о Ксении Петербуржской. Она раздала нищим всё своё имущество. Родственникам, которые пришли в ужас от её решения, она сказала: «Господь питает птиц небесных, а я не хуже птицы. Пусть воля Его будет». Но родственников, видимо, такой ответ мало удовлетворил, и они стали добиваться медицинского свидетельства о том, что Ксения ввиду психической болезни не имеет права распоряжаться своим имуществом. Однако, медики, побеседовав с Ксенией, нашли её весьма разумной и психически здоровой. Видите ли, ещё в XVI веке никому не пришло в голову освидетельствовать, например, Василия Блаженного. Ну а ещё через сто лет, возможно, принялись бы лечить обоих от избытка христианской любви к ближнему и ревности о Боге.
Характерным для юродивых было постоянное молитвенное настроение. Они никогда не расставались с мыслью о Боге. Они постоянно напевали песнопения праздников, тропари, стихиры в честь различных святых. Святая Ксения Петербургская в ночное время, невзирая на погоду, и летом и зимой уходила за город, в поле, и до восхода солнца молилась, делая земные поклоны на все четыре стороны света.
Юродивый Андрей также любил молиться ночью. Летом, когда после работы все ложились, он потихоньку перебирался в сад и звал Бога, осеняя себя крёстным знамением. Слова его молитвы были немногосложны. Смотря на небо, подняв руки вверх, он произносил только «Господи!»
Николая Рынина постоянно видели за богослужением в храмах города. Особенно любил он молиться ночью, в тишине и уединении.
А у юродивого Александра самой любимой была эта краткая молитва: «Всё упование моё на тя возлагаю, мати Божия, сохрани мя под кровом Твоим». Он часто дарил своим знакомым рукописи с такими молитвословиями, которые были им особенно нужны в данное время, и даже во всей последующей жизни, принося им упокоение и духовную поддержку.
Молитвенные порывы заставали юродивого на разных местах. Бывало, что он вдруг остановится посреди улицы и начинает молиться коленопреклонённый. Во время молитвы лик его дышал умилением, озаряясь неземной радостью.
Коломенский Данилушка в дни Рождества и Пасхи был полон величайшей духовной радости и всё восклицал: «Христос рождается!», и в Пасху: «Христос воскрес!». Когда не было службы в своём селе, то бегал за две, за три и даже за пять вёрст в соседние сёла. На дворе ещё темно, а Данилушка уже бежит куда-нибудь к заутрене. Его не останавливал никакой мороз, хотя бы в тридцать и более градусов. В одном нижнем белье, босиком, с открытою головою, часто по колена в снегу, по оврагам и полям бежит он к церковной службе. Становился он в церкви на клиросе или около него и пел. Особенно он любил бывать за праздничною службою в городском соборе города Коломны. Собор был холодный, с чугунным полом. Данилушка стоит себе на полу голыми ногами и в нижней одежде, и от всей души подпевает певчим или псаломщикам, стоит весь погруженный в молитву, и не разу не оборачивается ни назад, ни по сторонам.
Юродивые обладали даром прозорливости. Известно очень много случаев предсказания ими будущих событий. Однажды в Вологде у одной женщины, жившей на набережной в своём маленьком, дряхлом домике, собрались гости по случаю дня рождения хозяйки. Стояла июльская жара. Гости сидели и пили чай. Вдруг вбегает в дом юродивый Александр. Хозяйка очень уважала «Божьего человека» и поэтому очень обрадовалась его приходу. Она предложила ему выпить наливки. Юродивый принял рюмку из руки хозяйки, но вдруг словно чего-то испугался, и вылив вино на стену, воскликнул: «Ай и жарко же, ой как жарко». Он даже закрыл лицо руками. Все были изумлены словами юродивого, и не понимая их смысла, молча глядели на него. А он постоял так с закрытым лицом, и обратился к хозяйке: «А поди, хотела бы чтобы я тебе подарочек дал?». Хозяйка ответила ему: «Батюшка, какой мне от тебя подарок, и то подарок, что пришёл ко мне в такой день... За это благодарю».
— «А я тебе всё-таки подарю, подарю... И знаешь, что подарю?» Женщина молчала.
— «Ты вот меня угостила, а я не подарю, как можно. Я тебе дом подарю, маленький, а всё же дом».
— «Батюшка, это как же так: значит, я помру скоро?» — спросила женщина, понимая под словом «маленький дом» гроб. «Поживёшь, поживёшь» — ответил юродивый, — «Я тебе вот этот дом подарю, в котором ты живёшь». Женщина подумала: Этот дом и так мой, зачем мне его ещё дарить? Но она не посмела сказать этого, а поклонилась и промолвила: «Благодарю на подарке, батюшка». Юродивый засмеялся и сказал: «За твою доброту ко мне дарю. А ты не думай, что если твой, так и дарить нечего...» И вышел из комнаты. Что это значит, никто из гостей не мог пояснить. Первая же ночь всё объяснила. В 12 часов ночи в той слободе, где стоял дом женщины, произошёл пожар, истребивший кряду 20 домов, но дряхлый домишко бедной почитательницы юродивого остался цел, хотя на него пожарные меньше всего обращали внимания, занятые спасением домов богачей. Юродивый действительно подарил женщине дом, который хотя и был её, но которого она могла лишиться и наверняка бы лишилась.
Одной старушке Рынин дал несколько кусков сахара. Она бережно хранила их в сахарнице, где находились у неё деньги. Деньги не переводились, их было достаточно на пропитание не только самой старушки, но и её родственников. Вдруг сахар растаял, перевелись и деньги.
Одному гимназисту Николай Матвеевич говорил, указывая рукою на небо: «Высоко поднимешься». Тот закончил университет, хорошо служил и достиг солидного поста председателя судебной палаты.
24 декабря 1761 года Ксения Петербургская ходила по улицам Петербургской стороны и говорила тамошним жителям: «Пеките блины, пеките блины. Вся Россия будет печь блины». Слышавшие это говорили, что этими словами она предсказала смерть императрицы Елизаветы Петровны, которая умерла на другой день после её предсказания.
Окружающие видели глубокий, пророческий смысл во всех словах и поступках юродивых. Если Ксения сама что-нибудь у кого-то просила, того человека ожидала невзгода, если дарила — радость. Привести Ксению к себе в дом, а тем более накормить её считалось счастьем. Все заметили, что в доме, куда хоть ненадолго заходила Ксения, воцарялся мир, порядок и счастье. Но Ксения заходила не ко всем и даже милостыню (она брала не более одной копейки) принимала не от каждого: только от людей с добрым сердечным расположением. Принимая деньги, она тут же отдавала их нищим.
Все купцы наперебой просили её взять хоть что-нибудь, потому что если она брала хоть какую-либо мелочь, то торговля бывала удачной. Себе она ничего не оставляла — тут же отдавала нуждающимся. Извозчики знали, что если Ксенюшка проедет с ними хоть несколько шагов, то будет удача.
Однажды приходит она к Параскеве Антоновной, и говорит: «вот, ты тут сидишь да чулки штопаешь и не знаешь, что тебе Бог сына послал! Иди скорее на Смоленское кладбище!». Удивлённая Параскева, знавшая, что Ксения ничего так просто не говорит, побежала на кладбище, рядом с которым увидела большую толпу народу. Оказалось, что какой-то извозчик сбил с ног беременную женщину, которая тут же на улице родила мальчика, а сама скончалась. Параскева тотчас взяла ребёнка к себе и так он у неё и остался, потому что узнать, кем была его мать и кто его отец, так и не удалось. Она дала ему прекрасное образование и воспитание, и он стал видным чиновником, который до самой смерти берёг и почитал свою приёмную мать. Так милосердная Ксения устроила судьбу и младенца — сиротки и одинокой женщины.
Относительно борьбы с болезнями и их профилактики у юродивых тоже были свои методы.
Один помещик, равнодушный к вере и самодовольный, возвращался с псовой охоты и, встретив юродивого Андрея, начал травить его собаками. Собаки искусали ему ноги. Андрей, прийдя домой, попросил тёртой редьки, чтобы приложить её к ранам.
— Да редька не залечит их, — сказала хозяйка, — а растравит. Но Андрей сделал по-своему, и раны зажили. А у помещика внезапно заболели и умерли два сына.
В Вологде разразилась холера. Народ умирал. Однажды в воскресный день Николай Матвеевич Рынин вошёл в храм Зосимы и Савватия, где молилась губернаторская семья и встал рядом с губернатором. Юродивый весь был покрыт смолой. Губернатор отодвинулся от него.
— Я боюсь, чтобы ты не заразился, — сказал Рынин...
Вскоре от холеры умерла сестра губернатора, но сам губернатор остался невредим. Появление в городе холеры Рынин предвещал заранее. Его жительница Анна Тишина рассказывала, что однажды, прейдя к ним в дом, он стал настойчиво требовать, чтобы мать её помазала все углы дома дёгтем.
— Купи дёгтю, — говорил он — здесь помажь и здесь, указывал палкою на все углы комнаты.
— Да зачем же это всё, Николай Матвеевич? — недоумевала мать.
— Надо, — твердил он — купи дёгтю, помажь.
Мать, чтившая Рынина, исполнила его приказание, поставила в каждый угол дома по пузырьку с дёгтем. Через неделю в городе открылась холера, многие умирали, но семейство Тишиных не пострадало. Сейчас известно, что берёзовый дёготь обладает сильными бактерицидными свойствами, но откуда это в те времена было известно юродивому? Загадка.
Однажды летом один слепой сидел на галерее гостиницы «Пассаж» и просил милостыню. Проходил мимо него Рынин. Уличные мальчишки, увидев юродивого, стали бросать в него песок с дороги. Пыль попала в глаза слепому и причинила ему боль. Он стал тереть глаза, а Рынин и говорит ему: «три, три» — и слепой неожиданно стал видеть.
В 1862 году в Вологде свирепствовала тифозная горячка, которой были нередко поражены целые семьи, причём большинство больных умирало. В одном семействе девушка 17 лет лежала на одре болезни без всякой надежды на выздоровление, лекарства не только не помогали, а как будто ухудшали течение болезни и приближали больную к роковой развязке. В это время приходит юродивый Александр в дом, где лежала больная, хватает стоящий на столе стакан с лекарством, и бросает его в окошко. Затем обратился он к больной с такими словами: «Вот теперь ты воскресла, хорошо, что не выпила этого лекарства, а то бы умерла». Через неделю больная стала поправляться и скоро совершенно выздоровела.
Юродивые очень любили детей — по примеру Христа. Дети также любили юродивых, несмотря на их страшный вид. Юродивый Александр любил всех сирот, угощал их конфетами. Он весь превращался в нежность, когда подводили к нему детей. Он крестил их, ласково гладил по голове. Действительно, с детьми он имел много общего: открытость, простоту, незлобие. Он не мог смотреть на них без умиления, он дарил им булки, гостинцы.
Матери и няни стремились подвести к Ксении Петербургской детей, потому что были уверены — тот ребёнок, которого она приласкает, непременно будет и здоров, и счастлив.
Интересно ещё, что все юродивые были очень закалённые люди. Коломенский Данилушка, будучи ещё маленьким мальчиком, однажды снял с себя всю одежду и сапоги, и с тех пор уже никогда больше не носил сапог и верхней одежды.
Так же и Андрей Мешовский ходил почти голый, одежду, которую на него одевали, он рвал. Сколько не жертвовали ему рубашек, он отдавал их нищим. Снег и мороз ему не вредили. Однажды в сильный холод один человек отказал ему в ночлеге, но потом пожалел его и вышел его искать. Он нашёл Андрея лежащим на снегу, из которого сильно валил пар. Когда он позвал его, юродивый куда-то ушёл.
Николай Матвеевич Рынин зимой и летом ходил без шапки в синем холщовом балахоне.
Сорок пять лет продолжался подвиг блаженной Ксении. Для человеческого разума непостижимо, как она, почти босая и едва одетая, выдерживала проливные дожди и морозы, зной и ветер. Как могла жить, не имея где главу приклонить. И при этом, по свидетельству современников, всегда была весёлая и вполне счастлива.
После смерти Ксении Петербуржской люди, получившие от неё помощь при её жизни, теперь ходили молиться и просить помощь к ней на могилу на Смоленском кладбище. И видимо, получали её, потому что число приходящих с каждым годом увеличивалось - приходили даже те, кто никогда не знал её, приезжали из других городов.
К середине XIX века народ на могилу блаженной Ксении ежедневно приходил тысячами. По городам и весям разносился слух о её скором заступничестве и милосердной помощи.
Каждый из приходивших уносил с собой горсть земли с её могилы, и потому каждый год приходилось делать новую насыпь. Потом положили сверху каменную плиту, но паломники разбили её и разнесли по домам по кусочкам. Положили новую плиту — и с ней случилось то же самое. Тогда над могилой Ксении на пожертвования богомольцев возвели часовню. Число приходящих всё увеличивалось, и к часовне пристроили стеклянную галерею.
Записано множество случаев чудесного исцеления детей и взрослых по молитвам блаженной Ксении — от маленькой крестьянской девочки до наследника царского престола, будущего императора Александра III, который свою родившуюся после исцеления дочь назвал Ксенией.
Когда в доме муж — пьяница, женщины обращались к заступничеству святой Ксении. И часто блаженная с посохом в руке являлась во сне к пившим мужьям и грозно требовала бросить пить.
Издалека приходили на могилу юродивого Андрея Мешовского служить панихиды, берут с могилы землю и посыпают ею больные места, получая исцеление.
2 октября 1853 года тяжело больная 12 летняя дочь Александра Мешовского купца Кобелева видела во сне, что икона Божьей Матери приказывает ей съездить в Мешовский монастырь и отслужить панихиду по юродивому Андрею. Отец не решился везти опасно больную, но сам съездил в монастырь и отслужил панихиду. После этого его дочь почувствовала внезапное облегчение и стала здорова.8754345645654565.jpg
Незадолго до этого получил исцеление после панихиды, отслуженной над гробом Андрея, мешовский житель Василий Костин.
В заключении хочу привести тропарь блаженной Ксении Петербургской, где всё очень хорошо сказано:
«Нищету Христову возлюбивши, бессмертия трапезы ныне наслаждаешися, безумием мнимым безумие мира обличивши, смирением крёстным силу Божию восприяла еси. Сего ради дар чудодейственныя помощи стяжавшая, Ксения Блаженная, моли Христа Бога избавитися нам от всякого зла покаянием».

 

М. Фёдорова.

Архив газеты "Тайны века", Харьков, 2005