ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - ЯВЛЕНИЕ СВЯТОГО ЦАРЯ МУЧЕНИКА В СЕРБИИ
Поиск

7f428162094150504057ea122da36d98.jpg«Сербия чтит Государя Императора Николая II, как святого, — заявил в 1936 г. при закладке в Брюсселе храма-памятника царской семье сербский митрополит Досифей, — а на Соборе сербских архиереев не так давно был поднят вопрос о причислении царя мученика Николая II к лику святых Сербской церкви. В двух новопостроенных в Сербии храмах Царь Мученик Николай Александрович изображен на иконе как святой. И если Царь Мученик еще не причислен к лику святых Сербской Церковью, то не потому, что вопрос этот оставлен: вопрос этот в ближайшем будущем будет разрешен положительно».

Однако этим намерениям не суждено было сбыться: вспыхнула вторая мировая война, после которой Сербская Православная Церковь оказалась в плену безбожников.
Святыня и подвиг государя и его семьи глубоко были осознаны в широких кругах русской эмиграции сразу же после изгнания, но вопрос о причислении к лику святых без всяких колебаний и сомнений был поднят, прежде всего, в Югославии. Сербский народ возлюбил русского царя всем сердцем.
В сербской печати еще в 1925 году появились описания видения одной пожилой сербки, потерявшей на войне двух своих сыновей убитыми и одного без вести пропавшим, считавшей последнего тоже убитым. Однажды после горячей молитвы за всех погибших в минувшую войну, бедная мать заснула и увидела во сне Императора Николая II, сказавшего ей, что ее сын жив и находится в России, где он вместе с двумя убитыми боролся за славянское дело. «Ты не умрешь, — сказал Русский Царь, — пока не увидишь своего сына».
Вскоре после этого вещего сна старушка получила известие, что сын ее жив, и через несколько месяцев после того она, счастливая, обнимала его живым и здоровым, прибывшим из России на родину. Этот случай чудесного явления во сне покойного и горячо любимого сербами русского Императора Николая II разошелся по всей Сербии и передавался из уст в уста. В Сербский Синод начали поступать со всех сторон сведения о том, как горячо сербский народ, особенно простой, любит покойного Русского Императора и почитает его святым.
11 августа 1927 года в газетах Белграда появилось извещение под заглавием: «Лик Императора Николая II в сербском монастыре святого Наума, что на Охридском озере».
Это сообщение гласило: «Русский художник и академик живописи С.Ф. Колесников был приглашен для росписи храма в древнем сербском монастыре святого Наума, причем ему была представлена полная свобода творческой работы в украшении внутреннего купола и стен. Исполняя эту работу, художник задумал написать на стенах храма лики 15 святых, размещенные в 15 овалах. 14 ликов были написаны сразу же, место для пятнадцатого долго оставалось пустым, так как какое-то необъяснимое чувство заставляло С.Ф. Колесникова повременить. Однажды в сумерки он вошел в храм. Внизу было темно, и только купол высвечивался лучами заходящего солнца. Как потом рассказывал сам С.Ф. Колесников, в этот момент в храме была игра света и теней, все кругом казалось неземным и особенным. В этот момент художник увидел, что оставленный им незаполненным чистый овал ожил и из него, как из рамы, глядел скорбный лик Императора Николая II. Пораженный чудесным явлением мученически убиенного русского Государя, художник некоторое время стоял как вкопанный, охваченный каким-то оцепенением. Далее, как описывает он, под влиянием молитвенного порыва, он приставил к овалу лестницу и, не нанося углем контуры чудного лика, одними кистями начал прокладку. Он не мог спать всю ночь, и едва забрезжил свет, он пошел в храм и при первых утренних лучах солнца уже сидел наверху лестницы, работая с таким жаром, как никогда. Он говорит: «Я писал без фотографии. В свое время я несколько раз близко видел покойного Государя, давая ему объяснения на выставках. Образ его запечатлелся в моей памяти. Я закончил работу и этот портрет-икону снабдил надписью: «Всероссийский император Николай II, принявший мученический венец за благоденствие и счастье славянства».
Вскоре в монастырь приехал Командующий войсками Битольского военного округа генерал Ристич. Посетив храм, он долго смотрел на написанный С.Ф. Колесниковым лик покойного Государя, и по щекам его текли слезы. Затем, обратившись к художнику, он тихо промолвил: «Для нас, сербов, это есть и будет самый великий, самый почитаемый из всех святых».
Этот случай, равно как и видение старой сербки, объясняет нам, почему жители города Лесковац в своем прошении Синоду говорят: что они ставят покойного Русского Государя Императора наравне с сербскими народными святыми Симеоном, Саввой, Лазарем, Стефаном.
Кроме приведенных случаев явления покойного Государя отдельным лицам Сербии, среди сербской армии имеется сказание, что ежегодно в ночь накануне убиения Государя и его семьи русский Император появляется в кафедральном соборе в городе Белграде, где молится перед иконой святого Саввы за сербский народ. Затем, согласно этому сказанию, он пешком идет в главный штаб и там проверяет состояние сербской армии.
Из книги протопресвитера Михаила Польского «Новые мученики Российские» (тт. I-II, Джорданвиль, 1949, 1957)

 

Архив газеты "Тайны века", Харьков, 2005