ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - ДУХОВНЫЕ ОПЫТЫ СВЯТОГО ФОМЫ
Поиск

foma23568987665.jpgТомас Хемеркен из Кемпен или Фома Кемпийский, фламандский иеромонах. Родился около 1380-го года в Кемпене, за силу слов был прозван молотом.
Отец его Иоанн и мать Гертруда не были знамениты происхождением, но были знамениты добродетелями. У Фомы был старший брат Иоанн, он был принят в Виндсгейм в Орден Регулярных Каноников, стал приором в одном монастыре этого Ордена, и заслужил всеобщую любовь и почтение.
Фома с самого детства был скромен и зачастую молитву предпочитал играм с товарищами.
Когда мальчику исполнилось 13 лет, он, по рекомендации брата, отправился в Девентер, к ученому Священнику Флоренцию.
Его дарования были раскрыты опытным руководителем, ибо, как отмечали современники, Флоренций был муж необыкновенного благочестия.
Поскольку в то время книгопечатание еще не было известно, то Фома, имевший прекрасный почерк, переписывал для церквей и библиотек разные сочинения.
Был период, когда рвение Фомы ослабело. Он реже стал обращаться к Пресвятой Богородице. Сначала он стал молиться через день, потом через два, потом через три и четыре, далее через неделю, и наконец совсем перестал. Тогда во сне представилось ему следующее видение: казалось, будто он находится в доме Флоренция, где по обыкновению собрались все ученики для молитвы и для поучения в слове Божьем.

Вдруг Небесная Царица нисходит в великом сиянии на облаках, и приветствуя дружелюбно каждого из предстоявших, хвалит усердие и благоговение их к возлюбленному Сыну Ее Иисусу Христу. При этом видении сердце Фомы воспылало огнем божественной любви и горело от ожидания удостоиться такого же приветствия. Но Царица обращает на него гневный взор и упрекает его следующими словами: «Чего ты ожидаешь от Меня, ты, которого усердие ко Мне ослабело, и который, с некоторого времени, даже оставил молитвы ко Мне? Где прежняя любовь твоя? Где сердечные воздыхания и где часы, некогда мне посвящаемые? И ты ли еще мнишь быть достойным Моего приветствия? Удались, забывший Божественного Моего Сына и Меня!» Фома, проснувшись, тотчас сознался в своей вине, плакал о ней с сокрушением сердца, твердо решился исправиться, и с этого часа до самой смерти, сохранял особенное благоговение к Богородице. Так блаженный упрек, исправил проступок, и возобновил союз божественной любви.
Фома окончил обучение в возрасте 20-ти лет, и по смерти Флоренция, в 1400-м году, отправился к брату своему Иоанну, который был тогда Приором монастыря Св. Агнессы. При этом радостном свидании их сердца наполнились восторгом, и им казалось, они находятся уже в преддверии Царства Небесного, а весь мир со всеми его земными удовольствиями представился им во всей его ничтожности.
Орден Регулярных Каноников возник следующим образом. Основатель ордена — Герард Гроот или Герард Великий был богат и прежде вел жизнь светскую; но потом, обратившись к Богу, оставил суету мира, и восстал против пороков, обличая лихоимство, прелюбодеяние, скупость и честолюбие. Он призывал молодых людей к целомудрию и к сопротивлению прелестям мира и духу злобы. Он не вступал ни в какой монастырь, впрочем посещал мужей сиявших святостью жизни.
Герард не учреждал никакого собственного монашеского Ордена. Дом его стал примером добродетели, и таким образом возникло братское Христианское общежительство.
Он поручал студентам переписывать книги, а бедным женщинам рукоделие и платил понемногу, дабы они, чаще приходя к нему, чаще выслушивали добрые наставления, и потом с умом тратили выручаемые деньги.
Сначала это общество отличалось лишь строгой жизнью, не давая никакого особенного обета, и, следовательно, не было монашеским. Общинники носили платье простое, какое носил, и Герард; должны были жить в добровольном целомудрии и нищете, и по возможности соотносить жизнь свою с жизнью Апостолов и первых Христиан. Они не должны были просить милостыни, но содержать себя собственными трудами. Когда были построены монастыри Виндсгеймский, Св. Агнессы, то перешедшие туда братья, приняли имя Регулярных каноников.
Эта школа указывает новый путь к единению с Богом — простой путь, далекий от философии схоластов; она учит, как можно найти Христа в интимных укромных уголках души; для такого духовного опыта душа должна приготовить себя медитацией над человечностью нашего Господа.
В свое время это расценивалось как нечто новое, почему и возникло понятие «современное поклонение», которое было дано этому методу из практического аскетизма. Небольшие дела покаяния, изучение совести; новый метод медитации, основанный на воображении, воле и интеллекте, — суть аскетические средства, использовавшиеся последователями этого учения.
Они считали, что сотворенная Вселенная, исторические события и, в частности, Священное Писание, содержат «божественное ядро». Это «ядро» постигается интуитивной медитацией, из которой некто поднимается до эмоционального созерцания, являющегося уникальным осознанием Истины, когда некто свободен от «пламени страстей».
В это монашеское братство вступил и Фома Кемпийский. Хотя он горел нетерпеливым желанием облечься в священный сан, но познав, что одна медленная поспешность прилична истинной мудрости, умерял порывы сей горячности. А потому он пробыл пять лет под искусом, на шестом году получил каноническую одежду, на седьмом был пострижен.
Зная, что праздность есть источник многих пороков, он избегал ее и всегда занимал себя или чтением Св. Писания, списыванием духовных книг, или сочинением назидательных творений.
Занятия обыкновенно он начинал после утренних молитв, и не прерывал их весь день; особенно же посвящал для них тишину полуночи, не смотря на то, что телесные силы его ослабевали. Невозможно описать, с каким благоговением совершал он молитвы и отправлял богослужение!
Некоторые видели даже, что иногда, во время молитв, он отделялся от земли.
Фома раньше всех приходил в церковь, а выходил оттуда всех позже, и во все время божественной службы не позволял себе ни к чему прислоняться.
Фома не искал себе ни уважения, ни суетной чести; напротив ему приятнее было почитаться последним из братьев, и потому он отрекался от высших званий, дабы избежать почестей и не расстаться с уединением.
Благодаря уединению, он достиг глубокого познания в духовных вещах; хотя (по утверждению некоторых) то, что Бог открыл ему в его глубокой старости, осталось сокрытым: ибо мир, может быть, не мог вместить этого. Он часто говаривал: я всюду искал покоя и нашел его только в уединении и чтении.
Сколько Фома ни старался избежать почестей и уважения, однако против его воли, и, не смотря на молодые годы, был он всеми братьями единодушно избран Приором, а вскоре и Прокуратором. Различные заботы отнимали у него много времени, и он настоятельно просил братию об увольнении. Однако Фома не долго наслаждался покоем, ибо по единодушному мнению был вторично избран Приором и в этом звании пробыл уже до самой кончины. Он наставлял не только словом, но и собственным примером. Он имел столь пленительный дар красноречия, что многие издалека приходили слушать его проповеди. Иногда во время беседы он слышал внутри себя глас Божий и тогда, спросив разрешения у собеседника, удалялся в свою келью.
Известен случай, когда заболел Виндсгеймский Приор Иоанн Фон-Густен, то Фома, ехавший из монастыря Св. Агнессы навестить его, увидел во сне, что сонмы Ангелов, блистающих неземным светом, спешили к принятию души этого благочестивого мужа.
Он встал с постели и пророчески возвестил о приближающейся кончине Приора, которая действительно вскоре и последовала.
Но и дух злобы не оставил его в покое. Однажды в ночное время перед ним предстал дьявол в ужаснейшем виде. Страх объял Фому, но он стал читать вслух Ангельское поздравление Пресвятой Деве. Несмотря на это, злой дух приближался к нему ближе и ближе, пока Фома, окончив поздравление, не произнес: «Господь наш Иисус Христос, Аминь!» Тогда дьявол, пораженный, как громовым ударом, обратился в бегство, Фома же, ободрившись, стал повторять вслед ему имя Иисуса Христа; и чем громче он говорил, тем быстрее враг бежал от него. Фома, воздав хвалу Богу, познал могущество непобедимого имени, которому не противостоит никакая злая сила, и более не ужасался подобных видений.
Много других чудес совершил Фома своими молитвами.
На 92 году жизни Фома переселился с горы Св. Агнессы на гору Сион, здесь и закончился жизненный путь великого подвижника, о чем свидетельствует следующая надпись: «Чрез двадцать пятилетий, ежели из оных вычесть 8 лет, скончался Фома и воспарил к небесам». Произошло это в 1471 году.
За свою жизнь он написал множество сочинений, число их, включая и мелкие, простирается до 105ти. Они состоят из поучений, увещаний, наставлений, песней, молитв, некоторых жизнеописаний, писем и проч. По обыкновению тогдашнего времени Фома писал на латинском языке, но его отличал ясный и красноречивый слог.
С появлением книгопечатания его книги приобрели широкую известность, первое издание было отпечатано уже в 1480 году.
Но между всеми сочинениями Кемпийского книга «О подражании Христу» светит, как алмаз между драгоценными камнями, и почитается венцом духовных писаний.
Полагают, что Фома писал ее уже в зрелых летах, (около 1418 г.) после долговременных трудов и опытов. Книга эта еще в ХV-XVII веках была переведена не только на многие европейские языки, но даже и на еврейский, арабский и турецкий.
Фрагмент предисловия книги «О подражании Христу»

Сергей Моисеев

 

Архив газеты "Тайны века", Харьков, 2004