ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - Заступница России
Поиск

23454677878898990.jpgВ начале XVII века заступничество образа Казанской Божией Матери спасло страну от польского католического владычества. Теперь ее сохранил и вернул в Россию Папа Римский, по крови поляк.
Значит ли это возвращение образа Казанской Божией Матери хоть и не подлинного, а всего лишь намоленного списка, обозначит для страны черту возрождения после почти векового периода опричнины и смуты.
Эта икона всегда давала о себе знать в самые тяжкие для страны периоды. Она хранила Минина, Пожарского, Кутузова. А при Гапоне ушла в затвор.
Икона Казанской Божией Матери была обретена в 1579 году у развалин Казанского кремля девятилетней девочкой Матреной Онучиной. С чудотворного образа, найденного по знамению свыше на пепелище, в золе, после пожара города, была снята копия-список.
Иоанн Грозный велел на месте явления иконы построить женский монастырь и в нем хранить святыню. В честь явления иконы Казанской Божией Матери был учрежден праздник 8 (21) июля.
Архиепископ казанский Гермоген, первый хранитель святыни, стал Патриархом всея Руси.
В начале XVII века польско-литовское воинство захватило Москву. Как известно, Патриарх Гермоген противостоял Семибоярщине и приходу в Москву войск короля Сигизмунда. Заточенный поляками в подземелье Чудова монастыря, Патриарх рассылал по городам России грамоты, призывая ополченцев освободить столицу.
Гермоген тайно передает вместе с воззванием к русскому народу и распоряжение: доставить из Казани в Москву икону Казанской Божией Матери. Это решение Патриарха было продиктовано видением архиепископа Арсения Елассонского, который, как и Гермоген, был посажен поляками под стражу. Существует легенда: однажды темничная келья архиепископа наполнилась светом. Арсений вдруг увидел преподобного Сергия Радонежского, который возвестил ему, что Москва будет освобождена заступничеством иконы Казанской Божией Матери.
С казанской иконы была сделана вторая копия, значительно меньше и оригинала, и его первого списка. С этой иконой ополчение Минина и Пожарского вошло в Москву.
После освобождения столицы в первый же воскресный день русское воинство и все граждане совершили торжественный крестный ход с чудотворной иконой. Для хранения и почитания иконы Казанской Божией Матери князем Пожарским на Красной площади был выстроен собор.
Позже, в 1710 году, по указу Петра I в Санкт-Петербург из Москвы были перевезены многие святыни. Среди них и один из списков Казанской Божией Матери.
Итак, оригинал хранился в соборном храме Казанского монастыря. Первая копия находилась в Санкт-Петербурге, с начала XIX века в Казанском соборе. И список меньшего размера в Московском Казанском соборе на Красной площади. Считалось, что все три иконы оберегали Россию с запада, востока и севера.
В Казанском соборе отслужил молебен М. И. Кутузов перед отъездом в действующую армию осенью 1812 года. Всю кампанию фельдмаршал носил под шинелью образ Казанской. Ей православная традиция приписывает заступничество за страну в 1812-м году.
Месторасположение икон сохранялось до 1904 года. В ночь с 28 на 29 июня 1904 г. из Казанского Богородицкого монастыря была похищена чудотворная икона Казанской Божией Матери. Полицейская хроника описывает детали святотатства. Воры были найдены быстро. Сама же икона, по словам преступников, была ими разрублена топором и сожжена в железной печке во дворе дома купца Шевлягина на Кирпично-Заводской улице в Академической слободке.
Любопытно, что по одной из версий, высказанной полицией, икона в действительности не была сожжена, а спрятана купцом Шевлягиным. Но, так или иначе, икону обнаружить не удалось. Хотя, по некоторым сведениям, после октябрьского переворота уехавший в Англию Шевлягин продал святыню в частную коллекцию.
Трагические события первой половины ХХ века коснулись и двух других образов. После октябрьской революции власти приступили к изъятию церковных ценностей.
В Петербургском Казанском соборе основной спор вызвал знаменитый иконостас, изготовленный из серебра, добытого казаками атамана Платова в войне с Наполеоном.
Всего из Казанского собора, согласно сохранившимся документам, было изъято 129 пудов 37 фунтов и 20 золотников серебра. 17 марта 1922 г. иконостас был разобран. А в конце 1922 года украшения с иконы Казанской Божией Матери, находящейся в Петрограде, были проданы большевиками за рубеж. О самом же образе больше ничего не известно.
Что касается московской иконы, то после того, как в начале тридцатых был разрушен Казанский собор на Красной площади, она была перенесена в Богоявленский Патриарший собор.
Но вернемся к чудотворной, погибшей или пропавшей в 1904 году. Есть сведения, что таинственным лицом, купившим икону для своей коллекции у купца Шевлягина, был миллионер из Южной Африки Солли Джоэл, проживавший в Лондоне. До 1935 года он сомневался в подлинности иконы. И только после того, как отдал ее экспертам, успокоился.
В 1950 году Джоэл перепродал икону некоему Ф. А. Митчеллу-Хеджесу, который поместил святыню в своем замке на севере Англии.
После смерти Митчелла икона была оставлена в наследство дочери Анне Митчелл-Хеджес. Перед смертью он просил дочь передать икону для хранения в церковь. Эта весть облетела весь церковный и околоцерковный мир.
В 1960 году попытку выкупить ее сделал архиепископ Русской Зарубежной Православной Церкви, владыка Иоанн Шаховской. Ему удалось договориться с владелицей иконы о ее показе в православных храмах США. 8 декабря 1963 года икона была выставлена для молебна в одном из бостонских православных храмов. Более тысячи людей пришло на поклон образу Богоматери. Но не удалось собрать нужную сумму для покупки иконы.
В 1964 году икона экспонировалась на Всемирной выставке в Нью-Йорке. В 1965 году вернулась к Анне Митчелл-Хеджес, которая через своего доверителя, некоего Франка Дорланда, для хранения святыни избрала один из банков Англии.
В начале 1970 года директор Центра Католической Русской Церкви Святой Девы Марии Фатимы священник Карлос Патцелт выкупает икону у Митчелл-Хеджес и 21 июля 1970 года, в праздник иконы Казанской Божией Матери, передает ее в португальский храм в Фатиме.
Почему икона была перевезена в маленькую деревушку в Португалии? 13 мая 1917 года в деревне Фатима десятилетней Люсии Сантуш и ее брату и сестре было видение. С небес сошла молодая женщина во всем белом. Она неожиданно стала разговаривать с детьми и пообещала приходить на это поле 13-го числа каждого месяца до самого октября, потом стала удаляться к востоку и вскоре исчезла в солнечных лучах.
Вечером дети рассказали обо всем родителям. Конечно, им не поверили. Но все же 13 июля на поле у села собралось более пяти тысяч человек. Все присутствовавшие видели, что ветви дерева, на которое опускалась женщина в белом, пригнулись. Детям женщина сказала: чтобы спасти людей, Господь хочет установить в мире почитание Моего Пречистого Сердца. Святейший Отец велел мне поручить судьбу России, и тогда наступит мир. Так же женщина открыла детям свое имя Богородица. Слова Богородицы многих потрясли. Было непонятно, почему в Португалии Богоматерь поминает Россию.
13 августа на поле собралось до восемнадцати тысяч человек. А 13 сентября 1917 года свыше тридцати тысяч. Но самое важное случилось при последнем, шестом явлении фатимского чуда, в октябре.
Около семидесяти тысяч человек со всех концов Португалии приезжают в Фатиму. Лиссабонские газеты присылают журналистов, полиции с трудом удается навести порядок. От дерева остаются лишь ствол, ветви и листья разобрали на реликвии. Сквозь огромную толпу дети с трудом пробрались к дереву. Все замерли в ожидании. Окружавшие увидели, как детей около дерева окутало белое облачко. Это явление повторилось три раза.
Верующие бросились на колени и стали молиться. Многие плакали и каялись в своих грехах, думая, что наступил последний час. И вдруг все увидели, что солнце как бы отделилось от неба и зигзагообразными скачками устремилось на них, излучая сильное тепло. Люди кричали, молились, взывали к Богу: Помилуй мя, Боже!
Между тем солнце, внезапно остановившись во время своего головокружительного падения, зигзагообразно поднялось на небо и мало-помалу стало сиять своим обычным светом среди яркого неба.
Фатимское явление Богоматери широко освещали все западные газеты того времени.
Ни один португальский газетчик не додумался бы вложить в уста этой девочки пророчества о России. Зачем им Россия? В Португалии не только эта неграмотная девочка, но и большинство владельцев газет знают о России столько же, сколько мы о них, даже меньше. Кто же мог вложить в уста девочки, слова именно о России? Ну представьте себе, что у нас, скажем, Серафим Саровский стал бы пророчествовать о Португалии, Франции. Кто бы его услышал? Три откровения о судьбе России. Во время явления Богоматери детям было сообщено свыше три тайны. Две из них сбылись. Первая мировая война закончилась в 1918 году. Вторая: антирелигиозный режим в России просуществовал 74 года. Что касается третьей тайны, то ее знают только два человека. Девяностотрехлетняя монахиня Люсия Сантуш (ее сестра и брат умерли от эпидемии в 1920 г.) и Папа Римский Иоанн Павел II. После покушения на Иоанна Павла II икона была передана в Рим.
Иоанн Павел II во время посещения Фатимы в 1982 году встретился и долго беседовал с Люсией Сантуш. Люсия подтвердила, что во время явления Богородицы было еще одно пророчество о России. 13 июня 1929 года у монахини было мистическое видение Святой Троицы на Голгофе. У креста стояла мать Иисуса. Она сказала Люсии: Пришло время, когда Бог пожелал, чтобы святой Отец, в единении со всеми епископами мира, посвятил Россию моему сердцу.
Конечно, Западу трудно признать в явлении Богородицы откровение об избранничестве России. И до сих пор просьба Богородицы о совместном молении, о призвании России всеми католическими епископами до конца не выполнена. Не менее трудно Московскому Патриархату принять такое откровение из рук Запада.
Так или иначе, Папа пообещал передать икону Казанской Божией Матери Патриарху Алексию II.
Но поскольку выяснилось, что данная икона является списком, было решено, что икону привезут кардиналы Папы.
По одной из версий судьба данного списка иконы Казанской Божией Матери, находившейся у Папы Римского такова: это была фамильная икона матушки Дивеевского монастыря Мельгуновой, которая потом была отдана в Казанскую церковь. Когда разоряли Дивеев в 1927 году, блаженная Мария Ивановна сказала, чтобы Казанскую икону отдали иеромонаху Серафиму (Смыкову). Сам протоирей Стефан Ляшевский видел и хорошо запомнил образ в 1943 году, когда о. Серафим, бежавший из Советского Союза, останавливался у них в Таганроге. В Югославии о. Серафим был арестован Красной армией, икона была изъята, попала в руки торговцев и после неудавшейся попытки православных выкупить ее была через много лет продана Фатимскому монастырю за три миллиона долларов, и в настоящее время она является главной святыней Фатимского монастыря.
Там ошибочно считают, что это икона из Казанского собора в Петербурге только потому, что риза на ней драгоценная.
Так или иначе, но достоверно известно одно — это молельная икона Иоанна Павла II. Иоанн Павел рассказал, что этот образ всегда с ним, что его подарили ему из Фатимского монастыря, когда он был ранен. И теперь Папа решил этот Чудотворный Образ вернуть в Москву, почему Папа решился на это? А может он, что-то знает о судьбе России и о том, что ей уготована особая роль в истории?
Ирина Языкова

Архив газеты "Тайны века", Харьков, 2004