ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - ВЕСТНИК СВЕТА
Поиск

1002659_PH054696577099.jpgВ постсоветский период множество изгнанных из обихода книг вернулись на свои места. На всякое упоминание о некоторых из них было наложено табу, так как их легче было вообще нигде не упоминать, чем комментировать и опровергать. Властям гораздо проще было терпеть культовую сторону христианства, поскольку это явление всегда можно было списать на невежество.
Но чтобы по-настоящему вникнуть в суть Святых писаний нужно приложить некоторые усилия, так как изложение канонично, а формат восприятия за пару тысячелетий несколько изменился. Да и современному человеку, как правило, некогда этим заниматься. И если обрядовая сторона есть, а понимания сути и Духа учения нет, то это со временем вырождается в магию. Но существуют книги, которые заполняют этот разрыв и в оптимальном формате передают суть и дух учения.

«О подражании Христу» — это как раз та книга, соприкосновение с которой может разрушить привычную понятийную сетку, и привести человека к нравственному перерождению, так как это — одно из самых замечательных духовных руководств, когда-либо написанных рукой человека.
По сути — это внутренние инструкции, писанные Приором (настоятелем) для монашеской братии. Но практически сразу книга вышла за монастырские пределы, и вот уже на протяжении пятисот лет она вдохновляет, утешает, восхищает и наставляет великое множество людей. Во всем мире «Подражание» приобрело необычайную популярность и переиздано тысячи раз. После Библии эта книга является для западных Христиан самым читаемым произведением классической духовной литературы.
Томас Хемеркен из Кемпен или Фома Кемпийский, фламандский иеромонах (память в Католической церкви 25 июля). Родился около 1380-го года в Кемпене, (недалеко от Дюссельдорфа) который прославился тем, что из него просиял миру светильник Христианства. От места рождения получил Фома название Кемпийского и за силу слов был прозван молотом.
Между всеми сочинениями Кемпийского книга «О подражании Христу» светит, как алмаз между драгоценными камнями, и почитается венцом духовных писаний. «Блажен тот, кто живет по заветам этой книги, а не просто восхищается ею», — так сказал о творении Фомы Кемпийского Готфрид Вильгельм Лейбниц.
Полагают, что Фома писал ее уже в зрелых летах (около 1418г.), после долговременных трудов и опытов. Книга эта еще в ХV-XVII веках была переведена не только на многие европейские языки, но даже и на еврейский, арабский и турецкий.
Еще в 1598-м году один Иезуит, путешествовавший в Аравию, пишет, что он видел «Подражание» в библиотеке Мавританского Короля, который сказал, что он уважает ее более всех Магометанских книг.
Впервые на славянском языке книга была напечатана в типографии Дельского Монастыря в 1647-м году.
Греческий переводчик «Подражания» в 1748-м году, так о ней пишет в своем предисловии: «Эта душеполезнейшая и чудная книжица привлекла в небо многие тысячи душ, обратила грешников бесчисленное множество, и обративши их, научила, исправила, и сделала святыми. Многие из них в продолжение многих лет имели ее единственным источником освящения, и старались ежедневно пить из оной небесную благодать. Кто читает ее, в том рассыпает она искры любви божественной, воспламеняет сердце его и озаряет ум его лучами, которые дивным образом отверзают очи грешника, далеко прогоняют тьму, и дают понять, сколь обманчив мир, сколь верный друг есть Бог, сколь драгоценна душа, сколь страшна вечность. Я по собственному моему опыту свидетельствую истинно, что теперь уже двадцать девять лет, как я читаю эту книгу каждый день, и с каждым днем она мне кажется совершенно новою. Если ты будешь читать сию книжку с чистым сердцем, с размышлением и с намерением стяжать плод духовный, то сам испытаешь, что я говорю.
Да не отклонит тебя от чтения простота, с какою она писана. Ибо в самой простоте находится сокровенный плод божественной благодати».
Эту книжку справедливо называют сокращением не только почти всех духовных книг, но и самого Святого Писания, ибо она вмещает в себе все к божественной жизни относящееся. Она учит, каким образом освободиться и очиститься от глубокого повреждения, которое есть твоя собственная воля.
«О подражании Христу» в переводе на славянский было распространено по всей России, среди переводчиков нельзя не назвать владыку Антонина (Стаховского), митрополита Тобольского и Сибирского, умершего в 1740 м. году. Этот перевод долгое время сохранялся в его архиве в Тобольской семинарии. Святой Димитрий Ростовский в своем Алфавите Духовном почти на каждой странице в той или иной форме использует темы, мысли и даже фразеологию Фомы Кемпийского. В своем поучении на память преподобных Варлаама и Иосава, говорит следующее: «Купец от западных стран, называемый Фомою, хотя и чужестранец, но не с худым товаром, открывает пред нами свой сундучок, открывает, говорю, книжку под названием «0 подражании Христу», и показывает одну жемчужину, именуемую смирением, которой цену гордые чада Адамовы мало знают: ибо и силы ее разуметь не хотят, и презирают оную.
А жемчужина эта столь дорога, что и самому Богу любезна. А силу имеет жемчужина эта такую, что возвышает нищего и усаживает его с вельможами».
В дворянской среде «Подражание» читалось по-французски, и опять-таки повсеместно.
Один помещик был настолько тронут этой книгой, что даже велел положить ее с собою в гроб.
Александр Пушкин писал об авторе «Подражания», что он принадлежит «к сим избранным, которых ангел Господний приветствовал именем человеков благоволения» (ПСС. М., «Academia», 1936, т. 7, с. 277).
Лев Толстой третью главу второй части «Войны и мира» начинает со следующих строк: «Приехав в Петербург, Пьер никого не известил о своем приезде, никуда не выезжал, и стал целые дни проводить за чтением Фомы Кемпийского, книги, которая неизвестно кем была доставлена ему. Одно и все одно понимал Пьер, читая эту книгу; он понимал неизведанное еще им наслаждение верить в возможность достижения совершенства и в возможность братской и деятельной любви между людьми...»
Николай Гоголь, в обращении которого к Христу эта книга сыграла огромную роль, советовал в 1844 году М. П. Погодину читать «Подражание» каждый день, сообщая, что сам поступает именно так. В письме к С.Т. Аксакову, М.П. Погодину и С.П. Шевыреву из Ниццы он писал: «Читайте всякий день по одной главе, не больше, если даже глава велика, разделите ее надвое. По прочтении предавайтесь размышлению о прочитанном. Переворотите на все стороны прочитанное с тем, чтобы, наконец, добраться и увидеть, как именно оно может быть применено к вам, именно в том кругу, среди которого вы общаетесь, в тех именно обстоятельствах, среди которых вы находитесь... Старайтесь проникнуть, как может все это быть применено именно к жизни, среди светского шума и всех тревог» (Переписка Н.В. Гоголя, т. 2. М., 1988, с. 301—302). Гоголю на это письмо довольно резко ответил Аксаков, написавший, что он читал эту книгу еще тогда, когда Гоголь читать не умел, и поэтому считает его нравоучения неуместными. Действительно в XIX веке «Подражание» читали в России повсюду.
Выдающийся гуманист эпохи возрождения, воспитанник Девентерской школы, Эразм Роттердамский писал, что в двадцать лет он был потрясен книгой, которая впоследствии сделала его Эразмом.
Примерно такое же потрясение испытал и я, в свои 20 лет. В 1993 году я увлекался философией, делал первые шаги на ниве журналистики и мне случайно в руки попала эта книга.
Вот уже более десяти лет «Подражание» служит мне путеводителем по сложному и запутанному жизненному маршруту.
Идея издать «Подражание» продиктована самой жизнью. Дошло до того, что книгу приходится тиражировать на ксероксе. Ведь не совсем верно, когда такая литература доступна лишь узкому кругу и лишь генеральный директор «ОРТ» Константин Эрнст в интервью может ссылаться на Кемпийского, просившего Господа избавить его от политических воззрений.
Эта книга - обжигающий удар по матрице, или антивирус, в ней раскрываются метафизические закономерности. То, чему мы здесь придаем значение в нашей, биологической форме жизни, там — в духовном мире, может не значить ничего и наоборот. У многих может вызвать раздражение, что здесь культивируются качества, казалось бы, неуместные в современном мире, например — смирение. Обычно человек до последнего ждет, когда жизнь выявит его немощь. Фома призывает не доводить до этого.
К нему вполне можно применить слова Серафима Саровского: «Стяжи Дух смирен и вокруг тебя спасутся тысячи». Во всех Священных Писаниях упоминается о том, что Бог открывает истину чистым и преданным, и скрывает ее от гордых и пытливых. Духовная энергия, заключенная в словах этой, проверенной временем, книги производит заметное положительное действие.
Николай Рерих включил Фому Кемпийского в седьмицу великих Вестников Света наряду со Святой Терезой, Святой Екатериной, Святой Жанной д’Арк, Святым Николаем, Святым Франциском Ассизским и Святым Сергием Радонежским. Действительно дух один, а дары различны. У Сергия с Фомой были разные задачи, но их роднит многое: не только эпоха, но и то, что они оба тяготились обязанностями настоятелей.
Я сам наблюдал, как у людей, соприкоснувшихся с «Подражанием» происходят удивительные события. После этого с большей ясностью понимаешь, что не логика определяет цепь событий, не во власти человека стопы его, но человек свободен в том, с какими мыслями он производит то или иное действие. От этого зависит, как выстроится цепь случайностей и через какие испытания его поведет судьба. И именно эта свобода отношения к происходящему в жизненном иллюзионе позволяет человеку за короткую жизнь достичь совершенства собственными усилиями, напрягая дарованную Богом свободную волю.
Сергей Моисеев

 

Архив Газеты "Тайны века", Харьков, 2004