ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - Комар бежал быстрее лани
Поиск

1324545.jpgЧто есть одежда и тем более в одежде мода? Несет ли она прикладные функции или включает искусство художника? Призвана ли она скрывать уродство тела или обнажать совершенство? Является ли она социальным знаком? Принесена ли мода цивилизацией или присуща человеку как виду?


Оставим пока в стороне эти неразрешимые вопросы. Посмотрим лучше на харьковскую моду накануне великих потрясений начала 20 века.
Журнал журналов
Анатоль Франц полагал (так со слов его секретаря Ж. Ж. Бруссона) будто знакомство с журналом женских мод есть лучший способ понять новое для наблюдателя общества. Так ли это?
Во второй половине 19 в. в Харькове своего журнала женских мод не было. Такие журналы или сведения о них шли из Парижа, может быть из российских столиц. «Что-то новое покажет им (т. е. дамам) журнал парижских мод». Как видим, мода была, ей следовали. Появилась реклама: чем дальше, тем больше. Реклама, помимо прочего, предлагала подписку на переводной французский журнал «Вестник моды». Приложение к газете «Южный край» публикует новинки (1912—1913 г.г.). Еще в 80-90 годах газеты извещают о школе кройки дамских платьев (ул. Рымарская, дом Сливицкой. «Харьковский губернский вестник», 1.09.1883 г.), некто м-ль Теодор предлагает свой метод кройки по парижским образцам, открывает отделение и школу (ул. Екатеринославская, дом Минаковой, кв. 2,). Изящно одеваться предлагает магазин по Московской улице («Берлинс-
кий магазин», 13.04.1899 г.) и шансоны Малерб (Московская улица, д.16. там же 9.04.1899 г.).
2 октября 1913 г. «в Дворянском собрании открыли сеансы леди Гевардины, художницы, демонстрирующей различные модели платьев, накидок и шляп на живых манекенах, так называемых «пробиртмамзелях».
Публики на каждом сеансе (всех за вечер было четыре) было очень много...
Развитие моды, ее растущая раскованность вызывают недоумение, иронию, возмущение. По меньшей мере, в газетах нет недостатка в подобных публикациях. «Был культ тела, красоты, силы, ловкости — этому поклонялись, этому следовали — теперь царит культ модных дам, женщин, в которых нет ни красоты, ни свежести, ни ловкости, а есть тот особый шик, тот болезненно извращенный излом и умение одеться... посмотрите какие на мне платья, шляпа, башмаки, чулки...».
«...знамение нашего времени,в том что скромно одетая женщина не производит впечатления... этот последний крик Парижа. Кружит голову не только женщинам, но и мужчинам» («Южный Край» 3.11.1913 г.).
Поэт и мода
Особенно много шпилек вонзал тогда в тогдашнюю моду Василий Иванов, пишущий под псевдонимом Шпилька. О качестве его стихов здесь говорить не будем, но они не хуже журнала мод нарисуют нам буйство моды в Харькове 80-90 годов 19 века.
Все течет все меняется и нельзя дважды вступить в одну и ту же реку — говорил Гераклит. Стремительный бег вечно меняющейся моды как раз и свидетельствует нам о том, что под вечно изменчивой поверхностью внешних форм кроется неизменная сущность самого человека. В напоминание нам, что для Духа времени нет (так как он вечен), слуги Божии относящиеся к традиционным религиозным конфессиям на протяжении столетий практически не меняют своего облачения. А также в назидание — все, что не связано с духовной жизнью суета сует и всяческая суета. Никто не призывает облекаться всех в монашеские рясы. Просто в рекламе спрайта был такой слоган — «Там, где каждый озабочен собственным имиджем спрайт не подается!», но только ли спрайт? Жизнь быстротечна. Где те довольные собой модницы, листавшие Парижские журналы 1913 года?
Семен Авербух

 

Без штукатурки нынче дамы
Не встретишь, право, ни одной
И даже возраст юный самый
Проникнут глупой страстью той.
Однако ж, волосы и лица
Покамест красились у нас,
Но мода так вперед стремится,
что краска есть уже... для глаз!!!
О, до чего доходит мода!..
Как извращается природа.
Прекрасный пол не может жить
Без разных прибавлений модных
И любит красить он себя
Из побуждений благородных,
Все натуральное губя...
Шпилька

Архив газеты "Тайны века", Харьков, 2004