ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ СЛЕДСТВИЕ ЭПИДЕМИИ?
Поиск

image8787979.jpgСпорынья (головня, зола, черные рожки, злая корчь, огневица) — паразитирующий грибок, содержащий сильные алкалоиды. Поражает главным образом рожь. Появляется дождливым летом. 0,05% спорыньи в муке, делают ее опасной для использования.
Болезнь, вызванная спорыньей, причиняет физические и психические страдания.
«Сильнее кошки зверя нет»
В далеком прошлом спорынью относили к сильнодействующим ядам. Методов лечения не было. Эпидемии косили людей. В 994 году во Франции она унесла до 40 тысяч жизней. В 1129 году только в Париже спорынья унесла жизни 14 тысяч человек.


Эпидемии вспыхивали попеременно в Европе и в России. В России эпидемия впервые описана в 1710 году. В Харьковской губернии впервые она замечена между 1843 и 1855 годами. Но более конкретных сведений нет. Более подробно об эпидемии, вызванной спорыньей на Харьковщине, наши газеты писали в 1881 г.
Не случайно болезни, вызванные спорыньей, наградили зловещими прозвищами: злая корчь, огонь святого Антония, священный огонь, черная опасность.
Спорынья и ее воздействие на психику привлекли внимание Мэри Матасян из университета в Мэриленде (США). Она составила книгу «Яды прошлых лет. Грибки, эпидемии и история», где спорынья выступает как действующее лицо истории.
Спорынья — яд. По мнению Матасян она источник социальных конфликтов.
В Харькове в 1881 году возникла угроза эпидемии, вызванной спорыньей. Угроза была, но социальных потрясений не было, хотя известно, что спорынья поражает, прежде всего, беднейшие слои общества.
В крестьянской среде русского общества 18-19 веков в появлении спорыньи видели бич Божий. Иногда появление спорыньи даже приветствовали: «Спорынья для того и растет, чтобы хлеб был спорый т. е. меньше хлеба, больше сытости». При этом, по наблюдению врача Н.Н. Реворматского, 1897 крестьян ссылались на то, что в одном и том же доме все ели один хлеб, но одни заболевали, другие — нет. Значит, дело не в хлебе, а в чем-то другом, да и может ли Бог уродить такой хлеб, от которого болезнь происходит и люди умирают? Было и такое мнение — болезнь насылается Богом в наказание особенно грешным. Тем не менее, вполне очевидно: заболеванию, как пишет Н.Н. Реворматский, подвергались большей частью люди небогатые, не имевшие запасов старого (т. е. неповрежденного) хлеба. Понуждаемые голодом, они жали не вполне зрелую рожь и, по возможности, быстро старались получить из нее муку и хлеб... у бедняков хлеб и квас составляли единственную пищу целой семьи.
Таким образом, социальное воздействие спорыньи очевидно.
Но у Матасян социальное воздействие спорыньи идет через повреждение психики, что и становится причиной социальных и даже политических потрясений. Так ли это?
«Все гениальное просто, но не все простое гениально»
Итак, двести лет назад в течение месяца во многих регионах сельской Франции происходили странные, даже страшные события. Повсюду разносились слухи о разбойниках, которые готовились захватить урожай, чтобы обречь страну на голод. Толпы крестьян грабили и жгли все на своем пути. Многие не договаривают о причинах такого «великого страха» 1789 года (год революции). А виной всему ржаной хлеб, основа пищевого рациона французского крестьянина тех лет. Но, утверждает М. Матасян, как раз пищевой рацион сыграл решающую роль во многих бурных политических событиях.
Но дело оказывается не просто в хлебе насущном, пусть и ржаном. Дело в хлебе, пораженном спорыньей. 1789 год был на редкость благоприятен для развития спорыньи. Необычно суровая зима, холодная и влажная весна, жаркое сухое лето. Все это создало условия для широкого распространения спорыньи.
Другими словами спорынья поразила рожь. Из этой ржи смололи муку, испекли хлеб. Бедные крестьяне ели хлеб. Психика людей повредилась, в головах началось брожение. Отсюда и революция.
Возражений здесь все же больше, чем утверждений. Те, кто замыслил и совершил революции, едва ли питались одним лишь ржаным хлебом с примесью спорыньи. Ранее в Нидерландах и в Англии были революции, но эпидемии спорыньи им не сопутствовали. Здесь можно привести мнение известного психолога Д. Азарова: «Нашу цивилизацию создали и двигают вперед люди с психическими отклонениями. В этом что-то есть...» — прибавляет составитель названного сборника. Остается невыясненным, что такое «отклонение», а вместе с тем вспомнить, что еще Лев Троцкий предлагал организовать военный поход через Афганистан в Индию, чтобы ускорить мировую революцию. Зарились на Афганистан геронтологи из Политбюро, а в наши дни устремлялся омыть сапоги в индийском океане и Жириновский...
Мэри Матасян права: спорынья и в самом деле поражает психику больного. Такие больные вызывали страх. Вспомним названия болезни — «небесный огонь», «огонь святого Антония».
Но идеологи и вожди не питались ржаным хлебом с примесью спорыньи.
Следовательно, не все зависит от спорыньи.
Спорынья похарьковски
15 августа 1881 г. газета «Южный край» сообщила: «Вследствие частых и обильных дождей на колосьях ржи появились черные рожки (спорынья)».
Воздадим должное газетам тех дней. Они, особенно «Южный край», сделали многое для того, чтобы предостеречь, разъяснить и не допустить панику. Паника, естественно, началась. «Некоторые мнительные люди отказываются от употребления хлеба («Харьковские губернские ведомости» 8.09.1881 г). Припомним. Когда Марии Антуанетте, королеве Франции, сообщили: у народа нет хлеба. Она рекомендовала: пусть едят пирожное.
«По городу, — сообщила газета «Южный край (27.08.1881г.), — ходит немало слухов о случаях заболевания спорыньей».Hieronymus-Bosch-A-Violent-Forcing-Of-The-Frog-1024x768.jpg
Обращает на себя внимание большая, на два подвала, статья (Ю. к. 27.11. и 4. 12. 1881 г.) Д. Ахтарумова «Злая корчь». Автор рассказывает о природе и симптомах заболевания, приводит примеры эпидемий, но главным образом, предостерегает от употребления ржаного хлеба, имеющего непривычный по цвету оттенок — фиолетовый или темно-красный.
Газеты публикуют предостережения: «употребление в пищу муки, содержащей примесей крайне вредно и опасно... развивается жестокая болезнь, называемая «злой корчей».
Газеты регулярно публикуют обращения властей: от губернатора «О мерах для очищения жита (ржи) от примесей спорыньи». «Начальник губернии просил председателей уездных управ Харьковской губернии предложить земским врачам свидетельствовать на базарах и ярмарках муку, поступающую в продажу от крестьян с целью обнаружения в ней вредной примеси, если в муке окажется спорынья, изымать ее местным полицейским...»
В другом обращении губернатор предупреждает: «...Употребление в пищу муки, содержащей примеси рожков, крайне вредно и опасно...»
В результате принятых мер эпидемии не случилось. Был отмечен только один смертельный случай. Зараженность муки, поступающей в пекарни, оказалась невысока.
По этим или по другим причинам появление спорыньи не привело к тем социальным потрясениям, о которых писала Матасян.

 

Семен Авербух

архив газеты "Тайны века", Харьков, 2004