ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - Высшие предстоящие
Поиск

 

Деяb2ap3_large_Sobor-Archangela-Michaila-2014.jpgтельность ангелов по отношению к людям.
В противоположность злым духам, добрые ангелы жалеют людей и постоянно помогают им, о чем пишет св. ап. Павел: «не все ли они (ангелы) суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр. 1:14).

Повествованиями о помощи ангелов насыщено Священное Писание. Приведем здесь только несколько примеров. Авраам, посылая слугу своего к Нахору, обнадеживал его убеждением, что Господь пошлет с ним ангела Своего и благоустроит путь его (Быт. 24:7). Двое ангелов спасло Лота и его семью из города Содома, обреченного на уничтожение (Быт. 19:1). Патриарх Иаков, возвращаясь к своему брату Исаву, был ободрен видением «ополчения» ангелов Божиих. (Быт. 32:1-2). Незадолго до своей кончины, благословляя своих внуков, Иаков сказал Иосифу: «Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих» (Быт. 48:16). Ангел принимал участие в спасении евреев из египетского рабства (Исх. 14:19, 23:20); ангел помог Иисусу Навину при завоевании земли Обетованной (Нав. 5:13-14); потом помогал судьям израилевым в отражении врагов (Суд. 2:1, 6:12, 13:3); ангел спас жителей Иерусалима от верной гибели тем, что побил 185-тысячное ассирийское войско, окружившее город (Ис. 37:36); ангел спас от огня трех отроков, брошенных в раскаленную печь, а позже спас пророка Даниила, брошенного на съедение голодным львам (Дан. 3:23-26, 6:22).


Новозаветное откровение часто повествует о явлениях ангелов. Так, ангел возвестил Захарии зачатие Предтечи; ангел возвестил Пресвятой Деве Марии рождение Спасителя и явился во сне Иосифу; многочисленное воинство ангелов воспело славу рождества Христова; ангел благовествовал пастухам рождение Спасителя и удержал волхвов от возвращения к Ироду. Особенно с пришествием Сына Божия на землю участились явления ангелов, о чем Господь предсказал апостолам, говоря, что отныне будет небо раскрытым, и они увидят «ангелов Божиих, восходящих и нисходящих на Сына Человеческого» (Ин. 1:51). Действительно, ангелы служили Иисусу Христу по искушении Его в пустыне; ангел явился для укрепления Его в Гефсиманском саду; ангелы возвестили мироносицам о воскресении Его, а апостолам - при вознесении Его на небо - о втором Его пришествии. Ангел освободил апостолов из темницы, а также ап. Петра, приговоренного к казни (Деян. 5:19, 12:7-15); ангел явился Корнилию и преподал ему указание призвать к себе для наставления в слове Божием ап. Петра (Деян. 10:3-7).
Господь Иисус Христос несколько раз говорил об ангелах. По Его словам ангелы отвели душу умершего Лазаря на лоно Авраама (Лук. 16:22); ангелы радуются даже об одном грешнике кающемся (Лк. 15:10). Они придут с Ним перед концом мира и отделят злых из среды праведных (Мт. 13:39-41, 16:27). Из наставлений Спасителя и многих библейских и жизненных примеров мы видим, что ангелы всегда действуют, как существа добрые, заботящиеся о спасении и благе людей.
В то же время ангелы совершенно преданы Богу. Когда люди преступают заповеди Божии, ангелы удерживают и даже наказывают их. Так, например, по изгнании из рая впадших в грех людей херувим был поставлен с пламенным мечем охранять вход в рай (Быт. 3-я гл.). Ангел с мечем предстал пред пророком Валаамом, чтобы воспрепятствовать ему в злом намерении (Числа 22:23). Ангел поразил Ирода за гордость (Деян. 12:23). Согласно книге Откровения, некоторые ангелы даже наказывают грешников (Апок. 8-19 главы). Однако, важно понять, что цель наказания людей — благая: побудить людей покаяться и обратиться к Богу (Апок. 16:11).
Вообще ангелы, по воле Божией, принимают участие в жизни целых наций более деятельно, чем многие из нас подозревают. По видению пророка Даниила, есть ангелы, которым вверяется Богом наблюдение за судьбою существующих на земле народов и царств (Дан. 10, 11 и 12 гл.). По этому поводу святые Отцы высказывали такие мысли: «Одни из них (ангелов) предстоят великому Богу, другие своим содействием поддерживают целый мир» (св. Григорий Богослов).
В Церкви с самых древних времен существовал обычай молитвенно обращаться к ангелам. Еще в ветхозаветное время у евреев на крышке Ковчега Завета, а потом и в Святое Святых, находились золотые изображения херувимов (Исх. 25:18-22, 3 Цар. 6:23). Перед ними евреи молились. Между изображениями херувимов на крышке ковчега, Бог открывал Свою волю пророку Моисею. Ангелы являются носителями святости Божией, почему и было повелено Иисусу Навину, увидевшему ангела: «сними обувь твою с ног твоих, потому что место, на котором ты стоишь, свято» (Нав. 5:15).
ААнгел-хранитель
«Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших» — мы испрашиваем у Бога, молясь в храме. Православная Церковь верит, что человек при рождении получает от Бога ангела-хранителя. Господь Иисус Христос сказал: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мт. 18:10).
Блаженный Августин пишет: «Ангелы с великой заботливостью и с неусыпным усердием пребывают с нами всякий час и на всяком месте, помогают нам, промышляют о нуждах наших, служат посредниками между нами и Богом, вознося к Нему наши стенания и воздыхания... Сопутствуют они нам во всех путях наших, с нами входят и исходят, внимательно наблюдая, благоговейно ли и честно мы ведем себя среди рода лукавого, и с каким усердием желаем и ищем Царствия Божия». Подобную мысль высказывает и св. Василий Великий: «С каждым из верных есть ангел, который, как детоводитель и пастырь, управляет его жизнью», и в подтверждение приводит слова псалмопевца: «ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих...», «Ангел Господень ополчится вокруг боящихся Его и избавит их» (Пс. 90:11, Пс. 33:8). Еп. Феофан Затворник наставляет: «Надо помнить, что у нас есть ангел-хранитель и иметь к нему мысленное и сердечное обращение — и в обычном ходе нашей жизни, а тем более, когда она чем-либо возмущается. Если нет такого обращения, то ангелу нет и способа вразумить нас. Когда кто идет к трясине или пропасти, заткнув уши и закрыв глаза, — как ты ему поможешь?»
Таким образом, христианину следует помнить своего доброго ангела, который на протяжении всей его жизни заботится о нем, радуется его духовным успехам, скорбит об его падениях. Когда человек умирает, ангел берет его душу к Богу. Попав в духовный мир, согласно многим рассказам, душа человека узнает своего ангела-хранителя.
Епископ Александр (Милеант).
Ложные Ангелы
Начало 90-х годов ознаменовалось наводнением литературного рынка всевозможными книгами об ангелах. Во многих из них приводятся случаи явления ангелов людям с трогательными подробностями их спасительной роли в жизни людей.
Почти все писатели этих книг рекомендуют быть открытыми по отношению к ангелам и доверчиво принимать все, что они предлагают нам. Многие из этих авторов призывают вести «ангелоцентричную» жизнь (т. е. устремленную к общению ангелами) и полагаться на их доброе влияние. Авторы этих книг констатируют и тот факт, что являющиеся людям ангелы иногда ведут себя не по ангельски или принимают не ангельский вид.
При этом, почти все авторы почему-то умалчивают очень важную и существенную сторону данной темы: а именно, что, кроме добрых ангелов, существуют дьявол с легионами падших ангелов (демонов), которые стараются причинить зло людям и погубить их души, и что эти падшие ангелы умеют ловко маскироваться под ангелов света.
Со времен написания апостолом Павлом послания к Коринфянам (2 Кор. 11:4) и почти до наших дней в писаниях Церкви приводятся случаи, когда падшие ангелы действительно принимали на себя разные облики — и не только ангелов света, но также и святых — Девы Марии и даже самого Иисуса Христа.
Например, святой Иоанн Кассиан в своей беседе о бдительном различении потусторонних духов рассказывает, как один инок покончил свою жизнь самоубийством, а другой мирянин захотел принести в жертву собственного сына, как бы завершая послушание древнего патриарха Авраама (Быт. 22-я гл). В обоих случаях причиной такого изуверского поведения этих иноков оказались демоны, которые явились им в образе светлого ангела (Добротолюбие, т.1).
Киево-Печерский Патерик повествует о случае, когда молодой инок по имени Никита поклонился явившемуся ему светлому ангелу. Этот «ангел» повелел Никите не тратить время на молитву, а все свои усилия направить на изучение Ветхого Завета. Он обещал Никите, что будет молиться вместо него. После того, как демон, принявший вид ангела, начал молиться в его келии, у Никиты открылся дар ясновидения. Молва о новом «прозорливце» скоро разнеслась, и люди в большом количестве стали стекаться к Никите за советом и руководством. Вскоре, однако, обнаружилась и некая странность: Никита и слышать не хотел о Евангелии, а изучал и цитировал только книги Ветхого Завета. Наконец иноки догадались, что Никита подпал под бесовское обольщение, и изгнали демона своими молитвами. Придя в себя, Никита глубоко покаялся и, став усердным иноком, со временем удостоился посвящения в епископа Новгородского. Он был добрым пастырем, отличался духовной мудростью и даром чудес. Мы его знаем под именем святителя Никиты Затворника.
Господь предупреждал: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?» (Мат. 7:15-16). А апостол Павел наставляет: «Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таких нет закона ... Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5:22-24).
Следовать в жизни этим словам Иисуса Христа и апостола Павла для различения истинных ангелов от демонов, маскирующихся под ангелов, — не легко из-за нашего несо-вершенства, греховности, легкомысленной неосведомленности, а также многовековой опытности злых духов, которые враждуют и против Бога и против людей. Нужно помнить, что даже люди, всецело посвятившие себя Христу, как, например, монахи, о которых мы упомянули выше, не застрахованы от дьявольского обольщения и могут быть обмануты им.angel1234.jpg
Поэтому если когда-либо пред нами предстанет как бы ангел или мы увидим какое-нибудь видение — нам следует быть крайне осторожными, чтобы падшего духа не принять за ангела. Святые отцы Церкви, умудренные Духом Святым и собственным духовным опытом, с любовью убеждают всех всегда молиться со смирением и не добиваться каких-либо видений или восторженных ощущений. В случае если мы и увидим кого-либо или что-либо необычное — то быть крайне осмотрительными и рассказать о виденном опытному духовному отцу. Святые Отцы учат, что если у нас появится хоть малейшее сомнение относительно природы явившегося нам духа, нам следует немедленно прервать с ним всякое общение и обратиться к Богу с горячей молитвой о защите. И, если тот дух был действительно посланный с неба добрый ангел, то он порадуется нашей осмотрительности и бдительности. Смотри подробнее об этом в «Добротолюбии» и в творениях святителя Игнатия Брянчанинова. Суммируя, лишь следует заметить, что наставления святых отцов Церкви на эту тему радикально отличаются от того, что советуют авторы современных популярных книг об ангелах.
Будем помнить, что дьявол — профессиональный лгун и клеветник, сеятель смут и раздоров. Он и падшие с ним духи всеми силами стараются погубить нас, и для этого применяют не только внушение, но многие другие хитрости, включая маскировку под любые существа. Поэтому любые феноменальные явления, вызывающие в нас или чувства восторга, или — смущения, или — страха вполне могут быть результатом их козней против нас. (Возможным примером из современной жизни могут служить так называемые явления инопланетян и похищения ими людей).
Степан Бушнель

 

Архив газеты "Тайны века", Харьков, 2004