ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - ВЕЧНОЕ ТЕПЕРЬ
Поиск

ksdjsdj.jpgЗадайте вопрос любому ученому, что такое время? И он задумается. И лучшее, что он сможет ответить — это форма энергии. Но следующий вопрос, что это за энергия и какова ее природа, поставит ученого в тупик. Мы научились измерять время но до сих пор нам не ясна природа этого явления. Наш разум настроен на решение частных, земных задач и он «зависает», становится немощным когда соприкасается с такими категориями.
В ХХ веке ученым удалось выяснить, что материя это тоже форма энергии только очень плотной. В ведах об этом говорилось сразу — материя есть внешняя энергия. Может и по поводу времени поискать ответ в тех же источниках. Древние хинду создали уникальную систему представлений о времени.

Часы и время
Если бы время было личностью, оно, надо полагать, со снисходительной усмешкой наблюдало бы как мечутся люди в потугах его понять и измерить.
Понимали и измеряли по кругу (калачара — «круг времени»), по прямой, по спирали.
Каждая культура имела об этом свои представления и приемы.
Вавилоняне вели счет на дюжины, что осталось и в нашем быту. О приборах измерения сведений нет.
Египтяне и китайцы — по времени правления династий, как и чем они измеряли время тоже не известно.
Греки считали время по Олимпиадам, а для измерения придумали или заимствовали часы — водяные, песочные, солнечные.
Римляне регламентировали порядок дня, ввели понятие «календарь».
Европейцы изобрели механические часы. В средние века огромные башенные. Позднее — настольные, наручные.
В старой России рабочий люд поселков и окраин, где часы были редкостью, отмерял время по гудку, по движению «рабочего поезда».
Крестьяне вели счет по сезону года, по солнцу, по церковным праздникам, по ударам колокола.
Как встарь, так и теперь время для каждого либо бежит, либо ползет. «Счастливые, — сказал классик, — часов не наблюдают». А несчастливые...?
В мегаполисах время летит («время — деньги»), в поселках и малых городах бег замедляется...
Различно оно во сне и наяву, различно для людей и животных.. Различно для летящих в космос и остающихся на земле. Историческое время тем более измеряли по — разному. Отправной точкой были события реальные, мифические, мистические.
Греки разделили известное им время четыре века в поэме Гесиода — на пять.
Римляне начинали от «основания Города». Индусы — от сотворения мира. Мусульмане — от года (622г.н.э.) бегства пророка Мухаммеда из Мекки в Медину...
Новый счет времени ввели деятели Великой Французской революции, но он продолжался недолго. Начинать отсчет со дня Октябрьской революции пытались и большевики в России.
Наука ввела понятия «до нашей эры» и «нашей эры». Точка размежевания взято от рождества Христова.
Об условности всей хронологии мировой истории много рассуждали Н. Морозов и его нынешний последователь А. Домонко. «Впрочем, поколебать «устои» никому еще не удалось.
Своя периодизация есть в археологии и палеонтологии.
Много систем счета родилось на просторах Индийского субконтинента со свойственной мышлению хинду склонностью к систематизации, в ходу были величины от безначально больших: шесть сезонов, три времени года, месяцы — солнечный, лунный, звездный, несчастливый. Махабхарата знает такие величины как каштха (2 секунды), состоящую из 15 нимешей (мигов). 30 кала с одной десятой составляют мухурту (час). В религиозной философии счет идет по возрастающей.
Основу или начало счета составляют юги. Их четыре — сатья или Крита. Ее продолжительность 1728000 земных лет, трета — 1296000 лет, двапара — 864000 лет, кали — 432000 лет. Четыре юги составляют законченный цикл — Махаюгу. 71 Махаюга составляют Манвантару — 306.720.000 лет. 14 Манвантар вместе с переходными звеньями — рассвет, сумерки, покой — одна калпа (кальпа). Далее идут сутки Бога Брамы, и его сто лет. Сто лет Брамы — 311.040.000.000.000. земных лет. Но все это только начальный этап счета. Чтобы понять его исходную (говоря условно) точку отсчета вернемся к понятию «юга».
Юги отчасти соответствуют греческим «векам» и возможно оба понятия восходят к единой проиндоевропейской основе.
Как и у греков последовательная смена юг — веков ведет людей от идеального общества в пучину горя и нищеты. В «Золотой век» рассказывает Гесиод (VIII—VII вв.до н. э.) жили люди как боги со спокойной и ясной душою, горя не зная, не зная трудов. В «Железный век» — к вечным богам вознесутся, отлетевшие от смертных. Совесть и Стыд.
Лишь одни жесточайшие, тяжкие беды людям останутся в жизни. От зла избавленья не будет».
То же и в движении юг. «Полностью на четырех ногах стоят закон «Правда» в клита-югу... В последующих югах из-за развития (кривды) четверть закона убывает... беззаконие возрастает.
Еще больше впечатляет нарастание величин. Здесь основу счета начинают юги. Их четыре: сатья или Крита (1.728.000 земных лет), трета (1298000), двапара (864.000), кали (432000).
Четыре юги составляют махаюгу (надо сложить время четырех юг, приставить столько же на промежуток «отдыха» (пралайя) между ними, прибавить время рассвета и сумерек.
Далее 71 Махаюга составляют одну Манвантару — 306 720 000 лет. 14 Манвантар вместе с рассветом, сумерками, отдыхом составляют одну калпу.
Далее начинается пляска цифр, доходящая до дня Шивы — 3.726.414.712.658.945.818.755.072 с тридцатью одним нулем. Сосчитать эти величины, говорит Аль Бируни, все равно, что сосчитать песок Ганги или капли дождя.
Как и у греков, века-юги последовательно ведут к ухудшению условий жизни и падению нравов. Но у греков нет исчисления времени и нет четкости определений. У хинду же каждая юга имеет четкую характеристику. Но главное не в этом.
В греческой мифологии «Золотой век» берет начало из первозданного Хаоса, а «Железный век» не получает продолжения. У хинду этот процесс не имеет начала и не будет иметь конца. Идет безначальное и бесконечное повторение: «великие светила, луна, солнце, пространство, Огонь, Ветер и Сонмы созвездий... они при конце Вселенной всегда к погибели идут, а при создании появляются снова и снова» (Махабхарата, XII, 96, 4—5).
Более того, у греков железный век это полная безысходность и отчаяние. У хинду кали-юга обостряет ум, закаляет волю, активизирует деятельность. Здесь, как и все хинду, основано на благе.
Нет у греков и понятия «отдыха». У хинду они обозначают переход. Эти переходы сопровождаются гигантскими катастрофами в природе и в обществе.
Это состояние не поддается изучению и как указывает древний источник «о нем можно только молчать».
Интересен подсчет, сделанный известным в начале 20 века английским исследователем Ф. Флитом: мы обитатели Калиюги, которая начинается великой водной Бхаратов. Наша калиюга, продлится еще долго, входит в 28 Махаюгу, 7 манвантары, первой калпы, второй половины века Брамы.
Слабый отголосок такого построения находим в средневековом трактате: «Двадцать шесть попыток предшествовали сотворению нашего мира и все они окончились неудачей. Наш мир возник из обломков прежних миров».
ФИЛОСОФИЯ ВРЕМЕНИ
Аль Бируни — средневековый арабский писатель — в книге об Индии схватил только внешнюю сторону всех этих цифр и категорий. Они вызвали недоумение и он в отчаянии воззвал к Аллаху.
Между тем, у чисел и категорий хинду есть непонятая Аль-Бируни внутренняя основа. Здесь числа и категории не более, чем способ показать время и, тем более, его измерение как иллюзия (майя), порожденную незнанием и, вообще, завихрением ума, победить которые может знание. Распространяя знания, йогин спасает тысячи людей.
Время и его измерение — иллюзия, реальная персональ или нереальная реальность. Есть только Вечное Теперь, но и это миг при переходе и поэтому также иллюзия.
Время с одинаковым безразличием поглощает богов и людей, природу и общество, миры и Вселенные. Его нельзя понять и измерить. Распространенный сюжет литературы и фольклора Китая: «Задремал человек, пока готовилась каша, и в дреме пронеслось перед ним все его прошлое и будущее...»
Время — иллюзия, реальная нереальность или нереальная реальность. Его нельзя обойти, но его побеждает тот, кто достигает состояния Брахмы — всезнания, всеведения, растворения во всем, и бессмертия. Это состояние, говорит Махабхарата недостижимо: «Не знают его ни боги, ни мудрецы. Все же знает его один могучий Творец, Владыка и достигают его лишь некоторые подвижники.
Мыслитель эпохи возрождения, рассуждая о варемени говорил, что время явлено нам, но для Бога его не существует. Представьте, что на листе бумаги начертили линию из точки А в точку В и скажем муравью, чтобы перебежать из одной точки в другую по плоскости, нужно потратить определенное время. Он как бы помещен в двухмерное пространство, но мы берем этот лист сворачиваем его в трубочку, так чтобы точка А соприкоснулась с точкой В и муравей мгновенно перемещается из одной точки в другую, мы воспользовались возможностью, которой нет у муравья. Может именно поэтому в Христианстве существует такое понятие вечной жизни и вечной погибели. Получается время это энергия, данная нам для осуществления задач в нынешней жизни, это как бы побочный эффект наших желаний, чем большего мы хотим, тем больше нам нужно времени. Говорят, время надо заполнять событиями, тогда оно летит незаметно. Возможно, в ином мире нет задач, свойственных этому миру, соответственно нет и времени.

Время и жизнь
Плотоядных и жизнерадостных составителей ранних гимнов Ригведы не мучила метафизика понятия «время». Раздумья пришли позднее и получили отражение в поздних гимнах, упанишадах, эпосах. В гигантской по объему и жанрам литературе древних хинду нет ни одной летописи, ни одного сочинения даже с элементами истории. В эпосах, есть сведения о правителях, государствах и войнах, но все это вне времени и пространства. Неизвестно и кем, где, когда написаны эти произведения, что и вовсе лишает их значения как историографических. Логика очевидна. К чему все подробности и привязки ко времени и месту, если что было то и будет. Следовательно, нужна не конкретика описаний, а только религиозно-филосовские размышления.
Такое отношение к истории и тем более к историографии предвосхищает то, к чему пришла европейская мысль: «Зияющая пропасть, — читаем у Дройзена, — разделяет историю, как она происходила на самом деле, от той истории, которую знаем, и эта пропасть может быть заполнена только при помощи воображения.»
Существуют такие крайние суждения: как «фактов нет, есть интерпретация», «нет истории, есть историки», «история — это химия мозга».
Н. Морозов и его нынешний последователь А. Фоменко явно преувеличивают, «опрокидывая» античность в средние века и, к примеру, в походе аргонавтов, усматривая крестовые походы. Но нельзя не принимать к сведению их отношение к хронологии, в которой «выкладывают» всю историю как отдельных стран и народов, так и человечества в целом.
Мысль хинду не запуталась в этих дебрях.
У них нет привычных нам привязок: признанных авторов, время и место жизни. Веды и эпосы и вовсе называют вечными, проходящими сквозь эпохи мироздания.
Они описывают картину мира вне места и времени.
Мир это семь островов. На главном из них стоит золотая гора.
Все миры окружены божественной, космической оболочкой. С внешней стороны стихии, потом разум — источник всего сущего, а далее — Высший Принцип...
Сегодня человечество создало индустриальную основу. В этих условиях «время» приобрело прикладное значение. Но и здесь следует оговорить: в пределах круга нашей цивилизации, нашего измерения. Остальное остается уделом Богов и отчасти мудрецов, которым Творец, по дружбе приоткрыл тайну «игры со временем».

Семен Авербух

архив газеты Тайны века 2003г.