ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - СВЕТЕ НЕИЗМЕННЫЙ
Поиск

scale_11345678976787654567200.jpg17 февраля в Успенском соборе, где еще некоторое время будет располагаться Зал органной и камерной музыки Харьковской филармонии, состоялся юбилейный концерт ансамбля древне церковного пения «Сретение», посвященный 20-летию этого коллектива, который за эти годы гастролировал в Германии, Польше, Норвегии, Швеции и других странах, выпустил 10 аудио альбомов, причем 3 последних — по заказу Киевской митрополии, по благословению Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины.


17 февраля в Успенском соборе, где еще некоторое время будет располагаться Зал органной и камерной музыки Харьковской филармонии, состоялся юбилейный концерт ансамбля древнецерковного пения «Сретение», посвященный 20-летию этого коллектива, который за эти годы гастролировал в Германии, Польше, Норвегии, Швеции и других странах, выпустил 10 аудиоальбомов, причем 3 последних — по заказу Киевской митрополии, по благословению Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины.
Нелишним будет отметить, что альбом «Древнее богослужебное пение Византии, Грузии и Руси» ансамбля «Сретение» получил престижнейшую американскую музыкальную награду Just Plain Folks Music Awards 2004 г. как лучший альбом церковной музыки, победив в отборе, где исполнителями 85 стран на соискание было представлено более двадцати тысяч компакт-дисков.
Так странно устроена жизнь, что теперь мы чаще всего видим на сцене исполнителей, уровень известности которых явно превышает уровень их дарования. Современные СМИ приучили зрителя-слушателя изучать об артисте любые сплетни, и лишь потом — интересоваться собственно творчеством. Проще говоря, современные информационные системы способны подогревать интерес к любой бездарности. Нынешнему обществу потребления оказывается малоинтересным художник, который занят серьезной, глубинной творческой работой, преимущественно обретающейся в духовной сфере.
Однако «имеющий уши да слышит», и те, кому нужно, знают, что в Харькове работает такой мастер, как бас Игорь Сахно, — солист филармонии, преподающий мастерство древних песнопений в Харьковском национальном университете искусств им. Котляревского и возглавляющий хор храма Трех Святителей, а также ансамбль древних песнопений «Сретение». Оба коллектива не раз становились лауреатами православных певческих фестивалей. Игорь Сахно — в сущности, подлинный подвижник, посвятивший жизнь возрождению традиций каноничного церковного пения на Украине.
Необычность коллектива « Сретение» (сейчас в нем пять человек) заключается в том, что двое певчих живут в Харькове, двое в Днепропетровске и один в Киеве. (Еще один, альтист Игорь Тульчинский (тенор), эмигрировал в Чехию, а потом в Германию).
Хор возник сначала как трио выпускников Харьковского института искусств (ныне ХНУИ). 15 февраля 1991 г., в праздник Сретения Господня родилось название: «Сретение». Сегодняшний состав коллектива выглядит так: Игорь Сахно, о. Вячеслав Марцинков (диакон и регент хора Спасо-Преображенского собора Днепропетровска), Игорь Чернявский (скрипач, преподаватель ХНУИ), о. Димитрий Болгарский (протодиакон киевского храма в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение», известный специалист по истории церковной музыки), а также Сергей Ковалев (регент хора днепропетровского храма во имя святых мучеников Космы и Дамиана).
Сахно и его товарищи с самого начала стремились возродить и популяризировать древнюю, каноничную церковную музыку — византийскую, русскую, болгарскую, грузинскую. И. Сахно неоднократно совершал исследовательские поездки, в частности, в Афины к Ликургу Ангелопулосу, основателю и руководителю известного Византийского хора. Оттуда собиратель возвращался с книгами по одноголосному церковному пению на греческом и болгарском языках и занимался расшифровкой собранных материалов. С тех пор он не раз побывал в Греции и теперь передает свой опыт в ХНУИ. Древнерусский репертуар «Сретения» состоит в основном из нотных расшифровок Д. Певко, выполненных по крюковым певческим книгам, а также из дореволюционных изданий в старинной квадратной ноте, которые И. Сахно перевел в современную нотацию.
В своем кратком очерке истории ансамбля Дмитрий Певко вспоминает: «Сложнее было с грузинской церковной музыкой: Игорю Сахно пришлось писать нотные диктанты с пластинок. Забавно, что позже к нему обращались за этими нотами некоторые грузинские православные общины на территории России».
Возвращение древних певческих канонов в церковный обиход оказалось делом непростым, с трудом находило понимание у священства и прихожан. Поначалу удавалось спеть всего несколько древних песнопений за одну литургию или всенощную. Во второй половине 1990-х гг. Игорь Сахно возглавил хор харьковского храма Трех Святителей. Настоятель протоиерей о. Иоанн Лизан оказал неоценимую помощь — разрешил регулярно петь церковные службы полностью в традиционном стиле.
Харьковчане-слушатели, несмотря на двадцатилетие сумятицы в умах и сердцах, сумели сохранить тягу к музыкальной культуре (в городе работает почти три десятка музыкальных школ, муздесятилетка, музучилище и консерватория); многих стала привлекать духовная музыка.
Духовные песнопения имеют особый характер, потому их затруднительно назвать музыкой: ведь это богообщение, а не приведение чувственности в состояние экзальтации. А музыка почти вся — от мира сего, и в процессе развития цивилизации она существенно отошла от сакральных начал.
«Голос человеческий молящийся — вот инструмент для извлечения звуков преднебесных», — считали песнопевцы древности. Оттого в православии нет инструментальной, то есть земной музыки в богослужении, поскольку цель его — «освящение ума словом Божиим, подчинение чувственной стихии разумной словесной силе, и через это — исцеление человеческой природы». «Среди важнейших положений теории и эстетики византийского и древнерусского музыкального искусства — идея его богоданности, богодухновенности», — любит повторять Игорь Сахно.
Итак, в Харькове при переполненном зале более полутора часов пел квинтет «Сретение», проведя слушателей от древнейшего христианского песнопения III века, гимна Святой Троице из так называемых Оксиринхских папирусов, найденных в Египте, до украинских колядок и русской народной песни «Ах ты, степь широкая» в обработке Сахно. На бис была исполнена грузинская свадебная песня.01-2012345678761.jpg
Начав с малоизвестной широкому слушателю версии песнопения «Жертва вечерняя» и продолжив «Ныне отпущаеши», ансамбль третьим номером исполнил светилен Преображению «Свете неизменный, Слове, света Отца нерожденна…» Напомним, что светилен, эта нигде более не повторяющаяся песнь утрени, занимает исключительное положение в богослужении и воспевает Бога как свет и Подателя света.
Концерт «Сретения», как всегда, носил и просветительский характер: руководитель ансамбля перед каждым номером давал пояснения, справки о певческих традициях. Интересно, что если звучала, скажем, «Аллилуйя», то сразу в нескольких вариантах из разных традиций — древнеримской, византийской VII в., русского столпового распева XVII в., а также иверского напева. Это создавало необычный эффект панорамной ретроспективы.
То же самое — с пасхальным песнопением «Христос Воскресе», когда наряду с византийским, русским, григорианским прозвучали как турецкий и арабский распевы, так и древнегрузинские (карталино-кахетинской и имеретино-гурийской традиций).
В концерт были включены и два кукулиона (то есть вступления к кондаку) Рождества Богородицы, написанные знаменитым автором V в. Романом Сладкопевцем, который, как известно из церковной истории, был просвещен и вдохновлен на сочинение гимнов явлением ему Богородицы.
Услыхали любители древней музыки и распев Мануила Газиса (XV в.), и удивительные кратимы — так называются длинные мелодические вставки в клиросное пение, протяжное распевание слогов в отдельных словах. Певшиеся в этот вечер внесловесные звуки «те-ри-рем» И. Сахно отнес к высшей форме певческой экзальтации и, предваряя номер, вспомнил о звуках цикад и ласточек. Добавим также, что некоторые комментаторы, проводя параллель со словами апостола Павла о «неизреченных глаголах», слышимых в горних обителях, считают, что кратимы символизируют пение ангелов. В афонских храмах пение «Богородице Дево» с териремом может продолжаться иногда от 40 минут до полутора часов, пока не взойдет солнце.
Пасхальный светилен «Днесь весна благоухает» был представлен на концерте в традиции демественного распева периода покорения Русью Казанского ханства. О происхождении торжественного, праздничного демественного распева — и самого термина, и необычных мелодий — до сих пор ведутся споры.
Завершая знакомство слушателей (среди которых, кстати, было немало священнослужителей) с разными традициями древних христианских песнопений, Игорь Сахно с грустью сказал о трагедии «ангелоподобного» знаменного распева, достигшего высшего расцвета в XVII в. и оказавшегося ненужным все более секуляризировавшемуся обществу.
Однако его сохранили русские старообрядцы, как сохранили свою древнюю традицию греки, грузины, болгары, копты. «Автор их — Дух Святый, — заметил И. Сахно, — а аранжировщики — безымянные верующие певцы».
Вообще знаменный распев — сугубо древнерусский уникальный исполнительский стиль, сформированный явно на самобытной национальной песенной основе: в нем нет ничего византийского, кроме самого принципа восьми гласов, протяжности мелодий и идеографической нотации, отдельные знаки которой происходят от византийских невм, но имеют совсем другое значение. В таком виде знаменный распев дошел до нас, сформировавшись примерно веке в XV-м — крюковые рукописи этого периода уже очень напоминают более поздние, поддающиеся стопроцентной расшифровке. Регулярно встречаются ключевые комбинации крюков, характерные и для XVII в. Но до XV в. нотация выглядела иначе, и сегодня мы имеем дело с догадками и реконструкциями, ведь ни одной крюковой азбуки времен монгольского ига не сохранилось.
Так что знаменный (столповой) распев в известном нам виде, скорее всего, создали ученики преподобного Сергия Радонежского. Исследователи указывают на слишком явное совпадение: новая эпоха в жизни Русской церкви (большая организационная независимость от Константинополя, небывалый расцвет на родной почве монашества и исихазма) — и новая музыка.
В последнем блоке песнопений ансамбль «Сретение» исполнил произведения внецерковные, но, несомненно, имеющие внутреннюю связь с многовековой певческой духовной культурой Руси. Это
отчетливо было явлено в произведениях на украинском языке, в частности, колядках «Не плачь, Рахиле» и «Коли звiзда ясна з неба присвiтила», а также в русской народной песне «Ах ты, степь широкая» которая несущей огромный духовный заряд, ведь эта песня возникла на основе русского церковного пения.
Эти сочинения вызвали очень эмоциональную реакцию публики —у многих на глазах блестели слезы, — а после «Широкой степи» аплодисменты и крики «браво» долго не утихали.
Очень красиво и проникновенно прозвучал также кант «Ой, зійшла зоря вечоровая, над Почаївом стала».

 

Ой, зійшла зоря вечоровая,
Над Почаївом стала,
Виступало турецькеє військо,
Як та чорна хмара.

Отець Залізо з келії вийшов,
Слізьми умиває:
Ой, рятуй, рятуй, Божая Матір,
Монастир загибає.
Ой, вийшла, вийшла Божая Матір
Та на хресті вона стала,
Стріли ворогів повертала,
Монастир рятувала.

Не всем понятно, кто таков «отець Залізо» (именно с такими вольными и интересными ударениями поется кант). Речь идет о преподобном Иове Почаевском (1551—1651), урожденном Иоанне Железо (по-украински Зализо), уроженце западно-украинской Коломыи, прославленном игумене Свято-Почаевской обители, ныне лавры, о верном, поистине железном стоятеле за каноническое православие в борьбе с унией.
Последние номера концерта, включая бисы, зал слушал уже стоя.
Исполнителей засыпали цветами, несмотря на морозный февраль, а настоятель Трехсвятительского храма о. Иоанн Лизан вручил Игорю Сахно огромную корзину с цветами и благословил певчих.
Однажды в интервью И. Сахно пояснил: «Я привык доверять напеву. Напев ведь не сочинялся, а веками обрабатывался в молитве, тут нет самовыражения композитора.
Певец кладет готовые кирпичи, не участвуя в их замесе и приготовлении. Композитор же в замес вкладывает свое индивидуальное начало, и по-другому не может.
Я это на себе ощутил: когда стал петь, пропало всякое желание заниматься композицией, мелодии больше не приходили в голову. После царской пищи уже не хочется простой».
Воистину царской трапезой в этот сретенский холодный вечер окормил и согрел харьковских любителей православного пения ансамбль «Сретение».
Ульяна Дроздова
Посвящается Игорю Сахно, регенту хора Храма Трех Святителей в Харькове

Выйдешь утром на клирос, небо толкнёшь руками —
Станут слова невмами, невмами и крюками,
А ноты станут буквами, стекут мёртвой водою,
И песнь ляжет книгой раскрытой на аналое —
С вязью и полууставом, с цветками и завитками,
С пометами «мрачно», «тихо», с тресветлыми стрелами*,
Бьющими прямо в сердце, как в берег — мерные волны,
С птицами, что глядят с заставок, как с колокольни,
Каждая со своей... Но ни одна не хает
Чужую — вместе рыдают о потерянном рае,
Вместе с белых страниц клюют киноварную клюкву
И воспаряют, ликуя, над прописною буквой.
Глухо шумит народ, словно Чермное море;
Песнь летит под куполом, бьётся в душном притворе.
Кончилась служба. Пусто в клироса тёмной ложе.
Книге закрытой тесно меж досок, обтянутых кожей...

Дмитрий Певко
* Пометы «мрачно», «тихо», стрела тресветлая — термины древнерусской певческой нотации.

Архив газеты "Русь Триединая", Харьков, 2011