ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - РУССКАЯ КЛАССИКА В ГЛОБАЛЬНОМ ПЕРЕПЛЕТЕ
Поиск

unnamed87876666565434333.jpgМиссия интеллектуалов-гуманитариев заключается в том, как встроить систему национальных приоритетов в суперэтнические, всемирные универсалии, всеобщие закономерности планетарного развития. Всеобщие законы глобализированного мира требуют своего осознания в понятиях национальных культур, актуализирующих весь национальный и суперэтнический исторический опыт. К числу актуальных тем до сих пор относятся: взаимодействие цивилизаций в мировом развитии, роль творческой личности и государственного интереса, роли суперэтнической культуры и её взаимодействия с этническим массовым сознанием.


Заново встаёт проблема просвещения, проблема свободы, справедливости, солидарности, демократии во взаимодействии с ролью славянских государств в эпоху претензий США на роль мирового жандарма. Встала по-новому проблема потребительства товаров и потребительства знаний как нового типа глобализированной экономики, основанного на производстве нового знания. Такой экономики, где главным центром, вокруг которого строится общество, становится не предприятие, а университет.
В нынешних условиях основой общественного богатства становится уже не физический, а творческий труд. Именно поэтому встаёт со всей обжигающей остротой вопрос о выживаемости и значении общеславянской православной цивилизации в современном мировом развитии. Вытекает из этого основного вопроса проблема опасности или всемирного блага славянского раскола для судеб всего мира. Эпоха глобализма характеризуется навязыванием «золотым миллиардом» мифологизированных сценариев общественного развития, только по форме и кажимости приближающих народы к прогрессу. А на самом деле их реализация только отделяют их от прогресса. Всемирная пропаганда этих сценариев толкает народы в направлении тупиковых ветвей изменения общественной жизни, отталкивая и славян на задворки истории. Сейчас мы начинаем понимать, что воспринимать иностранные тексты надо критически, исходя из наших определённых культурных и литературных традиций.
Гении русской литературы не только создали богатейшие по содержанию универсальные суперэтнические тексты, но и придали им неповторимую интеллектуальную, моральную аргументированность и эстетическую убедительность. В чём гений Пушкина? Ему удалось примирить противоположности: он придал универсализму культуры эпохи просвящения достоверность народного переживания. С другой стороны, он придал народному чувству и опыту просвещенческую убедительность и ясность. Язык Пушкина — это язык, в котором с равной свободой местные особенности эпохи модернизации переводятся на общечеловеческий язык и общечеловеческие проблемы на русский язык.
Пушкину принадлежит ещё одно чудо. Этот светский человек, почти эпикуреец, так вписал изъяны, драмы, и трагедии национальной жизни того времени в логическую и философскую структуру всемирного человеческого бытия, что его труды являются, по сути, учебником и современной жизни. Более того, русская литература со временем становится ещё более современной, чем это можно себе представить.
Русская классическая литература, как особая духовная система, даёт полномочия и метод русскому человеку постоянно обсуждать и активно вмешиваться во все мировые процессы. Здесь зарыта тайна западной русофобии, поскольку нарушается западная монополия для истолкования судьбоносных вопросов вообще. Ведь русская классическая литература создала особое глобально-духовное пространство, где на примере русских вопросов обсуждаются вопросы вселенские. Причём обсуждаются с невиданной степенью свободы и предложением всемирных альтернатив.
Запад выработал технологии духовного управления миром путём манипуляций так называемыми «великими учениями» (марксизм, либерализм и т.д.). Это способы отстранённого, дистанционного управления миром и отдельными странами, не связанные напрямую с административно-политической властью и с экономическим влиянием. И вырабатывать иммунитет от заражения вирусом западничества и эпигонства, а соответственно одномерности и компрадорства (национального предательства) нам помогает прививка русской литературы и главного хранителя крепости русского духа Александра Сергеевича Пушкина.
Ведь что сделал Пушкин? Главное, что все чувства обиды и зависти русского человека, простого читателя преобразуются в процессе общения с поэтом-гением в чувство своей неповторимой судьбы и уверенности в том, что это испытание надо нести с достоинством. Пушкин учит достоинству, а не мести или рабскому послушанию.
Ведь пройдёт всего несколько десятилетий после смерти Великого Поэта, и массовым сознанием завладеют теории классовой обиды и мести. Все изъяны мира будут объясняться очень просто, а обиженных людей будут поощрять к бунту «бессмысленному и беспощадному» против «богатых». Станет формироваться человек с инфантильным сознанием, который с нетерпением будет ждать решения всех своих проблем в простых решениях. Новые теории быстро превратили трудную и опасную войну с грозным геополитическим противником в лёгкую и многообещающую войну со своими эксплуататорами по принципу «отобрать и поделить». Для инфантильного сознания это был очень убедительный выход.
Ситуация повторяется. Инфантильное, современное сознание, в наше время с радостью бросились воплощать западные либеральные рецепты, с дьявольским воодушевлением разрушив общее культурное и экономическое суперэтническое пространство Славянского союза, бросив всё его население в архаику местных национализмов, промышленной и культурной разрухи. И снова возобладал всё тот же дьявольский принцип, правда, уже в новой либеральной обёртке: «отобрать и поделить».
В момент, когда идеи социализма стали признаком моды, Фёдор Достоевский в «Бесах» несравненно глубже и точнее обрисовал будущее, заданное социалистической идеей, чем вся западная мысль. Тем самым, русская классическая литература в который раз продемонстрировала глубочайшее проникновение в сущность всемирных системообразующих мировых тенденций. Она не только предостерегает от упрощенного понимания сложностей этого мира, но и предлагает те ценности и идеалы, без которых прогресс оборачивается своей противоположностью. В чём же сила русской классической литературы?
Русская литература актуализировала восточно-христианскую мировую идею как альтернативу западной мировой идее. Её смыслы, связанные с высшей Правдой и Справедливостью, придают новое измерение нашему глобализированному миру. Русская литература — это не просто литература русских. Это литература тех, кто воспроизводит классическую парадигму русского духа (должного и сущего) и способность выявлять всемирно-человеческое измерение современных трансформаций. Забвение этих смыслов ведёт мир к тотальной стратегической нестабильности и возможному самоуничтожению. Наша традиция братания со слабыми и бросания вызова сильным мира сего — слагаемые Русской идеи. И это жгучее переживание взаимоответственности и сопричастности планетарных судеб по-прежнему вызывает опасение гегемонистских сил, что русская классика снова выступит в качестве нового культурно-символического ресурса для формирования новой коммуникативной общности, которая предъявит новые, альтернативные проекты преобразования мира. Именно поэтому в Украине объявлен поход против русской литературы и русского языка. С 2002 года русский язык объявлен министерством образования Украины иностранным, русский язык частью западных писателей-эпигонов объявляется «языком попсы и блатняка», а русскую литературу объявляют зарубежной. Резко, в несколько раз сокращается время на её изучение. Тексты гениев при переводе на украинский язык уродуются в угоду навязываемым государством идеологическим стереотипам. Такому переводу подлежат и повести Тараса Шевченко, написанные на русском языке, и произведения Гоголя, и творчество Александра Пушкина.
Таким образом, наш современник изгоняется из большого духовного пространства русской литературы и обсуждения вселенских проблем. А власти, сокращая время на изучение русской литературы, этого всеобщего метода социального познания и воспитания, тем самым подрывают национальную безопасность славянских государств. Ведь в большой геополитической истории действует принцип превосходства духа над материей. Слабеет дух, и закрываются духовные и геополитические перспективы народов, сужаются духовные пространства для манёвра и обновления. Территорию можно утратить, а затем отвоевать, а с разрушенной духовной традицией потери становятся невосполнимыми.
Вот почему на первое место в борьбе за выживание восточно-христианской цивилизации объективно выдвигаются интеллектуалы-гуманитарии. Именно они призваны дать отпор современной атаке геостратегического противника на духовные твердыни русской классики. Перед нами стоит дилемма: гибель или духовное обновление. Те, кого не оставила большая вера и большая любовь, отвергают гибель и выбирают подвиг созидания.
И снова принцип «отобрать и поделить» становится на повест-ке дня, теперь уже в одеждах новомодного либерализма. Этот новый интеллектуальный вызов в отношении славянской цивилизации грозит отбросить нас на обочину всемирной истории. В монополизированном пространстве интерпретаций, где обитают современные «прихватизаторы», хватательный инстинкт господствует над разумом, похоть над целомудрием, двоедушие над прямодушием, денежный расчёт над «милостью к падшим». Все разговоры о справедливости, солидарности, сострадательности и морали мешают «прихватизаторам» жить и господствовать, эффективно монополизировать сферы влияния. На авансцену выходит аргументация нового мирового расизма — выражающего презрение к тем, кто не смог пристроиться к универсалиям «рыночного общества». Учёные и поэты, «нищие духом» и прочие «блаженные» объявляются отжившим свой век человеческим материалом.
Но в той реальности, в которой живёт народ — там действуют совсем другие принципы существования. Без культивирования социального и нравственного идеала, без чувства справедливости, солидарности, сострадательности наши славянские народы просто не смогут выжить. Именно поэтому социологи с тревогой отмечают в наших странах довольно резкое и значительное превышение смертности над рождаемостью. Народ просто не хочет жить ради идеалов «золотого тельца», поклонение которым убивает душу русского человека, славянина — делает жизнь его бессмысленной. Поэтому духовное пространство Триединой Руси сейчас снова объявляется полем битвы, духовного противостояния различных смыслов бытия, альтернативных сценариев развития глобализированного мира.
С чего начинать сражение? С осознания достоинства и важности нашей миссии. Этому и учила нас русская литература, этому учит нас и сегодня Александр Сергеевич. Он не потакал инфантильному нетерпению. Пушкин учил достоинству. А что такое достоинство? Это такая способность чувствовать момент, когда терпение из достоинства превращается в порок раболепия. Или когда нетерпение превращается из законного оскорблённого чувства в истерическую впечатлительность и бунты против своих духовных корней и традиций и своей истории...
Опыт России и Украины показывает нам, что ни один противник не может принести столько вреда собственной стране, как её властные элиты, испытывающие к народу страх и ненависть! Воспитание новой элиты встаёт со всей остротой на повестку дня. И снова в который раз воспитывать и объ-единять элиту и народ нам поможет русская классическая литература и Александр Сергеевич Пушкин, день рождения которого мы так торжественно отметили в этом году.
Будем вместе учиться у Пушкина достоинству, когда все чувства обиды и зависти преобразуются его творчеством в чувство своей неповторимой судьбы и судьбы нашей Восточно-православной цивилизации в эпоху всеобщей нестабильности и глобальных опасностей. Переживание этих чувств — великое испытание, которое надо нести с достоинством. Этого достоинства нам сейчас очень не хватает в эпоху острых и опасных перемен. И если китайская пословица говорит «Не дай тебе Бог жить в эпоху перемен», Пушкин как бы в ответ восклицает: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые».
Будем учиться достоинству у Пушкина.

 

Геннадий Макаров
www.ravnopravie.kharkov.ua

Архив газеты "Тайны века", Харьков, 2006