ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - ПОДВИГ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ
Поиск

dedushka1.jpgГоворят, в жизни всегда есть место подвигу, и чаще всего эти крылатые слова применяют к подвигам военных лет. Но и в мирное время в отдельных случаях, собравшись духом, люди иногда совершают героические поступки.
Но есть особые подвиги — духовные, когда человек избирает путь служения Богу. Это самый тяжелый подвиг. Основная тяжесть его в том, что он постоянен и непрерывен.
Православные христиане знают много подвигов, явленных святыми подвижниками. Но некоторые говорят, что это были другие времена и нравы. И говорят это главным образом, для того, чтобы оправдать и свою собственную духовную немощь. Ведь легче всего объяснить чужое поведение с низкой мотивации, тогда и себя преображать не зачем, вроде на фоне окружающих неплохо смотришься в своих глазах. Еще Достоевский писал, что многие подсознательно ждут падения праведника, ведь он, праведник, являясь живым воплощением высокой духовности, даже если прямо не обличает чужих пороков, уже одним своим присутствием напоминает о том, что наши представления о морали относительны и зачастую уводят далеко от истины.

Поэтому так необходимо сверяться с эталоном. Эталон этот оставлен Спасителем в виде заповедей, а так же через живых носителей духа. А дух дышит где хочет, и истинный дух распознаваем нами по плодам.
И сейчас много истинных подвижников и молитвенников, благодаря которым держится наш земной мир. Они не тратят время в поисках славы и мы зачастую не догадываемся об их существовании, Но нет ничего тайного, что не стало бы явным и в назначенное время Бог открывает людям духовные сокровища, собранные его слугами.
Мы знаем, что Бог открывается в немощи, и православные христиане знают о Св. Матроне, о Св. Макарии, Св. Алипии и других подвижниках, которых Господь властно, через немощь призвал к служению. Какую святость обрели они своими духовными подвигами, смирением и терпением. Господь их наделил дарами прозорливости, и исцеления, и даже после перехода в вечность они заботятся о нас.
А что мы знаем о своих земляках харьковчанах, и есть ли надежда, что Господь найдет здесь в день суда хотя бы трех праведников, ради которых и город помилует? Оказывается, в Харькове живет необычный человек — Владимир, жизнь которого является подвигом: распят болезнью с раннего детства (с 2,5 лет — туберкулез костей), был пригвожден до юности гипсом к своему ложу, изгнан с работы без средств к существованию, оставшись без родителей и родственников. И в этих условиях не пал духом и не потерял свою человечность. Многие горожане могли видеть его в разных местах Харькова, многие поделились с ним содержимым своих кошельков.
«Как нищий с сумкой бедной,
Куда идешь, Христос,
Ты горестный и бледный
Один в юдоли слез?»
(«Христос, ангелы и душа», мистерия XIII века)
Ведь на самом деле через таких людей как Владимир, и мы обретаем шанс пополнить тот капитал, которым будем пользоваться в ином мире. Помните заповедь — собирайте сокровища нетленные, где вор не крадет и ржа не поедает.
В святоотеческой литературе описан случай, когда один скупец с досады кинул в надоедливого нищего хлебом. И когда он через некоторое время оказался при смерти, то увидел, что на весы клали его дела, бесы от души нагрузили чашу с одной стороны, а с другой его ангел-хранитель положил лишь буханку хлеба, и она перевесила. Скупец пришел в себя другим, обновленным, истинно рожденным человеком. Одна буханка хлеба дала ему шанс на милость свыше.
Редактор газеты «Тайны века» еще в 2004 году повстречался с Владимиром на улице. Он привлек его внимание своим видом, интеллигентностью. Слабый, худой, сгорбленный, чувствовалась его тяжелая телесная немощь. Его пышная седая борода и шевелюра слились вместе, выражая свою особенность, отражая его немолодой возраст и мудрость, а лицо — лицо открытое, молодое с живыми добрыми карими глазами, полными радости. В голосе чувствовалось благородство и интеллигентность. В разговоре проявилось философское мышление и поэтический дар.
Нищий был оснащен сумой, в которой находились его произведения, которыми он одаривал людей, дающих подаяние. На шее висели двустишья, начертанные на тетрадных листах цветными шариковыми ручками, в которых он делился с харьковчанами своими чувствами: здесь и тяжесть сумы и благодарность людям за спасение от голода. Например: «Терплю позор, потупив взор», а на другой стороне — «Забуду стыд да буду сыт!» Иногда в них чувствуется грустная ирония, в других — тонкий юмор.
Выходя за подаянием, Владимир, каждый раз вызывает к жизни все новые и новые стихотворения — их у него уже десятки тысяч. Он считает, что должен трудиться и платить людям за их доброту стихами.
В сумке у него и другие произведения: о кресте нищенства, о высях благих дел, о добре и зле, о природе, о людях, человечестве; о мире, о благоразумии, о страданиях, о труде, справедливости, о цене жизни, о любви, о вечном завете.
В них и переживания и высокие чувства, наставления и призывы. Стиль изложения особый: в сонетах, гимнах, поэмах, философских размышлениях. Его любимая пора года — осень — рыжая колдунья. Конечно, осень — пора года, которая соответствует возрасту Владимира. Особенно по душе ему пора бабьего лета — золотистая пора, когда тишь, тепло и море света, голубые небеса. О природе он пишет с глубокой любовью:
«Природа во все времена хороша,
И мы очарованы ею,
Дареньем Божьей любви дорожа,
Воспев лирой звонкой своею».
На каждый месяц года у Владимира есть свое особенное произведение. Удивляешься, как этот человек, почти треть жизни, будучи прикован к постели, успел в короткое время увидеть, прочувствовать красоту вселенной, подаренной творцом и запечатлеть в своих стихотворениях. На страницах газеты «Тайны века» №18 2004 г. была опубликована статья о Владимире. Не хочу повторяться. Если при первых встречах Владимир давал скупую информации о себе, то сейчас мы смогли поближе познакомиться с его интересами, бытом, даже с его верным другом-педагогом и ученым.
При первой встрече редактор подарил Владимиру газеты. И вскоре появилось стихотворение — спасительный сонет под названием «Доброта любвиобильна», посвященное «Тайнам века».
Но на предложения о запланированных встречах Владимир не откликался, не оставлял своих координатов и просто говорил, что увидимся. И передавать стихи в набор и возможного последующего издания тоже отказывался, говорил, что такие предложения время от времени ему делают, но еще не время.
Однажды в редакции был не самый легкий день, даже поесть было купить не на что.
Не успели в редакции погоревать по этому поводу. Как вдруг открывается дверь и заходит нищий Владимир с тортом. Это была «манна с неба». Все открыли рты от радости, и изумлении и, конечно же, от страха Божьего. Руками нищего Господь послал пищу. На недоуменные вопросы ответил просто, — проходил мимо и подумал, что вы есть хотите.
Только Владимир пообещал, что в редакцию приходить не сможет, так как слишком тяжелы ступеньки для его больных ног.
Фотоснимки, сделанные редактором газеты при первой встрече не получились, а вторая стала символической. Владимир вышел во всей своей красе, и лишь на снимке мы обратили внимание, что он стоит на фоне рекламного щита с надписью: «Восьмое чудо света».
И вот недавно накануне Пасхи произошла очередная «случайная» встреча, и Владимир, пригласил в гости.
Мы пришли к нему домой, а он приготовил пасхальные подарки: конфеты «Курочка Ряба» — шоколадные яички, красиво упакованные. Чувствовалось, что от души и с любовью. Друг Владимира принес конфеты и бутылку Шампанского. Мы принесли ему освященную пасху.
Разговор был откровенным, легко понимали друг друга, будто всю жизнь были знакомы. Вкусили его любимый «Рижский хлеб». Ведь он на протяжении десятилетий питается только черным хлебом и водой (даже не чаем), луком и чесноком.
Иногда, если вместо денег дают продукты (пирожки, молоко), то он или съест из уважения к подавшему, или раздает, кому нужней. Сам невероятно добрый. Но не терпит если кто-то пытается его опекать, приносить какую-нибудь пищу. Жена его друга вкусно готовит и каждый раз супругу предлагает отнести для Владимира свежего борща или какую-нибудь другую еду, но друг не рискует расторгнуть отношения с Владимиром.
Сергей Моисеев, когда увидел, что газовая плита не работает, предложил электрочайник, но Владимир сказал, что он в нем не нуждается, так как даже это будет отвлекать его от творчества. О телевизоре или радиоприемнике он и слышать не хочет. У него свой мир поэзии и обостренное чувство времени.
За столом началась дружная и бурная беседа.
Владимир рассказал, в каких муках болезни проходило его детство, когда находился в гипсе, затем гипс сменили на корсет и наконец вдохнул «свободу» от этих оков. Несмотря на инвалидность стал путешествовать. Обошел пешком почти всю Харьковскую область, любовался природой, рыбачил.
Но впереди были новые вызовы судьбы: смерть родителей, отсутствие родственников и в тяжелых девяностых годах увольнение с работы в связи с закрытием «Укрпромаша», где он работал после окончания заочного отделения ХПИ в конструкторском бюро. Оставшись один, без средств к существованию, он растерянно стоял в магазине. К нему подошла женщина и дала ему денег, он засмущался, но выхода другого не видел и взял их.
Грех умирать от голода, когда в мире есть добрые люди. Нужно не роптать, а надеяться на милость, выходи в люди, испытай их, и тебе помогут, хотя для интеллигентного гордого человека это невероятно трудно. Не каждый решится сделать этот шаг к смирению. Родители с помощью репетиторов дали Владимиру хорошее образование, в том числе и музыкальное, привили любовь к прекрасному. Господь одарил его талантом поэта и он дарил свои стихи, как мог, когда выходил в народ за подаянием. А стихи он начал писать с детского возраста.
Любит поэзию знаменитых поэтов, поэтов — своих друзей. И когда его просишь прочитать свои произведения, он почему-то декламирует стихи своих друзей, считая, что они лучше. Открывая картонный коробок, осторожно перебирая пожелтевшие от времени и аккуратно сложенные листочки со стихами друзей, он быстро находит нужное.
Он вдохновенно и артистично читал нам свои произведения. Со стен его квартиры на нас смотрели портрет Пушкина, семья Владимира (отец, мать и он в раннем возрасте посередине). Красивое лицо Владимира в юношеском возрасте и бабушка первая красавица дореволюционного Петербурга. Пейзажи украшали стены гостиной.
Вот уже более двадцати лет обстановка в квартире остается неизменной.
Единственное приобретение — книги, заполнившие шкаф и аккуратно сложенные на столе. Книги по искусству, науке, духовного содержания, по философии, ценные справочники, произведения знаменитых поэтов и писателей, и много другого интересного. Узнав, что дочь редактора занимается музыкой, подарил книгу «Старинные романсы» и цветок — китайскую розу. Около 20-ти лет после смерти матери Владимира цветы росли без пересадки, удобрений и почти без земли. Горшки были полностью заполнены корнями, веточки растений тоненькие и листья полупрозрачные, мелкие, но цветы выжили в таких условиях, разделяя аскетическую жизнь Владимира.
Вспоминая в стихах родителей, он чувствовал себя виновным, что своей болезнью он сократил их молодость.
До слез проникновенно затрагивает чувства и душу его произведения. С возрастом теряются силы, Владимир не в состоянии носить суму со своими стихотворениями, которые раздавал людям, слабеют пальцы рук, с усилием удерживает ручку или карандаш, но еще продолжает трудиться, безропотно нести свой тяжелый жизненный крест. Священник Сергий Стешенко писал о поэтах и рождении стихов:
«Стихи — не просто вереница слов,
Порою это капли слез кровавых,
Исторгнутые из души бессонными ночами,
Когда перед глазами жизнь вся предстоит».
Владимира можно увидеть в разных местах города, он обычно не стоит на одном месте дважды, да и место выбирает не там, где проходит больше людей, а там, где его посещает муза, дома по памяти переносит на бумагу.
Причина, по которой Владимир идет на улицу, скорей не в его нужде, это пожалуй проявление милости нам харьковчанам. И напоминание о том, что велик Господь и чудны дела его. Ведь нам всегда чего-то не хватает и мы ропщем, но грех жаловаться на судьбу, когда такой человек рядом, действительно начинаешь понимать слова преподобного Макария Египетского: «Христос, ублажает нищих духом, которые нищенствуют духом века сего, ничего от него не стяжав, но богатеют постепенно духом истины».
В духовном завещании иеросхимонаха Серафима Вырицкого, где раскрывается беседа Бога с душою человека, отмечает: «Некоторые из лучших сынов Моих суть те, которые отрезаны от живой деятельности».
Кто-то скажет: «Ну и где же здесь святость в нашем привычном понимании, ведь он не владеет оружием непрестанной молитвы как другие подвижники», — но мы же помним с каких слов начинает евангельское повествование Апостола Иоанна «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».
Логос, разум, проявленный в слове, и владение им, на уровне высочайшем по форме и по духу о многом говорит. Ведь драгоценное вино в грязную чашу не наливают.
В своих стихах Владимир обращается к редакции, в обещательном сонете, чтобы его душевные стихи, которых он создал много, нашли свое место в человеческих душах.
Ведь талант от Бога должен найти свое достойное место, никто, зажегши свечу, не ставит ее под стол. Пока же финансовые трудности мешают напечатать все творения Владимира под странным псевдонимом Индукос.
Одни говорят: «Красота спасет мир!», другие: «Любовь и доброта спасет мир!» А если в человеке сочетается все прекрасное: любовь и красота, и доброта, а самое главное любовь к людям и Творцу через понимание скрытой одухотворенности и гармонии мира, терпение и смирение в несении Креста, что само по себе чудесный духовный подвиг.
Слава Богу за ту радость, которую мы получили от общения с Божием человеком — харьковчанином Владимиром.
Вечером мы возвращались от него каждый со своими жизненными проблемами, которые отошли на второй план, зарядившись оптимизмом, чувством благодарности.
Мы были счастливы, души наши ликовали. Ведь это была встреча с прекрасным человеком! Слава Богу за промыслительные встречи! Слава Богу за все!

 

Алла Ивановна Романова

Архив газеты "Тайны века", Харьков, 2006