ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - УСТАНОВЛЕНИЕ ЕДИНСТВА
Поиск

RusTriedin_2021_01_888WEB.jpgАрхиепископ Иоанн Шаховской родился 23 августа 1902 года в Москве. Князь Димитрий Алексеевич Шаховской происходил из старинного дворянского рода Шаховских, ведущего свое начало от Рюрика и святого князя Владимира, через святых благоверных князей Феодора Смоленского и его сыновей, Давида и Константина Ярославских. Его дед, генерал Иван Леонтьевич Шаховской, принимал участие в Бородинском сражении.
«Чувством русскости», по его собственному признанию, он был более всего обязан своему отцу, Алексею Николаевичу, предводителю дворянства в городе Венев Тульской губернии и камергеру Двора.
Осенью 1915 года он поступает в Императорский Александровский Лицей; однако занятия прерываются катаклизмом 1917 года. Семнадцатилетний князь Дмитрий принимал участие в белом движении. Служил в Белой армии, эвакуировался из Крыма в 1920 году.

Но оказавшись в изгнании, он четко проведет свою независимую линию между правыми и левыми, окормляя в будущем и тех, и других, и видя в каждом человеке неповторимый лишь образ Божий.
Закончил свое образование
в Париже и Лувенском университете. В это время в молодом человеке пробуждается поэтический дар. Начиная с 1923 года, он выпускает три поэтических сборника и основывает литературный журнал «Благонамеренный», с которым сотрудничают лучшие писатели Русского зарубежья: И. Бунин, В. Ходасевич, А. Ремизов, М. Цветаева и другие. Несомненные способности, многогранные, литературные и административные, в сочетании с княжеским титулом, сулят ему блестящие успехи – он может стать одной из ведущих фигур в литературном мире эмиграции.
Начиная с 1923 года Дмитрий Шаховской выпускает один за другим три поэтических сборника, начинает издавать в Брюсселе литературный журнал. Но другая цель была у молодого князя. «Кризис мой духовный нарастал постепенно, даже подчас невидимо для меня самого. Как-то я сидел в Брюссельской Королевской библиотеке. Параллельно всем занятиям во мне шло какое-то внутреннее, интенсивное движение духа, которое можно было бы назвать жаждой истины. Я чувствовал, что в культуре этого мира для человека нет выхода.» – писал впоследствии архиепископ Иоанн.
Неожиданно для всех он уезжает на Афон, где в день своего 24-летия принимает постриг с именем Иоанн в честь апостола любви святого Иоанна Богослова. «С Афона я уехал в новую жизнь в новой одежде», – вспоминал он позднее.
Впрочем, внутренняя подготовка к этому событию давно где-то зрела в глубинах его души. Пастырство отца Иоанна началось в Югославии, в Белой Церкви, где он оставался с 1927-го по 31-й год.
Он задумывает свое Православное миссионерское издательство «ЗА ЦЕРКОВЬ». Начинают выходить брошюры, проповеди, беседы, выдержки из творений св. отцов. Отец Иоанн понял также, что его священство не есть преграда для литературного таланта. Только то, что он писал до монашества, было направлено в сторону мира, делалось во имя свое.
А теперь этот дар, преображенный и очищенный, должен служить спасению душ человеческих и славе Божьей. До конца дней эта творческая любовь к слову не оставляла его.
Пребывание иеромонаха Иоанна в Югославии было временным. Попав туда по зову своего духовника, епископа Вениамина, он оставался там до середины 1931 года, после чего вернулся в Париж под омофор своего первосвятителя, митрополита Евлогия.
В начале 1932 года митрополит Евлогий назначает иеромонаха Иоанна в Берлин настоятелем Свято-Владимирского храма, а позже и благочинным всех своих приходов в Германии. Во время войны вел миссионерскую работу среди русских военнопленных.
В своем приходе организовал общину сестер милосердия, детский приют, амбулаторию, сбор и отправку теплых вещей на оккупированные территории. Тайно от нацистских властей в Россию пересылались свечи, иконы, крестики, вино для причастия, правосл. литература. По воскресеньям в Свято-Владимирском храме совершались венчания — до 25 пар и крещения — до 80 чел. за день.
Также И. часто проводил отпевания умерших советских военнопленных и депортированных на работы в Германию, которых, как правило, хоронили в общих могилах. В 1942 году посещал лагерь для военнопленных близ города Бад-Киссингена. Вместе со священником Александром Киселёвым, служившим с 1941 года в Свято-Владимирской церкви он исповедовал и причащал советских военнопленных.
Отец Иоанн обратил внимание на тот факт, что среди русских военнопленных был высок уровень религиозности и это несмотря на десятилетия воинствующего атеизма в СССР. В годы войны отец Иоанн обращался к немецким лютеранам и католическим епископам с просьбой помочь в прекращении уничтожения советских военнопленных и истребления православных сербов в Хорватии.
Был связан с германским церковным сопротивлением, участвовал в проведении тайных христианских собраний на квартире берлинского пастора Унгнада. В начале 1943 года гестапо произвело обыск на квартире отца Иоанна, а также на книжном складе миссионерского изд-ва «За Церковь!».
Вещи, книги, бумаги и письма И. были опечатаны или конфискованы. С отца Иоанна взяли подписку о невыезде из Берлина, запретили посылать религиозную литературу и вести издательскую деятельность.
В 1945 году отец Иоанн уезжает в Париж. Во Франции он остается недолго. Следует вызов в Америку. В начале января 1946 года отец Иоанн прибывает во Флориду – последний удел своих земных странствий.
Посланный из Нью-Йорка заменить больного священника в Лос-Анжелесе, в Калифорнии, архимандрит Иоанн остается там около года. Потом – он епископ Бруклинский, епископ и архиепископ Сан-Францисский...
С 1979 года на покое. Умер 30 мая 1989 года в Санта-Барбаре, похоронен на сербском кладбище. Русский князь, в юном возрасте покинувший родину, он всю жизнь провел за границей. Но в годы атеизма стал близок нашему народу благодаря своей постоянной рубрике – «Беседы с русским народом». Ее архиепископ Иоанн вел на радиостанции «Голос Америки» в течение 40 лет.
Нет возможности пересказать всего сделанного отцом Иоанном для Церкви Православной на этой новой для него земле. Ряд административных начинаний большого размаха, многочисленные путешествия в Европу и другие страны мира, расширение изданий его литературных трудов и поэтических сборников. Изучая духовное богатство Русского Зарубежья, нельзя миновать труды, созданные одним человеком, но подписанные по-разному: Дмитрий Шаховской – иеромонах Иоанн – архиепископ Иоанн Сан-Францисский – Странник – Священнослужитель. В закономерной смене этих наименований отражается сложный, но удивительно целостный жизненный путь замечательного человека – пастыря, философа, поэта, – путь к Богу.
Максим МАРКОВ

 

ПРИЗНАК ЛЮБВИ
Один из признаков любви – не раздражаться. Кто может, действительно, себе представить мать, раздражающуюся на своего грудного ребенка? Матери дается чувство особой любви, когда ее ребенок беспомощен. Но сколько есть матерей, которые и потом, когда дети их вырастут, тоже не раздражаются на них. В доброте, покрывающей человеческую слабость, является более всего образ Божий в человеке.
НЕ КРАДИ
Каково должно быть истинное, религиозное отношение к собственности, к имуществу? Следуя слову своего Учителя и Господа, Христовы ученики все в мире считали Божьим, а не своим. Да, кроме нашего зла, которое принадлежит действительно нам, людям, все в мире есть собственность Божия!
АГОНИЯ ОДИНОЧЕСТВА. ПНЕВМАТОЛОГИЯ СТРАХА
Духовно истонченная душа способна остро трепетать, приближаясь к высшему миру. Демонический мир ей уже чужд, а ангельский еще не сроден, и близкая к небу душа способна испугаться Ангелов, хотя отличие приближения Ангелов от приближения демонов – именно в отсутствии страхов и нахождении на человека мира, смирения и любви.
*** Первую пре-любовь окружает страх бесславия, бесчестия или неполучения от людей желаемой чести. Это боязнь увидеть невнимание к себе, к своим способностям, талантам, совершенствам. В этом состоянии, как пьяницы вина, люди ищут одобрения себе и признания со стороны других людей, даже тех, к которым они совершенно равнодушны. Художник или политический деятель, свысока относящийся к «толпе» (себя из нее выделяющий), в то же время жадно ищет у этой толпы себе признания и поклонения, боясь не найти этого. От мнения других людей человек часто ставит в зависимость свою жизнь.
Здесь одна из тяжких цепей общего рабства.

Архиепископ Иоанн Шаховской

Архив газеты "Русь Триединая", Москва, 2021