Вартимей был слепой. Годами он сидел у дороги, прося милостыню, прося о том, чтобы кто-нибудь заметил его существование, пожалел его, дал ему хоть немножко денег, чтобы остаться живым. Но главное не в деньгах было дело, а в том, что люди проходили толпами, и никто не замечал человека, который сидел в пыли и который им был не нужен и чужд.
Он был одинок.
Не слепота его держала в плену, а безразличие человеческое. Он мог быть слепым среди любящих людей, и он был бы живой. Но тут он замертво сидел у дороги. Все проходили мимо него. И что, может быть, самое страшное, это то, что, когда по этой дороге проходил Спаситель Христос, окруженный толпой людей, которые прислушивались к каждому Его слову, никто из них не остановился и не обратил внимания на слепого Вартимея. Никто не обратился ко Христу и не сказал ему: «Господи, Ты скольких людей исцелял, Ты всех жалел.
Взгляни, Ты может в пыли, здесь при дороге глазами Своими не увидел слепого Вартимея. Но взгляни на него Божественным Твоим взором». Никто. Это нам урок. Мы окружены людьми, которые слепы и глухи по отношению к Богу, слепы и глухи по отношению друг ко другу. Жалость не входит в их сердца. Забота о ближнем их не тревожит. Мы окружены этими людьми. И кто из нас останавливается, заметив, что такой человек сидит в пыли при дороге – слепой, одинокий, брошенный?
И кто из нас, даже из тех, кто не может помочь вещественно, материально, кто из нас, видя любого человека в любой нужде, обращается ко Христу и говорит: «Господи, здесь есть нужда. Помяни его Ты. Я не могу для него сделать ничего, кроме одного. Я могу его заметить в придорожной пыли, я могу его пожалеть, я могу его увидеть своими глазами, я могу обратиться к Тебе и сказать: «Господи, если Ты в мое сердце вложил такую жалость к нему, отзовись Сам на его нужду».
Мне вспоминается один случай в моей жизни. Во время немецкой оккупации я преподавал в русской гимназии. Я шел по дороге в школу, а передо мной шел другой преподаватель, человек суровый, строгий, замкнутый, которого больше боялись, нежели любили его. А у дороги сидел нищий. Перед ним лежала шапка.
И люди проходили мимо, иногда кто-нибудь бросал грош, но даже не смотрел на человека, а видел только пустую шапку. Человек как будто не существовал. Люди проходили мимо, не заметив его одиночества, его скорби и страдания. И вот этот преподаватель, которого все дети считали суровым, холодным, далеким, остановился перед нищим. Он снял шапку и сказал ему несколько слов. Он ни одной монетки не бросил его шапку. А нищий вскочил на ноги и обнял его, а потом сел при дороге. Когда этот преподаватель дошел до гимназии, дети его окружили: «Что случилось? Это что, Ваш родственник, или знакомый, или друг? Почему Вы остановились перед ним, когда все другие проходили мимо? И почему Вы сняли шапку перед ним?». И этот строгий, холодный человек им объяснил, что он шел в гимназию пешком с другого края города Парижа, потому что у него не было денег, чтобы оплатить свой проезд.
И он увидел этого нищего, который, как он, был обездоленный. И он понял, что каждый раз, когда проходит человек мимо него, этот человек ему словно говорит: «Ты мне не нужен. Зачем ты живешь? Умри, сойди с моего пути». Он остановился, и для того, чтобы этот человек понял, что он значит в его глазах, что он равный ему человек, он снял шапку и попросил у него прощения за то, что у него медной полушки нет, что ничем ему материально не может помочь. Но он выразил ему то, что он существует, что он замечен, что он есть. И нищий вскочил на ноги, обнял и поцеловал его.
И этот нищий мне потом говорил, что никогда за всю свою нищенскую жизнь он не был так обогащен, как в тот день. Он был признан за человека! Он был замечен в пыли придорожной. Нам это урок. Мы проходим мимо людей. Я сейчас думаю не о нищих, которые сидят на улице, а о тех из нас, которые чувствуют себя нищими, которым отчаянно нужна забота. Чтобы кто-нибудь заметил, что он или она существуют. Разве мы это делаем? Разве мы знаем, что вот в этой малой толпе, которая находится в церкви, или в великой толпе, которая нас окружает в городе, разве мы не забываем, что есть люди, которых мы могли бы спасти? Да, спасти – если бы только мы взглянули на них, и они поняли, что мы их увидели, что они существуют, что даже, если мы не можем им помочь в том, что им больше всего материально нужно, что мы их заметили и вознесли ко Христу.
Толпа, что была вокруг Христа, которая слышала Его учение, проходила мимо, потому что им не было дела до нищего, они хотели только услышать Учение. Учение о милости, о любви, о братстве. А братства и любви они не проявили. А сегодня мы вспоминаем другой рассказ – о Закхее. Он жил в малом городе, был человек богатый и всеми знаемый. И вот, как-то через этот город проходил Спаситель Христос. Закхей был мал ростом, но хотел отчаянно Его видеть. Почему – мы не знаем. Может быть потому, что он чувствовал, что, увидев Его, все в его жизни переменится. Может быть он слышал о Христе, что Он человеческую жизнь меняет Своим прикосновением. И он взобрался на дерево, чтобы увидеть проходящего Христа.
Вы себе представляете, что это значило для него? Он был человек знатный, во всяком случае – знаемый, он был человек богатый, всем известный, и он как мальчишка поднялся на дерево. Вы представляете себе, сколько смеха было вокруг него, сколько насмешки? Но для него одно было важно – встретить Христа, увидеть Его, по меньшей мере, а может быть, чтобы и Христос его увидел. Насмешки, хохот ему были нипочем.
И в этой толпе Христос заметил только его. Не потому, что тот сидел на дереве, а потому что Он увидел отчаянную его нужду о помощи. И Он остановился и сказал ему сойти с дерева, что Он у него сегодня остановится.
Он, может быть, ничего другого е сказал, но Он обратил внимание на человека, которому было так нужно было встретить Его, что ему стало безразлично, будут ли люди смеяться над ним. Что бы ни случилось, он хотел видеть Христа.
И этот мытарь, этот богатый человек, который жил только для себя, для наживы и для семьи, встал и сказал, что он понимает теперь, что он все, что он взял с людей, отдаст нищим, что он будет заботиться о людях и не будет больше как хищник среди людей.
И вот вопрос перед нами снова стоит: кто из нас ради того, чтобы встретить Христа, готов подвергнуться насмешкам, издевательству? Кто из нас готов к тому, что его из его обычной, нормальной среды выкинули вон, что для него достаточно встретить Бога? Поставим перед собой вопрос об этом, кто из нас на это готов? И когда мы встретим Христа, поставим перед собой вопрос: что же эта встреча означает? Она означает то, что мы выбрали Учителя нищеты, Учителя любви. Мы выбрали Того, который нам говорит: все отдай для чужой нужды, пожалей и никого не обойди.
Вот два примера. Это не притчи, это не рассказы, это случаи из жизни Христовой. Вот два рассказа, которые перед нами стоят, нас как бы подготавливая к началу Великого поста, когда мы будем встречаться глубже, глубже, глубже со Христом, раньше, чем мы Его встретим на Страстной седмице отдающим Свою жизнь за нас. Подумаем об этом. Подумаем всем существом. Будем готовы к этой встрече.
Митрополит Антоний Сурожский
Архив газеты "Русь ТРиединая", Харьков, 2012