Как отметили юбилей Ледового побоища, а фестиваль «Игорев Полк» «дюжину разменял». 28 апреля 2017 г. в Харьковском Национальном Университете им. В.Н. Каразина на кафедре истории России (ныне – «Восточной Европы») в рамках ежегодной научной конференции «Каразинские чтения» прошли «ДРЕВНЕРУССКИЕ ЧТЕНИЯ», посвященные 775-летию битвы на Чудском озере (Ледового побоища) 5\19 апреля 1242 г., 200-летию первого русского перевода «Слова о полку Игореве», изданного типографией Харьковского Императорского Университета и 832-летию воспетого в «Слове о полку Игореве» похода князя Игоря Святославовича (23 апреля – 11 мая 1185 г.).
Руководил чтениями зав. кафедрой истории России ХНУ проф. В.М. Духопельников. Программа чтений состояла из двух частей – круглый стол на кафедре истории России и посещение Музея археологии ХНУ, где участники чтений познакомились с видеопрезентациями, а также выставкой, посвященной XII (Харьковскому) Археологическому съезду 1902 г. и материалами раскопок древнерусского Донецкого городища.
Работа круглого стола была нацелена на проблемы масштабов и значения Ледового побоища, его места в истории нашего народа и роли в ней князя Александра Невского. Сходство истории XIII и XX веков, определявших судьбы и границы стран всего континента, неизбежно привели к параллелям и аналогиям исторических событий, в частности, борьбы Руси с татаро-монгольским нашествием и германско-католической агрессией и двумя мировыми войнами, в первую очередь Великой Отечественной с ее всенародным характером. Но в средневековом обществе не существовало средств и институтов для организации всенародной борьбы. Не только организация военного дела, но и все оно находилось в руках феодальной элиты – рыцарей, витязей, бояр и «княжих мужей». Масштабы сражений средневековья в работах историков XX века часто преувеличивались, что, однако, не снижает исторического значения этих битв: уничтожение и пленение даже нескольких десятков рыцарей в XIII веке означало разгром такой военно-политической структуры, какой был Тевтонский орден. Не пограничная стычка, а решающее сражение, которое привело к окружению и разгрому сил противника, положившее конец тевтонской агрессии и крестовому походу на Русь, переломившее стратегическую ситуацию в Восточной Прибалтике в пользу Руси и позволившее ей обратиться к внутренним проблемам и взаимоотношениям с возникшей в следующем году Золотой Ордой – вот чем было Ледовое побоище в истории Руси.
В нем ярко проявилась специфика воинского дела Руси, развитие которого шло по пути не специализации, как в Западной Европе, а универсализации: легким оружием побеждать на западе, тяжелым – на востоке, как писал четыре века спустя Юрий Крижанич. Военная элита Руси, в отличие от рыцарства, в XIII веке окончательно превратившегося в тяжелую кавалерию, сохранила навыки и лучной стрельбы, и боя в пешем строю. Используя его преимущества и высокий уровень воинской культуры жителей Новгорода, она смогла организовать окружение и разгром тевтонской «свиньи» на берегу Чудского озера.
В личности Александра Невского было отмечено сочетание черт великого воина и миротворца, приверженца примирительной политики в отношении и Римского престола, и «царской» для Руси власти ханов. Его наследие оказывается весьма актуальным сегодня, когда намечается множество параллелей и аналогий с событиями почти 800-летней давности. Здесь и падение морального авторитета киевской власти в ходе ослабления ее связей с православным Царьградом (символична синхронность разгрома Киева в 1203 году и падения Константинополя в 1204-м), и противостояние евразийской и европейской (евроцентрической) систем, опирающихся на соответствующие военно-политические структуры. В XIII веке ими были Золотая Орда и Тевтонский орден, сыгравшие принципиально различную роль в истории нашей страны. В частности, если Русь «заслонила Европу от монголов» XIII веке, то же самое совершила Орда полтора века спустя, ценой собственной гибели закрыв путь на Русь «настоящим монголам» Тимура. И если евроцентризм традиционно связан с именем Карла Великого (Шарлеманя), то евразийская идея в такой же степени обращается к наследию Александра Невского.
К таким итогам пришла дискуссия, развернувшаяся в ходе Круглого стола. В аргументации не раз приходилось возвращаться к знакомым со школьной скамьи фактам: даже такое легендарное событие, как оказалось, уже недостаточно хорошо известно даже людям, интересующимся военной историей Отечества. Так или иначе, все участники дискуссии нашли общий язык и пришли к общим выводам.
Работа Чтений была продолжена в Музее археологии ХНУ. Поскольку наши Древнерусские чтения входили в программу «Каразинских чтений» «неофициально», мультимедийную аппаратуру кафедре истории России не выделили, но нас выручили коллеги-археологи. Мы познакомились с реконструкцией вооружения древнерусских воинов, проследив его эволюцию от IX до XVI века, с которым обычно (видимо, благодаря иллюстрированному «Лицевому своду» древнерусских летописей Ивана Грозного) связывается их облик, а также его тенденцию к универсализации и преобладанию в воинской культуре традиций «казацких» над «рыцарскими».
Другая видеопрезентация была посвящена 12-летнему опыту проведения исторического фестиваля «Игорев полк» на древнерусском Донецком городище у западной окраины Харькова. С материалами его раскопок и их организаторами – В.В. Пассеком, В.А. Городцовым, Б.А. Шрамко – нас познакомила экспозиция Музея археологии. Стремление вернуть археологический памятник «к жизни», обрести для него место в культурной жизни города, привить детям любовь к подлинным историческим традициям родного края – такие идеи реализовывал наш, пусть скромный, но ежегодный фестиваль, с которым так или иначе, были связаны все участники Чтений. К сожалению, именно чтениями ограничилась в этом году его программа. Начиная с 2015 года, юбилейного для «Слова о полку Игореве», с которым традиция фестиваля и Донецкое городище связаны непосредственно, фестиваль уходит «с поля» в аудиторные методы работы – семинары, чтения и круглые столы. С одной стороны, не то нынче у нас в Харькове время, чтобы лишний раз на улицу выходить, не то, что посылать детей за город, да и наши партнеры из общественных организаций (уж будем деликатными, не называя имен!) ведут себя подчас «странно». В прошлом году, не смотря на погоду, мы замечательно провели наш фестиваль при поддержке и с участием А.А. Александровской. А вот надеяться, что «буржуй спонсирует маевку», не приходится. С другой стороны, работают объективные причины: фестивалю на второй дюжине лет нужна «молодая кровь». На нее и надеемся.
Дмитрий Бадаев старший научный сотрудник Харьковского государственного исторического музея
Архив газеты "Русь Триединая", Москва, 2017