Оглядывая русскую историю, православный наблюдатель повсюду находит несомненные следы промыслительного Бо-жия попечения о России. События здесь происходят почти всегда вопреки "объективным закономерностям", свидетельствуя о том, что определяют историю не земные, привычные и, казалось бы, незыблемые законы, а мановения Божии, сокрушающие "чин естества" и недалекий человеческий расчет.
Чудо сопровождает Россию сквозь века. В конце Х века вошли в купель святого крещения племена полян, древлян, кривичей, вятичей, радимичей и иных славян. Вышел из купели — русский народ, в течение шести веков (с Х по XVI) вдумчиво и сосредото-ченно размышлявший о месте Святой Руси в мироздании, пока, наконец, в царствование Иоанна IV не утвердился в своем нацио-нально-религиозном мировоззрении. И все это — вопреки обстоя-тельствам, условиям, возможностям, выгоде, расчету.
С этого "вопреки" и начинается русская история. Ибо угодно было Господу явить здесь чудо крещения, положившего начало тысячелетнему служению соборного и державного православного народа тогда, когда это казалось невозможным и невыполнимым. Чтобы показать это с ясностью на исторических примерах, обратимся к моменту, когда Русь еще пребывала в языческом заблуж-дении, не догадываясь о своей будущей великой судьбе.
«А-а-ал-ла-ху-у-у э-экбе-ер…»
Окна закрывать бесполезно. Пронзительные голоса муэдзинов все равно пробиваются через вентиляционное отверстие гостиничного номера. Волей-неволей слушаешь вечерний азан – мусульманский призыв к молитве.
Знойный воздух раскален до предела, несмотря на вечернее время. Запах жареных каштанов дразнит проголодавшийся желудок. Звуки и запахи Стамбула обволакивают со всех сторон, погружая в какое-то трансовое состояние.
История учит, что времена общественных нестроений и смут особенно четко и ясно обнажают состояние народной души. Смута — отсутствие общепризнанных авторитетов и силовых механизмов контроля над общественным сознанием — дает полный простор для выявления истинных и ложных ценностей. Наносное и пришлое спадает, как шелуха, и сквозь хаос и разноголосицу мятущегося, обезумевшего времени проступают черты бессмертной народной души в ее неизменном стремлении к Небу, к покою и счастью религиозно осмысленного, богоугодного жития.
«Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти» Филофе?й Псковский (ок. 1465—1542)
В ноябре 2019 г. в мировом Православии произошли взаимосвязанные тектонические сдвиги. Глава архиепископии западноевропейских приходов русской традиции Иоанн (Реннето) получил от патриарха Кирилла грамоту о воссоединении с РПЦ и сан митрополита. В 2007 году в Москве состоялось воссоединение РПЦ и РПЦЗ, а оставшиеся раны залечены сейчас. Вместе с Иоанном к Русской церкви присоединилось 60 приходов и около 90 клириков.
О ТОМ, КАК ВИТОВТ ТЩИЛСЯ РУССКУЮ ЦЕРКОВЬ РАЗДЕЛИТЬ
Многие отмечают, что сегодняшняя попытка разорвать Русскую Православную Церковь, и лишить Патриарха Московского титула и Всея Руси, не первая. Гадают, чем же это все закончится?
Но заглянем в историю. Когда в XV веке Русь была политически разделена, на Русь Московскую и Русь Литовскую, и Литва доминировала (несколько раз литвины приходили штурмовать Московский Кремль), то литовские князья уже пытались разделить и Русскую Церковь.