ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ
Поиск

unnamed87666777.jpg14 апреля православная церковь поминает святую Марию Египетскую, которая жила в VI веке от Рождества Христова. Житие этой святой засвидетельствовал преподобный Зосима. Его самого хорошо знали современники-христиане, а духовная чистота и правдолюбие никогда не вызывали сомнений. Именно старец Зосима поведал миру об этой великой святой.
Между тем, юность преподобной Марии никак не указывает на будущую святость. Мария, родившаяся где-то в провинции, не была воспитана христианкой, нигде не училась (даже не умела читать и писать), дом свой покинула в 15 лет, чтобы никогда туда не возвратиться. Она переехала в богатейший и красивейший город Византийской империи — Александрию Египетскую — но вовсе не для того, чтобы учиться, трудиться и праведно жить. Напротив: Мария, была очень красива, искала для себя столь же «красивой», «идеальной» жизни. А ее идеалы оказались абсолютно нехристианскими...


С 15 лет Мария начала вести распутную, блудную жизнь, «посвятила» этому семнадцать лет, и в свои 32 года, казалось, вовсе не собиралась останавливаться. Распутный образ жизни был для нее не средством заработка, а целью и смыслом ее тогдашнего существования.
Как-то Мария увидела корабль, направлявшийся в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня, и даже не задумываясь об опасностях морского путешествия, решила плыть. Но совсем не ради праздника, а потому, что на корабле было множество паломников в Святую Землю — мужчин. И ей захотелось соблазнить каждого пассажира этого корабля. Все плавание до Иерусалима она совращала их — молодых и старых.
Мария, как известно, не получила христианского воспитания и образования. Но она жила в эпоху, когда христианство было государственной религией в Византии. Но на практике подлинно верующих, живших по духовным и нравственным канонам христианства людей было (как и во все времена) совсем немного. Мнимое, показное благочестие не могло скрыть неверия и безнравственности, продолжавших оставаться «нормой жизни» общества. Это вызывало бегство бескомпромиссных христиан в пустыни, где создавались и вырастали монастыри. Скорее всего, Мария, как и большинство ее современников, была знакома с чисто формальной, обрядовой стороной веры. Поэтому нет ничего необычного в том, что по прибытии в Иерусалим, когда народ (в том числе паломники с корабля — недавние попутчики и любовники Марии) направился к Храму, она как ни в чем не бывало пошла вместе со всеми. Людей было очень-очень много. Так много, что у дверей Храма царила неописуемая толчея. Мария оказалась у самого порога, но никак не могла протиснуться сквозь толпу, чтобы войти в церковь. Толпа все время мешала Марии, все время оттесняла от входа. Ее все отталкивали — по крайней мере, так ей казалось. А потом все вошли, а Мария осталась перед открытыми дверями. Она уже в одиночестве двинулась вперед, и вдруг почувствовала, что ее снова оттолкнули... Но вокруг никого не было! Она вновь шагнула к дверям — и снова какая-то сила отбросила ее. Что за сила? Почему?! В душе ее родились недоумение и страх.
Пытаясь понять, что же с ней все-таки происходит, Мария подняла глаза и как будто впервые увидела на церковной стене икону — образ Богородицы. И вот, перед иконой Девы Марии, внезапно, в сердце Марии Египетской всколыхнулась настоящая, искренняя вера в Бога. Это перевернуло всю ее душу. Прежняя жизнь предстала перед Марией как сплошной, непрерывный, грязный и гнусный грех. Вспомнилось все, что она делала, нахлынул стыд за прошлое и ужас перед будущим...
Мария зарыдала, бросилась на колени и стала умолять Богоматерь помолиться Христу, чтобы ее пустили в Храм.
Мария молилась так, словно Сама Богоматерь была перед нею. И тут Мария Египетская дала обет навсегда оставить прежнюю жизнь и посвятить себя Богу.
Потом она встала — и беспрепятственно вошла в церковь. Там Мария подошла к великой христианской святыне, Кресту, на котором был распят Иисус Христос.
Перед этим крестом Мария помолилась. Затем, выйдя из Храма, Мария купила три хлебных лепешки и, больше не заходя в город, перешла за реку Иордан. Перешла и углубилась в самое сердце страшной, тогда еще вовсе необжитой палестинской пустыни, чтобы никогда больше оттуда не возвращаться...
И здесь мы с вами вплотную подошли к раскрытию одного из христианских «парадоксов». До ухода в пустыню Мария была знакома, наверное, с сотнями и даже тысячами людей. Она все время находилась среди них. И тем не менее, мы никогда и ничего не узнали бы о ней — блуднице Марии из Александрии Египетской... И только уход в пустыню, где ей во весь отпущенный Богом срок жизни суждено было встретить одного-единственного человека, сделало ее имя известным и почитаемым всеми христианами.
О преподобной Марии нам известно от святого преподобного старца Зосимы. Это был монах, известный еще современникам своей великой праведностью. Больше всего он боялся земной славы, стремился избежать тщеславия и самопревознесения. Он молился, чтобы Господь показал ему пример настоящего подвига веры, потому что собственные дела считал ничтожными. А притом старец Зосима действительно был одним из удивительных христиан своего времени. Он путешествовал по монастырям, пытался поселиться там, но всюду вызывал удивление братии своей духовной чистотой и святостью — и от этого явного почитания вновь убегал. Наконец он оказался в монастыре, расположенном недалеко от реки Иордан, на границе палестинской пустыни. Распорядок (или иначе «устав») тамошней жизни был очень строгий, и преп. Зосима остался там.
Наступил канун Великого поста. По тогдашней традиции в воскресение монахи последний раз собирались вместе, просили друг у друга прощения (отсюда - прощеное воскресение) и взявши минимум еды, на сорок дней, по примеру Самого Иисуса Христа, уходили молиться в пустыню — до праздника Входа Господня в Иерусалим (Вербного Воскресенья).
Это было опасное путешествие — и в тот раз старец Зосима так же, сказав братии последнее «прости», вышел из монастыря. Именно тогда, во время многодневного странствия по пустыне, в совершенно безлюдной местности он неожиданно для себя явственно увидел вдали совершенно необычайную, очень тонкую фигуру человека.
Он или она (понять Зосима не мог), был почти совершенно наг, его кожа буквально почернела под солнечными лучами, отчего особенно странно выглядели белые волосы на черной голове. Зосима хотел подойти, но черный человек, в свою очередь, заметив старца, стал убегать. Зосима, задыхаясь, на бегу, умолял его остановиться, не гнушаться общением с таким «недостойным грешником», как он. Старец чувствовал, что это необычная встреча. И убегавший вдруг замедлил бег и оставаясь достаточно далеко, обратился к старцу по имени, чтобы тот остановился и отошел, положив на землю плащ.
Зосима выполнил эту просьбу, человек закутавшись в монашеский плащ, приблизился к старцу... и бросился перед ним на колени... Так встретились преподобный Зосима и преподобная Мария Египетская. Это была первая за многие годы ее встреча с человеком. До тех пор она всегда избегала общения с людьми. Но со старцем Зосимою Мария заговорила, потому что желала исповедаться и причаститься перед смертью (о сроке которой она знала заранее).
Это была совсем иная Мария, чем та женщина, которая, раскаявшись, покинула когда-то Иерусалим. Старец спросил, в каком году преподобная перешла Иордан, и оказалось, что Мария провела в пустыне одна 47 лет.
Она рассказала преподобному Зосиме историю своей жизни совершенно откровенно, беспощадно по отношению к себе. Рассказала также искренне о том, как тяжело было исполнение покаянного обета. Св. Мария выдержала голод, питаясь только крошками тех трех окаменевших со временем хлебных лепешек и съедобными кореньями; терпела дневную жару и затем — внезапное наступление жуткого ночного холода. Но самым страшным испытанием, по словам Марии, стала для нее тоска по прошлой жизни. Она сказала старцу, что боролась с блудным грехом 17 лет — ровно столько, сколько была блудницей... И когда ее настигали воспоминания о прежней жизни, страсти так раздирали ее, что она каталась по земле. Только горячее раскаяние, великая любовь к Богу и постоянная молитва помогли ей выдержать этот ужас. И вот в последующие тридцать лет страдания прекратились — произошло чудо. Мария достигла такой святости, что переходила реку Иордан «яко посуху», во время молитвы возносилась от земли на воздух — все это старец Зосима видел собственными глазами. Она цитировала фрагменты Священного писания, хотя была неграмотная и никогда не брала в руки Библию. Но, главное — она до сих пор искренне думала о себе, как о самом дурном и грешном человеке на свете; все чудеса своей пустыннической жизни она приписывала не себе, а относила к помощи Иисуса Христа и своей Небесной Покровительницы — Богоматери; в себе же не находила никаких достоинств.
Наблюдая и слушая преподобную Марию, святой Зосима понимал, что его молитва услышана Богом — и вот сейчас, перед ним человек, который по вере своей сделал то, что было не по силам самому старцу. И всякое тщеславие, с которым раньше приходилось бороться Зосиме, растаяло, как дым. Старец встречался с святой Марией два раза в течение двух лет. Прощаясь после второй встречи, святая обещала, что Зосима найдет ее еще раз. И когда, ровно через год, монах пошел в пустыню, он увидел там необычайное сияние. Двигаясь по направлению к этому свету, Зосима, наконец, нашел неподвижно и прямо лежавшее тело скончавшейся святой Марии.
Это было то самое место, где старец когда-то встретил ее. Так уж получилось, что при жизни святой Марии Египетской преподобный Зосима не спросил ее имени. И теперь, подойдя к телу, он обнаружил рядом начертанную на земле надпись, из которой узнал, что преподобную звали Мария — и вновь был потрясен. Ведь скончавшаяся была неграмотной.
Старец попытался вырыть могилу, но земля была настолько твердой, что он не мог ее даже расковырять. Пока он пытался это сделать, к месту событий пришел огромный лев. Дикий зверь своими когтями выкопал яму, в которой преподобный смог похоронить усопшую.
Так чудесным образом оканчивается ее житие.
Часто говорят, что христианское покаяние задавливает, уничтожает личность. А слово и опыт православия утверждают обратное: личность человека сохраняется, он не теряет своего «я», даже наоборот — качественно обогащается. Меняется лишь направление, в котором человек идет. И те личные свойства и качества, которые прежде «помогали» лишь губить, развращать, унижать человека, могут начать служить его нравственному возрождению. И в житии преподобной Марии Египетской эта идея сохранения и спасения человеческой личности по воле Божией отразилась в огромной степени.

 

Дмитрий Степанов

Архив газеты "Тайны века", Харьков, 2006