ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - ПРАВОСЛАВНЫЙ ОСТРОВ
Поиск

1828931027890-.jpgВ Германии в километрах в 70-ти от Ганновера находится небольшой городок Гифхорн. Не обоснуйся там лет двадцать назад Хорст Вробель, это место вряд ли было бы кому-то интересно, кроме разве что самих его жителей. И уж сегодняшней известности Гифхорн не приобрел бы никогда.
А знаменит городок среди прочего музеем ветряных и водяных мельниц, образцы которых Хорст Вробель собирал по всей Германии и за рубежом. Мельницы здесь настоящие: подует ветер — и закружатся решетчатые крылья; откроют заслонку, побежит вода — и завертятся мощные старинные жернова. Но для многих приезжающих в Гифхорн этот музей под открытым небом — лишь интересная деталь ландшафта.

Потому что основная цель их приезда сюда — посетить выстроенную радениями Вробеля православную церковь. И порой не только ради осмотра экзотического для лютеранско-католической Германии объекта, но и по велению души. Потому что эта церковь — действующий храм святителя Николая Чудотворца.
Лет двадцать назад побывал Хорст Вробель в Суздале и увидел там церковь, что сродни жемчужине русского деревянного зодчества — Кижам. Да так влюбился немец-католик в увиденное, что загорелся мечтой построить в Гифхорне православный храм. Чтоб деревянный был, да чтоб как положено — без единого гвоздя! И осуществил-таки подвижник задуманное: строительство церкви было завершено в году 50-летия окончания Второй мировой войны, а возведенный храм стал символом примирения христиан Германии и России. 24 ноября 1995 года церковь освятил Патриарх Всея Руси Алексий II.
Но и на этом не остановился Вробель: на личной аудиенции у Папы Римского получил он от главы всех католиков благословение на дружбу с Русской Православной Церковью. И в знак этой дружбы подарил Хорст гифхорнскому храму большой православный крест.
С 1998 года служит в храме святителя Николая Чудотворца благочинный отец Борис. В его благочинии (духовном управлении) находятся приходы Русской Православной Церкви (Московского Патриархата) по всему северу Германии: от Нижней Саксонии и Шлезвиг-Гольштейна до мекленбургского побережья Балтийского моря, да еще вольные города Гамбург с Бременом и Саксония-Анхальт.
Протоиерей Борис (в миру — Борис Филиппович Устименко) — из семьи потомственных священнослужителей. Его прадед — епископ Слуцкий Николай (Шеметилло) — в 1932 году был расстрелян в числе 70-ти проходивших по одному делу клириков Русской Православной Церкви и верующих мирян. Репрессиям подвергся и дед, в чью честь нарекли Бориса Филипповича: был тот духовным наставником на Северном Кавказе.
Но кроме суббот и воскресений, когда отец Борис отправляет в своём храме службы, застать его дома крайне сложно — вся неделя в разъездах по северу Германии, а больше всего времени занимают поездки в Магдебург и Гамбург.
Сейчас при участии российского фонда Андрея Рублева осуществляется программа развития в Германии русского деревянного зодчества. Фонд учрежден Московским Патриархатом, его соучредителями стали российские министерства культуры и образования, а также строительный концерн «АРС».
Попечителем всей программы является епископ Архангельский Тихон, общее руководство ею в Германии осуществляет архиепископ Германский и Берлинский Феофан. Цель программы благородна и высока: представить Русскую Православную Церковь, представить Россию. В соответствии с программой, в трех городах Северного благочиния будут возведены православные храмы. В Магдебурге уже отведен участок для строительства, начаты проектно-изыскательские работы.
Планам активно содействуют местные органы власти, и верующие энтузиасты.
Строительство предполагается вести в лучших традициях русского деревянного зодчества. Ведь православная архитектура, этот гигантский пласт мировой культуры, к сожалению, еще мало известна в сегодняшней Европе. И наша цель — достойно представить ее и в целом нашу тысячелетнюю православную культуру во всей красе.
Отвечая на дальнейшие вопросы отец Борис сказал: — Выходцев из стран бывшего СССР в Германии множество. Независимо от национальности, они стремятся к вере, в том числе и к православию. Я вижу это по приходам, где мне доводится бывать. Стоит лишь пронестись вести, что где-то образована православная община, и народ начинает туда тянуться. Достаточно сказать, что действующая всего два года Гифхорнская община св. Николая при ее отдаленности от центра насчитывает 250 семей. Люди истосковались по духовности, и наша пастырская задача — дать им желаемое, поддержать их, направить на путь истинный.
Мне горько слышать хулу в адрес России от некоторых живущих в Германии людей, чей родной язык — русский. И не только потому, что Россия — обитель и оплот православия. Не подобает так относиться к родине, где прожиты долгие годы, где было не одно только плохое - было ведь и много хорошего. Нельзя жить ненавистью, нельзя впадать в извечные грехи эмиграции — в брюзжание, пустые пересуды или злобу против вольных или невольных виновников вашего переселения в Германию. И в адрес страны, оказавшей вам помощь и гостеприимство, негоже злословить. Надо преодолевать в себе такие чувства, искать и находить пути к достойному и, по возможности, небесполезному существованию. В посильной духовной поддержке людей, в их исканиях я и вижу своё предназначение здесь.

 

Сергей Люшин Ганновер

Архив газеты "Тайны века", Харьков, 2006