ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - ПОСТ ЛЮДСКОЙ
Поиск

article_big_568791615755549.jpgУ православных христиан начинается Великий пост, предваряющий праздник Пасхи. Но религиозные посты присущи практически всем религиям, вплоть до языческих культов. Единственные, кто отвергают посты, это отдельные разновидности сектантов, считая себя безгрешными, праведниками, а потому принявших решение, что пост для них не нужен. В подтверждение своего учения они ссылаются на слова Христа: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека» (Мф. 15, II).


Не говоря о том, что иконописцы обязательно постились, очищаясь духовно и физически перед сотворением икон, известно, что охотники-поморы постятся перед тем, чтоб пойти на охоту. Следуя легендарной традиции, записанной в Сказании о том, как был выкован первый меч катана (самый известный вид японского клинкового оружия), постятся и кузнецы до того, как взяться за сложную работу. В алхимическом «Великом делании» перед началом процесса алхимик должен несколько дней умерщвлять свою плоть и дух. В традициях учения культа «Вуду» нет собственного поста, однако, под влиянием католицизма его последователи празднуют Рождество, а на время Великого поста закрывают свои святилища.
За несколько дней до начала православного Великого поста, в пепельную среду, начался одноименный пост у католиков. Пепел является символом покаяния и бренности человеческого бытия. Во время воскресной проповеди Папа Римский Бенедикт XVI объяснил своей пастве, что «в пост не следует входить со «старым» духом и видеть в нем тяжелую и обременительную обязанность, но — с духом новым, с духом человека, обретшего во Христе и Его таинстве Пасхи смысл жизни».
Пост в Католической Церкви понимается как «одно из дел покаяния, наряду с молитвой и милостыней», поэтому в эти дни католики призваны «задуматься над ценностями более высокого порядка и покаяться». Великий пост в Католической Церкви, как и в Православной, длится 7 недель. Однако ограничения на употребление пищи в пост у католиков весьма мягкие.
Католики с 14 лет обязаны в Великий пост воздерживаться от мясных блюд по пятницам, а с момента достижения совершеннолетия и до 60-го года жизни — обязаны соблюдать строгий пост, заключающийся в воздержании от мяса и в ограничении количества употребляемой пищи в Пепельную среду и в Страстную пятницу. Во все остальные дни поста ограничений на пищу нет.
Однако во время Великого поста принято воздерживаться от увеселительных мероприятий, вредных привычек и прочих мирских удовольствий. В целом Великий пост преследует три цели: покаяние, подготовка кандидатов к крещению (для крещеных — воспоминание и осознание важности этого момента) и размышления о тайне страданий и смерти Иисуса Христа ради спасения человеческого рода. Все это необходимо для подготовки к празднованию Пасхи — Воскресения Христова.
Протестанты (кроме англиканской Церкви) обязательных постов и вовсе не знают — постятся, только если сочтут нужным. Но пост у протестантов существует, только он имеет совершенно другой характер, они совершаются при возникновении личной необходимости: при болезнях верующих или их близких, в трудных жизненных ситуациях, перед принятием ответственных решений в жизни, для укрепления в вере. Обычно посты длятся не более трех дней. Связано это с тем, что у протестантов пост — это не ограничение на употребление тех или иных продуктов, а полное воздержание от пищи. При этом всегда пост сопровождается усиленной молитвой, без которой он бессмысленнен.
Поститься у протестантов можно как в одиночку, так и группой. В последнем случае группа верующих, принявших решение совершить пост, собирается в молитвенном доме, в какой-нибудь небольшой комнате, либо у кого-нибудь на квартире. Не принято объявлять о том, что кто-то постится. Пост — сугубо личное дело человека или группы единоверцев и единомышленников. Так же принято поститься перед поставлением верующего во пресвитеры или проповедники.
Для мусульман пост — это один из пяти основополагающих принципов вероучения. В первый день месяца Рамадан начинается пост, который соблюдается мусульманами в течение месяца и обязателен для всех взрослых, здоровых, ритуально чистых людей.
Ритуальная чистота (тахара) в исламе имеет очень большое значение при совершении религиозных обрядов, так как сводится не только к поддержанию внешней чистоты и опрятности, но и означает освобождение от всего оскверняющего. От поста освобождаются беременные, кормящие и больные женщины, дети, престарелые и все те, кто занят на тяжелых работах, участвует в военных действиях, путешествует. Те же, кто временно освобожден от поста или нарушил его случайно, должны поститься после окончания месяца Рамадан в счет потерянных дней. Добровольные посты сверх обязательного рекомендуются главным образом в месяцах: раджаб, шаабан, шавваль и мухаррам. Запрещается поститься в дни двух великих праздников и в случае опасности. Порицается пост в пятницу (мусульманский выходной), субботу (день иудеев) и воскресенье (день христиан). Пост, особенно в месяц Рамадан, является лучшим средством искупления грехов, совершенных в течение года. Мусульманин без посредников сам отвечает перед Аллахом за свои грехи. Алимы трактуют пост как средство обуздания страстей, порожденных животным началом (нафс) в человеке. Во время поста верующий, концентрируя волевые усилия, освобождается от инстинктивных пороков и совершенствует в себе человеческое духовное начало (кальб), тем самым как бы облагораживается человеческая натура.
Соблюдение 30-дневного поста в месяце Рамадан связано с упоминанием в Коране о том, что именно в этот месяц Аллах через архангела Джабраила ниспослал пророку Мухаммеду в виде откровения Коран. Согласно Корану, важная особенность мусульманского поста состоит в том, что поститься необходимо в светлое время суток, ночью же есть, пить и приходить к женам разрешено. Но от зари и до заката, помимо принятия пищи и супружеской близости, запрещаются курение, вдыхание ароматных запахов. Вечером, после заката, постящийся должен принять легкую пищу — фитур, вторая еда — сахур — принимается перед возобновлением поста на заре. Вечерний обряд разговенья — ифтар — благословенное время, поэтому на него стараются пригласить родственников, близких друзей и соседей. Мусульманин, устроивший угощение, может рассчитывать на прощение грехов и место в раю. Часто на ифтар приглашается мулла или образованный человек, который может прочитать молитвы и знает рассказы о жизни пророка, членов его семьи и сподвижников, все мусульмане стараются в этот период предаваться размышлениям об Аллахе и его учении.
Пост у евреев является своего рода уроком скромности: они должны скромно одеваться, вести скромный образ жизни, отказываясь от развлечений. Это не скорбь, а знак смирения перед властью Законов Всевышнего. Постясь, они выражают свое согласие жить в соответствии с Высшей Волей. Пост, закон для того и даны, чтобы евреи стали подобными ангелам. Пост в иудаизме продолжается не менее 25 часов и включает в себя воздержание от питания и всего другого, что представляет собой какое-либо действие. Дни поста евреи проводят в синагогах за чтением Торы и размышлениями о прочитанном.
Если в аврамических религиях посты — это, прежде всего, память о событиях, как правило, драматических в истории этих религий, то для буддистов, индуистов и джайнов пост — это направленное на духовное очищение упражнение, дату которого волен выбирать сам верующий. Формы поста могут быть самыми разнообразными. Так, буддийские монахи в некоторых направлениях постятся вторую половину каждого дня, другие сидят только на воде от 18 до 72 дней. Пост в индуизме — только ограничения в питании. Так, целыми днями можно есть, но только фрукты и орехи.
В джайнизме пост предшествует главному религиозному празднику Парьюшан. В течение 8 дней джайны-вегетарианцы вообще не принимают пищи. 900 миллионов индуистов в отдельные дни воздерживаются совсем от пищи и воды, в другие едят только определенные продукты. А 376 миллионов буддистов могут поститься в двухдневный праздник Ньюнгнай. В первый день необходимо есть только определенную пищу, а во второй — полностью отказаться от пищи и питья. Адепты буддизма утверждают, что пост для них — это процесс очищения тела, речи и ума. Очищение речи и ума означает контроль над своими высказываниями и поступками, человек должен пребывать, что называется, в здравом, божественном уме.
Православный Великий пост — самый строгий и продолжительный в году. Общая продолжительность поста составляет 7 недель (49 дней). По церковному уставу в эти дни нельзя вкушать мясные и молочные продукты. Рыба разрашена только на праздник Благовещения 7 апреля и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу можно есть рыбную икру. В субботу и воскресенье разрешается готовить пищу на постном масле. В другие дни — сухоядение, то есть без масла.
И все же главное в посте не сокращение или изменение рациона — в таком случае пост ничем не отличается от диеты, которую назначает врач при болезни. Поститься надо с мыслью о своих ближних, с которыми так трудно найти общий язык, с мыслью о несчастных и обездоленных людях, которые нуждаются в помощи и поддержке. По словам митрополита Антония Сурожского, «в отличие от того, что считают и чувствуют многие, период духовного напряжения (скажем, во время Великого поста или говения) это время радости, потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить. Это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить, — жить со всем простором, со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны. Пока нам недоступен, непонятен этот момент радости, у нас будет получаться чудовищная и кощунственная пародия; мы, будто бы во имя Божие, превратим жизнь в сплошное мучение для самих себя и для тех, кому придется расплачиваться за наши бесплодные потуги стать святыми. Это понятие радости может показаться странным рядом с предельным напряжением, подвигом воздержания, с настоящей борьбой, и, тем не менее, радость проходит через всю нашу духовную жизнь, жизнь церковную и жизнь евангельскую, потому что Царствие Божие усилием берется. Оно не дается просто тем, кто беспечно, лениво ждет его прихода. Мы должны вернуться к такому состоянию, которого обычно не можем вызвать даже из своих глубин, настолько оно нам чуждо, — состоянию радостного ожидания Дня Господня, хотя мы знаем, что этот День будет днем Суда.
До тех пор, пока мы не осознаем это, духовное напряжение не может быть радостью, оно непосильно и ставит нас перед лицом суда и ответственности — потому что мы сами должны осудить себя для того, чтобы перемениться и быть в состоянии встретить День Господень, славное Воскресение с открытым сердцем, не пряча лицо, готовые возрадоваться, что он пришел».

 

Александр Саратов

Архив газеты "Тайны века", Харьков, 2006