ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - УЧЕНИК ПРИРОДЫ
Поиск

leo.jpgВеличайший из людей, когда-либо рождавшихся на земле, художник, скульптор, изобретатель, ученый эпохи Возрождения создал непревзойденные по глубине и совершенству шедевры, а также оставил огромное научное наследие, в котором предвосхитил достижения человеческой мысли последующих веков.
У него были прекрасные учителя: античные скульпторы и мыслители, художники-современники, кто создавал искусство Ренессанса, ученые, математики, поэты, музыканты. Но главным учителем Леонардо была природа. «В наставницы себе я взял природу, учительницу всех учителей», — так написал он в одной из рукописей и всю жизнь неустанно следовал этому постулату.
Как часть природы, важнейшую и неотъемлемую, Леонардо рассматривал и человека, тело которого подчинено физическим законам и в то же время служит «зеркалом, произведением его души».


Леонардо родился в селении Анкиано, возле городка Винчи, в окрестностях Флоренции 15 апреля 1452 г., как явствует из свидетельства о рождении, составленного его дедом. Неважно, что он незаконнорожденный сын нотариуса Пьеро да Винчи и некой Катерины, плод свободной любви. Он явился в мир и с первых дней был окружен теплом и любовью в семье отца и деда.
Юность провел во Флоренции, ставшей родиной итальянского Ренессанса. Видя яркие художественные способности сына, отец отдал его на обучение в мастерскую Андрея Верроккио — живописца, скульптора, архитектора. В картине учителя «Крещение» Леонардо выполнил лишь одну фигуру — ангела с цветком, но один этот образ изумил всех изяществом, тонкостью и одухотворенностью и заставил многих говорить о юноше как о поразительном художественном даровании.
С юных лет Леонардо не расставался с записной книжкой, всегда висевшей у него на поясе: дома, на улице, в городской суете, совершая одинокие прогулки на природе, он неустанно делал беглые наброски, зарисовывал холмы и поля, течение рек и деревья, цветы и животных, парение птиц в небе и бег коня, умывающуюся кошку и прекрасное девичье лицо, обнаженное тело мужчины и складки тканей.
Эти зарисовки чередовались с описаниями, размышлениями, вопросами, которые задавал себе Леонардо-философ, исследователь. В свою очередь его теории, научные изыскания всегда дополнялись изумительно точными, беглыми рисунками Леонардо-художника.
Так с ранних лет в нерасторжимом единстве, а подчас и в драматическом противоборстве соединились в Леонардо тонкий художник, поэт, романтик и рациональный ученый, изобретатель.
В Эрмитаже хранится одна из ранних работ Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа»). Художник избрал излюбленный для эпохи Ренессанса сюжет, но передал его с неповторимой естественностью, обаянием, словно сцену из реальной жизни.
В 1482 г. Леонардо переезжает в Милан под покровительство Лодовико Моро. В своем знаменитом письме, в котором тридцатилетний художник рекомендует самого себя, он перечисляет огромное количество областей, в которых уже приобрел серьезные познания и практический опыт.
Это и умение строить мосты и крепостные укрепления, отливать пушки, разрабатывать проекты различных сооружений, украшать сады и парки, сочинять стихи, выполнять топографические карты, создавать скульптуру, писать картины, моделировать костюмы для маскарадов и праздников, играть на лютне и многое другое.
В Милане Леонардо в течение 10 лет создает проект и глиняную модель конного памятника отцу миланского герцога Франческо Сфорца, но памятник в бронзе воплотить не удалось, затем он был варварски уничтожен французскими войсками, захватившими Милан.
Столь же трагичной оказалась судьба другого миланского шедевра Леонардо, любимого его детища, фрески «Тайная вечеря», исполненной на стене трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие. В отличие от монумента Сфорца, она была полностью завершена. Но уже через некоторое время фреска стала разрушаться, терять сочность и свежесть красок. Возможно, виной тому были эксперименты мастера, искавшего новые материалы, технологии, новую технику письма.
Сохранилось одно из самых ярких свидетельств о творческом методе Леонардо и его напряженном труде — воспоминания современника Маттео Банделло. «Было у него в обычае ... прийти рано по утру, влезть на козлы и с самого рассвета и до темных сумерек не выпускать из рук кисти; о еде и питье позабыв, все продолжал писать. А бывало, что два, три дня кисть в руки не берет, а только войдет, посидит в день часа два и смотрит, проверяет молча, сам свои рисунки оценивает».
После падения миланского герцога мастер возвращается во Флоренцию, город своей юности. Здесь он создает портрет Джоконды, высочайшее творение художественного гения человека. В этом портрете воплотились и ренессансная идея гуманизма — утверждение красоты человека, и тайна глубинного духовного мира, и загадка «сдержанного» сердца, и высокий интеллект, и ирония, и печаль... вот уже пятьсот лет улыбка Монны Лизы поражает воображение и любителей искусства, и его исследователей.
И как во времена Леонардо, так и сейчас тайна Джоконды «велика есть». Изумительная мягкость светотеневых переходов, тончайшая техника создали образ Джоконды возвышенным и удивительно живым. До конца жизни художник не расставался с любимой картиной, постоянно правил ее, подолгу любовался ею.
Трудно поверить, что великий художник, имя которого еще при жизни стало легендой, во время создания своего гениального шедевра неустанно изучал натуру, препарировал трупы, чтобы совершенствовать свои знания анатомии и физиологии, выполнял гидротехнические проекты, увлекался технологией производства зеркал, глубоко изучал философию, историю, писал «Трактат о живописи», вел наблюдения за природой, за птицами.
Размышления о полетах в небо, проекты летательных аппаратов, рисунки крылатых людей, парящих в пространстве, часто встречаются в его рукописях и поражают неутомимой, титанической работой ума. На страницах своих кодексов он сам определил свое кредо, свой девиз «скорее лишиться движения, чем устать», «я ненасытен в служении», «все труды неспособны утомить меня», «я не устаю, принося пользу».
Поиски нового, стремление максимально реализовать себя заставляют его постоянно искать новых покровителей, новые места обитания. За три года до смерти он уехал во Францию по приглашению французского короля. Одинокий гений с трагической судьбой, провидевший будущее, возвысившийся над своим временем, напряженно всматривается в мир со знаменитого туринского автопортрета, выполненного в эти годы.
Единственное в своем роде во всей истории мировой культуры соединение гения-художника и гения-ученого в одном человеке вызывает восхищение сотни лет.
Но если творения художника известны всему человечеству, то его проекты, чертежи, модели — творения ученого менее известны. Видимо, поэтому его благодарные земляки через сотни лет создали своеобразный памятник Леонардо-ученому. Он представляет собой камень, установленный возле города Монте Чечери (с итал. «Гора лебедя»).
С этой горы Леонардо мечтал совершить полет на своем летательном аппарате — «большой птице». На камне высечены слова самого гения: «Большая птица начнет первый полет со спины своего исполинского Лебедя, наполняя Вселенную изумлением, наполняя молвой о себе все писания — вечной славой гнезду, где она родилась».
Гениальные люди являются на свет, чтобы напомнить нам о том, что каждый человек пребывает в двух мирах в невидимом и видимом.
Святой Николай Сербский говорил: «Если ты имеешь в себе мысль помочь кому-то, — это не пощупаешь, это мир идей. Если ты взял что-либо из кармана в соответствии со своим желанием, решением и мыслью — ты чудотворец — ты невидимое превращаешь в видимое. Ты мысль сделал делом, из одного мира перешел в другой».
Мы, люди, чудотворцы, мы невидимое переводим в видимое. Таковы мы, такова суть наша.
Перед человеком две бездны: бездна вверх и бездна вниз. И человек носит в себе раздвоенность свою и пытается победить ее и привести худшее к лучшему, земное к небесному.
Человеку хочется подняться над собой, но ему угрожает опасность упасть ниже себя, богоподобного существа созданного по Образу и Подобию, призванного к высшему и постоянно находящемуся под угрозой низшего.
А гении помогают нам в этом убедиться во всей исчерпывающей полноте.

 

Валентина Мухтарова

Архив газеты "Тайны века", Харьков, 2005