ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - ПОДВИГ ПАЛОМНИЧЕСТВА
Поиск

unnameddfgtyhujikopl.jpgСвятые отцы говорят, что паломничество приравнивается к посту и молитве.
В паломничество отправляются люди из желания посетить святые места, освященные стонами Божией Матери и святых, из желания приобщиться святости места. Это желание освятиться местом заставляло многих христиан, чем-либо грешных и желающих искупить свой грех, предпринимать далекие паломничества к святым местам.

Грех искупался во время завершения подвига. Подвиг, собственно, заключался в отказе от удобств, в том, что человек временно скидывает с себя все земные путы богатства и приобщается к нищете. Человек становится добровольным нищим и следует завету Христа: не сея, не пожиная, всецело вручая себя на волю Бога. Так он шел к тому месту, куда влекла его вера, и там, узрев святыню, прикоснувшись к ней, снова становился прежним человеком, лишь просветленным подвигом, им свершенным.
Странствия святая церковь воспевает и в строках псалма паломников, приближающихся к храму Господа. Господь своим примером осветил этот подвиг, приходя в Иерусалим к дням Святой Пасхи. Святой Кирилл Иерусалимский свидетельствует, что во времена апостольские начиналось путешествие во Иерусалим для поклонения святым мощам. Фиодорит Кирский говорит о том же. Иосиф Флавий говорит о сборах во время Агапы первых христиан для паломников. Особенно развиваться стало паломничество после обретения Креста Господня.
Для поклонения святому месту шли паломники, а за ними направлялись и те, чья душа услышала зов Господа, но еще не нашла определенный путь к Нему. Так, Мария Египетская, блудница, вслед за толпой паломников, устремившихся приложиться к честному древу Христа Господня, и вне порога Храма Воскресения познает свою греховность и слезами покаяния омывает свою скверну.
За паломниками спешит епископ Иоанн (впоследствии преподобный Иоанн Молчальник, память 3 декабря), смущенный пышностью епископского сана и тоскующий по тихому смирению пустыни.
Знают этот путь и Антоний Великий, Феодосий Великий, Григорий Богослов. Этот путь освящен чудотворцем Николаем, Василием Великим и Златоустом в дни их исканий пути Бога, в дни их колебаний.
Блаженный Иероним создает целую общину паломников иерусалимских, называя их ищущими путь Бога. Эта община состояла из сомневающихся и колеблющихся, которые изучают святые места под его руководством. Часто, уже нашедшие путь к Богу ходили по святым местам для укрепления.
Пустынник Никтрийской пустыни Иоанн говорил своим ученикам: «Места святые своей благодатью укрепляют меня».
Жития святых передают ряд изумительных повестей о паломниках, получивших благодать святых мест. Очень примечательна повесть о грузинском святом Давиде Гареджийском. После целого ряда трудностей он достиг Святого Града, но по смирению своему не посмел войти туда. Святость места осознана этим подвигом. Подвиг учит, что есть места в мире, где особенно видна благодать Бога. Эти места — освященные.
И как мы ощущаем храм, как земное небо, так и отцы, посетившие Святую Землю, знают ее приобщенной к другому миру. «Молитва имеет силу открывать небо и приобщать землю к небу», — говорит Симеон Солунский. А те места, где молился Господь, т. е. места, где пролита его кровь, где совершилась тайна Искупления, особенно святы, особенно овеяны вечностью. И касаясь этих мест, паломники как бы дотрагиваются до неба, освящаются молитвами, некогда там звучавшими.
Странствия паломников были направлены также к разрешению недоумений, к встрече с людьми более опытными, к исканию духовных пастырей. Сегодняшние поездки в село Никольское на могилу к старцу Зосиме, к старцу о. Кириллу в г. Старобельск, в Козельщину к матушке Серафиме, на источник в Киселеву Балку, где трудится настоятель о. Михаил.
Тропы паломников расширяются. Сегодня можно поехать от Соловков, Валаама до Екатеринбурга, от Ярославля до Почаева.

 

Архив газеты "Тайны века", Харьков, 2012