ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - Жировицкая икона Божией Матери
Поиск

6040_59567665.jpg(День ее в православном календаре — 7/20 мая).
Над ручьем, под горою, в густом лесу, росло дерево дикой груши. Оно приняло на свои ветви и протянуло их людям, явив Православному и Католическому миру, его чудотворную святыню.
В обширных владениях литовского государственного казначея, православного по исповеданию в местечке Жировицы Гродненской губернии, пастухи увидели среди листьев грушевого дерева небольшую икону Божьей Матери в лучезарном сиянии ослепительного света. С благоговением и молитвой сняли они святой образ и отнесли своему хозяину.


Эту резную на камне иконку помещик положил в ларец и запер его. Было это событие весной около 1494 года. На следующий день вечером Александр Солтан принимал гостей и рассказал им о найденной иконе, хотел показать ее, ларец оставался закрытым на замок, но иконы там не было.
Пастухи же, ничего не знавшие об исчезновении, вновь нашли ее сияющей на том же дереве.
Осознав, что произошло чудо, Александр построил на месте явления Жировицкой иконы деревянный храм, где икона находилась до 1520 года. Весть о явлении образа быстро распространилась по окрестностям и много богомольцев шли на поклонение, получая помощь и исцеление.
Вокруг храма были богатые леса и пастбища, само название Жировиц произошло от «Жирные» пастбища, крестьяне селились вокруг, образуя церковный приход, построена была рядом школа для крестьянских детей.
Около 1520 года сильный пожар уничтожил много домов и деревянный храм, уцелела лишь церковная школа.
Икону так и не смогли найти на пепелище.
Прошло время, и вот, однажды, школьники увидели на месте сгоревшего храма сидящую здесь на камне Пречистую в лучезарном сиянии и с иконой в руках. Дети прибежали домой и все рассказали взрослым.
Священник с народом, подойдя к камню, увидели горящую свечу и свою чудотворную икону. Это событие является вторым явлением Жировицкой иконы.
Затем прихожане построили новый каменный храм и поставили в нем святую икону.
Возникновение Жировицкого монастыря относится к шестидесятым годам XVI века. Его история богата переходом Жировицких земель и монастыря от одного владельца к другому. В то время строители монастырей были знатные и богатые люди Литовского государства. Например внук Александра Салтана перешел в протестантство и возведение храма было приостановлено. Правнук Ярослав Салтан продал Жировицкие земли вместе с монастырем своему непутевому брату Ивану и, когда тот заложил имение Михалевичам, которые были иудейского вероисповедания, монахи покинули обитель.
6 октября 1596 на Брестском соборе была подписана уния, Жировицкий же монастырь оставался православным до 1609 года. На Брестский собор не явился не один из представителей (из Жировиц), но игумена монастыря решением трибунального суда заставили поставить свою подпись под признанием власти римского ставленника. Православное население западного края не принимало унию. Одного из новых владельцев монастыря с чудотворной иконой Иосафата-униата, прозванного народом за свою жестокость «душехватом», доведенные до отчаяния жители Витебска убили. Монастырь стал католическим, Жировицкую икону униаты обратили в свою главную святыню и в 1726 году совершили католический обряд коронования изображений Богоматери и Младенца Иисуса золотыми коронами.
По приказу короля Казимира иноверцы не имели права не только проживать в Жировицах, но даже на ночлег оставаться и должны были проходить через местечко в любую погоду босыми и с непокрытой головой.
Но Богоматерь выше распрей человеческих и символично, что именно в Жировицком кафедральном Успенском соборе 14 июля 1839 года духовенство подписало акт о соединении Белоруссии и Литвы с Россией и в 1839 году Жировицкий монастырь окончательно был возвращен православным.
Во время Первой мировой войны имущество монастыря и святая икона хранились в Москве в Соборе Василия Блаженного.
Пречистый чудотворный образ Жировицкой Богоматери является великой святыней Белоруссии и всего православного мира.
Дина Кондратьевна Дегтярева

 

Архив газеты "Тайны века", Харьков, 2004