ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - ВЕРА РАЗУМА И РАЗУМ ВЕРЫ
Поиск

080828nikodim1.jpg24—25 марта в Харькове состоялось уникальное для Украины событие: первая Всеукраинская (а фактически международная) научно-практическая конференция «Возрождение духовности в современном мире: взаимодействие церкви и образования», на которой православное каноническое духовенство, педагоги, ученые, писатели, политики, заинтересованно обсуждали проблемы духовного воспитания молодежи.
Сразу отметим, что консенсус определился изначально, уже на пленарном заседании первого дня: ведь всем понятно, что в условиях разгула нравов, аморальной вседозволенности, постоянной информационной войны Церковь и школа (ВУЗ) не смогут достичь воспитательных целей врозь, друг без друга.
Инициировали конференцию Харьковское епархиальное управление Украинской Православной Церкви, Харьковский национальный университет имени В. Н. Каразина, Харьковская общественная организация для родителей и учеников «Родительский комитет», а также Харьковская ассоциация детского творчества «Дитятко», при поддержке Харьковского облсовета и Управления образования.


Конференцию устроители приурочили к 90-летию Высокопреосвященнейшего Никодима, Митрополита Харьковского и Богодуховского, которое исполнится 18 апреля (руководство УПЦ направило Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу приглашение в Харьков на торжественное празднование, на 3-й семице Пасхи), а также, добавим, к 73-летию его пастырского и 50-летию архиерейского служения.
Целью конференции было поставлено объединение усилий Канонической Украинской Православной Церкви и системы народного образования Украины в деле преодоления духовно-нравственного кризиса общества. Для этого пришлось попытаться в меру сил определить и сформулировать основные черты духовно-нравственного кризиса современного украинского общества, определить условия и пути его преодоления и обсудить «Концепцию сотрудничества Министерства образования и науки Украины и Украинской Православной Церкви».
К открытию Конференции был издан сборник тезисов и докладов участников, а это 133 автора из 18 областей Украины и 2 областей России, 14 докторов и 56 кандидатов наук, православные священники и педагоги, представители общественных организаций.02-256565665511.jpg
В пленарном заседании, прошедшем в первый день работы форума в зале собраний Архиерейской резиденции Свято-Покровского монастыря, приняло участие более двухсот персон, о которых Высокопросвященнейший Никодим заметил затем в ответном слове: «Дивны Дела Твои Господи! Мог ли я, босоногий мальчишка-бедняк Буковины, работавший у богатея, помыслить о том, что встречу такую дату своей жизни в кругу столь уважаемых, высокообразованных людей!»
Губернатор Харьковщины М. Добкин в кратком приветственном слове Конференции, последовавшем за оглашением послания форуму от Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, сообщил, что в Харьковской области приходы УПЦ составляют более половины всех религиозных организаций, а прихожане УПЦ — 95 % всех верующих региона, что за 20 лет нашей Церкви передано более 60 храмов, построено 67 новых церквей, а в настоящее время в области строится около 50.
Сказал о духовности, от имени Харьковского городского головы Г. Кернеса, и заместитель мэра И. Терехов, в частности, напомнивший, что 22 августа 2010 г., в канун Дня города, на Свято-Александровской площади был открыт памятник священномученику Александру, архиепископу Харьковскому.
Власть и церковь — два взаимодополняющих института. Без профессионального управления не будет роста экономики и благосостояния, а без морали и веры не будет самого человека», — подчеркнул в приветственном слове И. Терехов.
Ректор Харьковского Национального университета им. Каразина В. Бакиров проникновенно подчеркнул роль владыки Никодима в духовной жизни Слобожанщины, напомнил об истории университета, о том, что его закончил святитель Иоанн Максимович (единственный выпускник, причисленный к лику святых, тогда как с Харьковским университетом связаны имена трех Нобелевских лауреатов), объединивший своим подвижничеством три континета: он — архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский, епископ Парижский, создатель Голландской Православной Церкви. Ректор Бакиров напомнил также, что университетскую Антониевскую церковь расписывали Боровиковский и Венецианов. Ректор Бакиров выразил уверенность в плодотворности сотрудничества Церкви и ученого мира Украины.
На пленарном заседании конференции был презентован герб Харьковской епархии. По словам декана исторического факультета ХНУ им. Каразина, доктора наук С. Посохова, представившего герб публике, над созданием этого геральдического символа ученые, художники и священники трудились около полугода.
Главный элемент герба Харьковской епархии УПЦ представлен в виде итальянского рассеченно-пересеченного овального щита, имеющего золотую кайму. Поле щита имеет два цвета: зеленый, в церковной православной символике напоминает о зеленой мантии, одном из знаков Патриаршего достоинства, и голубой, Богородичный, символизирующий величие, чистоту, милосердие, цвет мантии митрополита. На верхней зеленой части щита изображен нательный крест, найденный при раскопках древнего Донецкого городища (ныне входит в южную окраину Харькова, близ с. Карачевка).
В нижней части зеленого цвета щита изображена виноградная лоза. На грозди 27 ягод — число, соответствующее количеству районов Харьковского региона Образность эта связана и с библейской виноградной лозой. На третьей, верхней голубой части щита изображен белый орел — символ духовной власти. На четвертой, нижней голубой части щита изображен омофор — верхняя часть архиерейского облачения, надеваемая на плечи как напоминание о том, что этот служитель церкви должен постоянно помнить о заблудшей пастве. В образе омофора есть отсыл и к главной молитвенной святыне Харькова — Покровскому монастырю, на территории которого и проходила конференция. Щит увенчан архиерейской миртой. Щитодержатели — святитель Мелетий (Леонтович), архиепископ Харьковский, и священномученик Александр (Петровский), архиепископ Харьковский, считающийся покровителем Харькова. Под щитом расположена девизная лента со словами «Вера и разум». Под таким названием в конце XIX в. в Харькове начал издаваться первый философско-богословский журнал в Россиийской империи, где публиковались лучшие умы Отечества. В середине 1990-х владыка Никодим возродил издание журнала.
Владыка Никодим призвал Божие благословение на участников Конференции.
Сами за себя говорят и названия секций, работавших в аудиториях Харьковской духовной семинарии: Проблема формирования духовно-ценностных ориентаций современной молодежи; Духовность и православная культура. Христианская этика в формировании моральных качеств личности; Образование как источник духовного развития личности. Анализ наследия знаменитых педагогов в контексте духовного воспитания; Влияние социальных факторов на духовно-нравственное воспитание детей и молодежи; Современная семья как центр духовного воспитания.
Понятно, что темы — вза02-2878676575655011.jpgимопересекающиеся, потому и некоторые докладчики постарались выступить на нескольких секциях. Автору этих строк довелось принять участие в работе первой секции, посвященной проблемам формирования духовно-ценностных ориентаций современной молодежи. Работу здесь возглавил известный в совеменном православии иерей, кандидат юридических наук, полковник в отставке, проректор по научной работе Белогородской православной духовной семинарии, доцент социально-теологического факультета БелГУ, член общественной палаты Белгородской области, член Эспертного совета при Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Белгородской области Андрей Хвыля-Олинтер, на пленарном заседании выступивший с актуальным докладом «Обеспечение духовной безопасности молодежи». Проблема эта в сегодняшнем мире особо актуальна, поскольку потеря национальной и личностной самоидентификации во времена промывания мозгов с помощью современных СМИ и Интернета остро стоит на повестке дня. И главная линия обороны — это по-прежнему «семья и школа». Свято место пусто не бывает, и если на месте коммунистической идеологии образовался вакуум, то он стал стремительно заполняться враждебной нашим ценностям пропагандой. И сегодня именно Церковь, как водилось в далекие времена, становится духовным водителем поколений. Между прочим, в Белгородской области недавно принята Программа духовной безопасности. Позитивное начинание, поскольку с духовной безопасности личности начинается национальная безопасность государства. И если согласиться (а возразить нечего) с мыслью о том, что Русский мир проиграл холодную войну, и даже потерял в своих ментальных рядах «полтора поколения», то сейчас впору опомниться и начать активно противодействовать внешнему, да и внутреннему разрушающему проникновению врага. Отец Андрей завершил сообщение цитатой из М. Е. Салтыкова-Щедрина: «Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего, ко всему, кроме судеб пущенного им в оборот алтына».
А работа секции началась с выступления М. Снитко, аспирантки института психологии и социальной педагогики Киевского университета им. Б. Гринченко, рассказавшей о негативном влиянии Интернета на формирование ценностных ориентаций современных подростков. Проблема известная. Однако к Интернету можно подойти и с другой стороны. Тему подхватил литературный соредактор журнала «Введенская сторона» (Россия), писатель С. Минаков (Харьков), который рассказал о художественном журнале для детей, родителей и педагогов, издающемся в Старой Руссе, печатающемся в Санкт-Петербурге, распостраняющемся по всей России и странам СНГ. Существует и Интернет-версия издания, и именно высокую эстетику, лучшие мировые и отечественный образцы изобразительного искусства и литературы предлагает журнал детям и взрослым. Важно все же, кто именно, с какой установкой, какой духовной позицией предлагает эстетический «продукт». Журнал «Введенская сторона», и это ясно из названия, опирается на православные ценности. Крайне важно, подчеркнул писатель, в современном подвижном мире использовать в позитивном качестве при работе с детьми и молодежью современные формы воздействия и воспитания: Интернет, визуальные продукты культуры. Показав собравшимся журнальные образцы разных лет, писатель продолжил тему сильного влияния визуальных «опорных знаков» на воспитание и продемонстрировал свою книгу, альбом «Храмы великой России» (Москва, 2010), полностью построенный на преобладании иллюстративного ряда. Завершил выступление харьковчанин сообщением о начале патриотического культурологического проекта «Харьковская цивилизация», который он осуществляет вместе с писателем Ю. Г. Милославским (Нью-Йорк) и который уже одобрен Харьковскими областными и городскими властными структурами. С частью инициатив проекта — по увековечению в Харькове памяти великих православных подвижников Слобожанщины — писатели накануне конференции обратились к Высокопреосвященнейшему Никодиму.
Нельзя не согласиться с принятым Обращением форума к президенту, Правительству, органам местного самоуправления и гражданам Украины, в котором концентрированно говорится о том, что современное общество потребления формирует человека с низкими духовными потребностями и размытыми нравственными ориентирами, что особую тревогу вызывает нынешнее подрастающее поколение, интеллектуальный, культурный и нравственный уровень которого сегодня вполне можно рассматривать как угрозу национальной безопасности Украины. А ведь основу стабильного развития общества составляют, прежде всего, личности с высоким уровнем духовной культуры, который должен формироваться на всех этапах воспитания и образования – от детского сада до ВУЗа. Лишь воспитание подрастающего поколения на основе традиционных духовных и культурных ценностей позволит обеспечить успешное развитие страны, сберечь и укрепить институт семьи, преодолеть демографический кризис, расшатывание моральных устоев, прекратить деформацию традиционных для нашего народа ценностей, остановить забвение богатых культурных традиций, вырождение института семьи, рост алкоголизма, курения, игровой и нарокозависимости.
Семья, школа и Церковь — вот, по мнению инициаторов форума, три основных столпа, три системы, на которых зиждятся базовые ценности нашего народа.
Между прочим, с 1 сентября 2011 г. в харьковских школах, начиная со вторых классов, начнется преподавание предмета «Основ православной культуры Слобожанщины», что должно поставить заслон внешним влияниям на души подрастающих поколений. Для этого Харьковский национальный университет и Харьковская академия непрерывного образования организовали специальные курсы подготовки педагогов. С инициативой разработки и внедрения аналогичного курса («Православная культура Украины») в школах всей страны участники форума выступили в резолюции Конференции.
Интересны предложения Конференции о создании Всеукраинского Интернет-портала по духовному воспитанию подрастающих поколений, о проведении Всеукраинских олимпиад для школьников и студентов по основам православной культуры, о необходимости обращения в Верховный Совет Украины с просьбой разработать и принять целостную Концепцию развития детского телевидения страны и т.п.
Во второй день работы участники форума съездили в Куряжскую воспитательную колонию им. А. С. Макаренко, располагающуюся на территории Куряжского монастыря под Харьковом, в советское время прославившуюся педагогическими успехами Антона Макаренко, работавшего с беспризорниками. Нынче это колония для малолетних правонарушителей. Обратим внимание на малоизвестный факт: в Куряжском Преображенском монастыре, основанном в 1663 г., в начале ХХ века о. Иоанн Кронштадтский сказал М. Горькому Евангельские слова: «Не искушай меня, Сатана».
А чем заняты воспитываемые? Как указано на сайте колонии, «продукция: насосы; проволока колючая; ящики деревянные». Хорошо, что размышляя на темы веры и разума, подводя итоги форума за круглым столом «Духовность и православная культура», участники конференции не позабыли об этих детях, начавших жизнь не с высот, а с социальных и духовных проступков.

 

Михаил Хусточка

Архив газеты "Русь Триединая", Харьков, 2011