ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - РАЗМЫШЛЕНИЯ О СЛОБОЖАНСКОМ ВОЙСКЕ
Поиск

1RusTriedin_2010_2.jpgВ последнее время все большую озабоченность вызывает не только количество «самостийных» казачьих организаций (иногда уже не имеющих ничего общего с классическим казачьим движением), но и раздробленность этих формирований. Казалось бы, при однотонности казачьего субэтноса - откуда эта разобщенность?
А причины есть!!! Их можно условно разделить на внешние и внутренние. По-разному действуют они, по-разному сочетаются, но итог, увы вполне ощутим: нет единства в наших рядах.

 

… грядет проклятый бес разлуки
и снова дань свою возьмет…
Итак, внешние причины: исторические, административные, религиозные…
Из истории мы знаем о существовании «трех ветвей» казачества: гетманское (реестровое), запорожская вольница и слободские полки. О том, как и кто использует эти «брэнды» мы говорим ниже. Вернемся к причинам.
Административная составляющая заключается, прежде всего, в отсутствии закона о казачестве, как и вообще - заинтересованности в казачестве государства. Повторюсь, отсутствие закона — это далеко не единственная беда. И, даже, если закон появится, каким он будет и как отразится на судьбах людей, — еще большой вопрос…

Религиозная - наиболее эксплуатируемая сегодня тема (она же и наиболее тривиальная). Издавна казачество рассматривалось как воинство Христово», исключительно в плане приверженности канонической Православной вере. Мы помним множество выдающихся произведений искусства, а также исторические факты, где казачество блюло веру христианскую против «бусурманов», «ляхов» и т. п., не придавая значения отдельным событиям и фактам противоположного свойства.
Рассуждая о казачестве и рассматривая его сквозь даль веков, можно оперировать различными допущениями и наклонениями(вплоть до сослагательного «а если бы…»), но вот казачество вновь появилось из небытия и на исторические вопросы мы теперь должны отвечать не из кабинетной тиши, а непосредственно из гущи разбуженной массы.
С возрождением национального самосознания общественность вспоминает и о казачестве. С 1989 г. под крылом и идеологическом контексте диссидентства, а затем — и РУХа, стали возникать самодеятельные казачьи группы. Вольные и «незалежные» они к 1990 г. инициировались как общеукраинское движение, взяв название «Украинське Казацтво». Само собой разумеется, подразумевалась единая организация «на все времена». Да не тут-то было. Лукавый раздора еще покажет, как тенденция материализуется в организацию, а та в свою очередь, под воздействием упомянутых внешних и зреющих внутренних причин, претерпит целый ряд разрывов и расколов…
Поскольку качество действует в правовом поле Закона об объединениях граждан, тогда (еще до издания Указа Президента «О возрождении исторических и культурных традиций казачества») никаких ограничений для создания какой угодно организации не существовало.2RusTriedin_2010_2.jpg
Новое, достаточно экзотическое движение стало быстро набирать популярность. Парадоксально, но факт: первой откликнулась и реально поддержала новинку украинская диаспора (Канада, Германия и др.). Диаспора выделила средства, она в какой-то момент пыталась оказывать идеологическое влияние на украинское Казачество через его лидеров (Мулява, Билас).
Но, поскольку средства, пришедшие из вне, буквально «растворились» в Украине (причем, без видимой пользы) интерес и энтузиазм в зарубежье постепенно угас. В Украине, тем не менее, процесс создания местных казачьих организаций шел полным ходом. Вот тут и начали проявляться и усиливаться так называемые внутренние факторы неразборчивость в выборе (наборе) партнеров по казачьему движению, искаженные представления о целях, смысле и высших задачах современного казачества, амбициозность и неуправляемость отдельных лидеров (на всех уровнях), а иногда и самолюбование, успокоенность, отсутствие видения перспективы.
Все это зрело и вырастало и, наконец, в 1999 г. была создана «Спілка Козачих Організацій України». Это и был первый исторический пример разделения и последующего дробления казачьего движения. Подобно взрыву налицо явились все деструктивные факторы: появились новые казачьи громады с явно националистической идеологий, которые заигрывали с каталицизмом, униатством и сепаратистскими течениями в Православной Церкви.
Течения вроде УНА-УНСО всячески демонстрировали пренебрежение определенными правами и ментальностью таких регионов, как Запорожье, Слобожанщина, Центральное Поднепровье и др. Возникли и быстро набрали силу новые «вожди». И вот уже волна размежеваний достигла своего пика. К 2004 г. количество «самостийных» организаций перевалило за двадцать. Запорожцы, сичевики, реестровые, «спрвнії і вірні”, гопаки и черноморцы, и прочая прочая… гетманов в Украине стало аж восемь! Число казачьих генералов подошло к двум сотням (и продолжает расти). Казаки каждой из новых организаций считали себя «самими - самыми», занимались чем угодно, трактовали суть и смысл казачества как угодно и… в глазах народа постепенно превращались в «ряженых».
Для того, чтобы выправить положение, нужен был какой-то рецепт и чей-нибудь личный пример. Согласно юридическому определению: казак -- это гражданин, осознающий себя казаком. Но ощутить себя казаком и даже заявить об этом во всеуслышанье - маловато. Полноценный статус казак приобретает (как и любое общественное существо) в коллективе себе подобных.
Кстати, коллективизм, который проповедовали, насаждали и всячески им гордились, коммунистические идеологи, это не их изобретение. Он —- это одна из глубинных (даже - генетических) черт казачества.
Поэтому свой статус, как юридический факт, казак закрепляет путем вступления в ряды действующего казачьего подразделения, получая честь и право своим служением на благо Родины, подтверждать свою принадлежность к высокому - Казачьему СОСЛОВИЮ (воинов, рыцарей или по восточному -- кшатриев).
Выше говорилось, что многие организации брали для себя хорошо известные брэнды: «Запорожские», «Реестровые», «Днепровские», «Черноморские». А вот Слобожанский остался как бы в тени. Это обстоятельство, а также и то, что в уме наиболее пытливых казаков сложилось убеждение в необходимости «пойти другим путем», привели нас к мысли, что следует прекратить саморазрушительный процесс дробления и взаимного неприятия (не на словах, а на деле) подать пример остальным: КАК все-таки развиваться и жить казачеству в дальнейшем.
Это все приобрело особую актуальность, когда стали создаваться казачьи организации прямо «под выборы» - как обслуга тех или иных политических группировок, когда началось забвение древнейших казачьих традиций в угоду не в меру амбициозным, казачьим лидерам (упразднение института Старейшин, отказ от опоры на общественные течения (женщин-берегинь, молодежи-джур и др.).
Поэтому в 1997 году двенадцать человек (в том числе - и автор этих строк) из разных казачьих организаций собрались и решили: создать еще одно казачество, но - с учетом всех ошибок прошлых лет. А главное - развивать свое детище до уровня (в количественном и качественном отношении) влиятельной социальной силы.
Приведу имена «отцов - основателей»; люди разные по возрасту, характерам, социальному положению, но едины в одном: казачество (как уже признанный субэтнос) должно жить развиваться, и как несомненная элита общества. В этом святом для нас деле трудились и трудятся: Николай Павлович Важинский, Василий Михайлович Шамаев, Валерий Семенович Тарасенко, Михаил Иванович Куцевой, Валерий Григорьевич Никулин, Петр Михайлович Воронцов, Николай Андреевич Богдан. И уже окончившие свой земной путь: В. А. Слабыня, Г. И. Никулин, А. И. Гетьман —- вечная им память…
Отдавать всего себя великому делу — вот, пожалуй, одна из главных черт первопроходцев. Как известно, казачье войско подразделяется на: сотни, курени, полки (коши), округа (паланки) и собственно Войско. Рост из одного качественного состояния в следующее, более высокое, — процесс не короткий и не легкий. И рост этот был бы немыслим без увлеченного, самоотверженного труда множества казаков, которые являют собой наш «золотой фонд».
Конечно, бессмысленно здесь перечислять весь реестр почти полуторотысячного коллектива, но не могу не упомянуть тех, кто на разных стадиях развития Слобожанского Войска привнес достаточно для того, чтобы благодарное Отечество не забыло их никогда. На этапе создания куреня: А. И. Чернолихов, В. Г. Перемотин (ныне, увы, покойный), С. И. Мишнев, В. А. Перфилов и другие На этапе создания Полка: В. М. Кузнецов,С. Н. Сребницкий, А. М. Захарчук, В. М. Штых, В.Д. Бойник, В. А. Красюк, С. А. Шкавро, И. В.Ягодка, А. А. Литовченко, В. П. Устименко и другие. На самом сложном этапе —- окружном (Спілка Козачого Відродження): А. А. Скрипка, А. А. Федосов, В. Н. Костенко, Н. В. Стручковский, А. М. Хиль, О. М. Хиль, А. П. Глаголев и другие.
Этап разворачивания Войска приходится на весьма непростое время: социальная, экономическая и политическая обстановка в Украине напряжены как никогда. Народ бедствует к власти рвутся «цветные» буржуазные силы, проповедуя свободу (читай—произвол), священную собственность (читай—дерибан), новые моральные ценности (читай–власть чистогана) и т.д.
В этой смуте, наши единственные повадыри —- совесть, упорство, надежда и вера в неизбежное торжество истинных человеческих ценностей. Всегда и особенно сейчас всё зависит от подвижничества и воли лучших представителей нашего движения и наших лучших Атаманов, это: Юрий Борисович Лапшин, (принявший на себя почётную, но тяжёлую общественную ношу, его вольная и стремительная душа, уделяет время каждому вопросу, а это требует времени и душевных сил), Алексей Васильевич Дронов, Сергей Викторович Аксёнов, Александр Терентьевич Лемешко, Сергей Николаевич Дериволков, Валерий Владимирович Коротенко, Р.П. Руденко, Е.В. Холодняк и другие.
Благодаря заботе и вниманию наших Старейшин: В.М. Шамаева, П.Т. Страхова, А.В. Вачковского, С.В.Анфёрова, О.Н. Гончарова и других, мы приобщаемся к мудрости старшего поколения. Особой признательности заслуживают родные наши женщины казачки Берегини, чьи красота, любовь, забота, ласка сопровождают казака от рождения до могилы. Образ каждой из них в наших сердцах сравним сликом Ангела-хранителя, распростершего свои крылья над нашими непокорными головами. А.Я. Бова, О.Л. Колесникова, Т.И. Ищенко, Л.И. Шантурова, С.С. Срибная, Т.И. Бутенко, О.Н. Переславская, И.В. Лапшина, И.Н. Суботкина и многие другие. С особым чувством казаки принесли к их ногам 8 марта цветы, слова любви и благодарности, наилучшие пожелания и поздравления.
И, конечно же, наши успехи были бы немыслимы, если бы не воодушевлял нас простирающийся над нами Омофор Спасительницы нашей Пресвятой Богородицы, отеческий взгляд и молитва душепастыря нашего Отца Ярослава, настоятеля Храма Усекновения главы Иоанна Предтечи.
В своих исканиях мы не одни. Рука об руку идут с нами Войсковые товарищи Атамана, руководители дружеских организаций (их около тридцати) все те, для кого Родина не пустой звук и чья активная жизненная позиция помогает всем нам на пути ко всеобщей победе: Вячеслав Иосифович Качанов (Атаман Гвардии Украинского Казачества) стоит в этом ряду на особом почетном месте. Так же, как и мы он мечтал о построении нового, более дружного казачьего содружества, много сил и энергии отдал созданию организаций областного, регионального, общеукраинского и международного уровней. Нельзя не упомянуть также Аксена Семидуба–Старейшину Украинского Козацтва.
Существенный вклад в развитие общего дела вносят также и: Г.П. Дмитренко, С.В. Дергачев, С.В. Моисеев, В.П. Бебешко, П.Н. Свинарь, И.Г. Прокопенко, А.В. Сердюк, С.В. Старжинский, Л.Л. Товажнянский, А.Ф. Марущенко, С.В. Потрашков, А.Л. Дерека, Ю.И. Гапонов, Л.В. Грамин, В.П. Белов, О.Ф. Ларин, В.Ф. Чернай, С.П. Дробина, К.М.Геворкян, Российские Атаманы Курска, Белгорода, Воронежа, учителя и руководители школ, где создаются группы казачат и многие, многие другие…
Построение полноценной самодостаточной организации это цель и великий труд, направленный на развитие, укрепление и процветание государства нашего. Труд, плоды которого, может быть, дано будет увидеть уже нашим детям…
Ещё не завершен путь. Не все стратегические задачи выполнены. Мы знаем, что нет иного пути, чем объединение. И мы его инициируем. Сначала в масштабах Слобожанского Казачьего Войска, а затем, и по всей державе нашей.
ОСТАВИМ РАСПРИ, ВЛОЖИМ САБЛИ В НОЖНЫ, ИБО НЕ МЕЧА ЖАЖДЕТ ЗЕМЛЯ, НО ПЛУГА…
Белый Виктор Ильич генерал-хоружий начальник штаба СКО

3RusTriedin_2010_2.jpg

Святейший Патриарх о возрождении казачества
“Казаки - это очень важная православная часть нашего общества. Согласно казачьему уставу, это сообщество не принимает никаких решений без благословения Церкви”, - заявил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, посещая Александро-Невскую лавру в Петербурге.
“Поэтому, - продолжил он, - очень важно вместе с государством работать для того, чтобы упорядочить казачью общину, чтобы помочь казакам не только одеть свои традиционные одежды, но и облечься в нравственные, духовные традиции своего народа, чтобы действительно было возрождено казачество как не только сила, всегда служившая Отечеству, но и как духовная сила”.
Святейший Патриарх сообщил, что на заседании Священного Синода в Петербурге было принято решение создать синодальный Комитет по взаимодействию с казачеством. Его возглавит наместник Донского монастыря епископ Павлово-Посадский Кирилл.
В октябре 2009 года Святейший Владыка заявил на выездном заседании Совета по делам казачества, что берет российское казачество под “особое патриаршее водительство”.

Архив газеты "Русь Триединая", Харьков, 2010