ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ ВЗГЛЯД УЧАСТНИКА
Поиск

MG_2460.jpgЕжегодно, в конце января, в Москве открываются Международные Рождественские образовательные Чтения. Первый раз это произошло в январе 1992 года. Чтения проводятся под почетным председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и обычно собирают более пяти тысяч участников.
Ежегодно на Чтениях выступают более 300 докладчиков. Лучшие доклады Чтений регулярно публикуются в сборниках докладов.
С самого начала Чтений главная задача была — осуществить тесное взаимодействие между Церковью и государством в области образования и воспитания, ввести в школьных учреждениях предмет “Основы Православной культуры”. Рождественские Чтения стали, таким образом, местом сближения Церкви и общества, науки и религии, духовного просвещения и светского образования.


Для сотен православных священнослужителей и мирян со всей России и из стран ближнего зарубежья Рождественские чтения -- это практически единственная возможность встретиться друг с другом и обсудить наболевшие проблемы. Чтения предоставляют возможность широкого обсуждения многих насущных вопросов, стоящих перед образованием и общественной жизнью нашего Отечества.
Способствуют углубленному осмыслению явлений нашей современной жизни с православной точки зрения, помогают лучшему взаимопониманию людей, стоящих на разных позициях, и открывают пути для их сближения и сотрудничества. Совместными усилиями церковных, государственных и общественных деятелей можно избежать односторонности и ограниченности в суждениях, приступить к разработке общей позиции, базирующейся на фундаментальных ценностях.
Как заявил известный священник, настоятель Леушинского подворья в Петербурге протоиерей Геннадий Беловолов: «Эти чтения -- самое серьезное и масштабное мероприятие в духовной жизни Церкви, не считая, конечно, Поместных и Архиерейских соборов. Безусловно, Рождественские чтения -- больше, чем конференции или просто чтения. Они стали поистине Народным собором, потому что количество участников и география чтений очень большая. Здесь собирается вся Русская Православная Церковь. И поскольку у нас нет формы народного собрания в Церкви, то, по сути дела, эти чтения и выполняют эту функцию... На этих чтениях говорят о самом важном и насущном. По сути дела, мы здесь слышим глас народа», -- подчеркнул отец Геннадий.
Мероприятие открылось торжественным богослужением в храме Христа Спасителя, которое в воскресенье утром, 24 января, совершил патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
25 января состоялось открытие чтений и пленарное заседание в Государственном Кремлевском дворце.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, открывая заседание отметил в своем выступлении: «Роль педагога, его нравственный и профессиональный авторитет имеет ключевое значение в деле формирования человеческой личности. Поэтому в систему подготовки современных преподавателей и воспитателей должно быть включено лучшее из нашего национального и мирового опыта и, не в последнюю очередь, нравственное измерение, созидающее целостную и этически ответственную личность».
В президиуме форума присутствовали митрополиты: Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Беларуси; Крутицкий и Коломенский Ювеналий; Калужский и Боровский Климент. А также видные общественные деятели: председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков и многие другие.
Собравшимся, была зачитана телеграмма Владимира Путина, где отмечалось: «Убежден, что ваша ответственная позиция и огромный опыт призваны сыграть значимую роль в профессиональном становлении, патриотическом воспитании подрастающего поколения, помочь молодым людям обрести прочные знания и, конечно, надежную жизненную, духовно-нравственную опору».
С докладами на открытии Чтений выступили Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, мэр Москвы Юрий Лужков и многие другие.
На открытии Чтений присутствовали иерархи Русской православной церкви, представители органов исполнительной, законодательной и судебной власти, ученые, деятели культуры и широкая общественность.
Докладчики и слушатели чтений представляли различные регионы России, Украины, Белоруссии, Молдовы и страны дальнего зарубежья, в которых проживают соотечественники и расположены приходы Московского патриархата.
26 января там же прошло второе пленарное заседание и концерт, перед собравшимися выступил хор Сретенского монастыря.
В этом году Рождественские чтения посвящены теме "Практический опыт и перспективы церковно-государственного сотрудничества в области образования".
В последующие два дня на секционных заседаниях обсуждался широкий спектр тем: "Катехизация и таинства в Церкви", "Церковь и школа", "Семья в современном мире", "Пути промысла Божия и святоотеческое наследие", "Церковь и общество", "Церковь и культура", "Христианство и наука".
В рамках указанных направлений организованы десятки конференций, секций и круглых столов.
В числе конференций: "Преподавание православной культуры в системе образования", "Духовное и культурное наследие Византии", "Христианство и наука", "Деятельность Церкви и государства по защите общества от алкогольной угрозы", "О чудесах истинных и ложных".
В числе конференций: "Преподавание православной культуры в системе образования", "Духовное и культурное наследие Византии", "Христианство и наука", "Деятельность Церкви и государства по защите общества от алкогольной угрозы", "О чудесах истинных и ложных".
тики России: проблема абортов", " Православие и спорт", "Церковь в информационном пространстве".
За "круглыми столами" участники чтений обсудили профилактику наркомании, процесс передачи церковной собственности и святынь, образ православного священника в современном кинематографе.
О том, что консолидация православных общественных организаций давно назрела, и их общий голос должен быть услышан властями и обществом России обсуждали участники круглого стола «Соработничество православных общественных организаций» под председательством протоиерея Всеволода Чаплина, (председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества). Круглый стол состоялся 27 января в рамках V направления Чтений – «Церковь и общество». Заинтересованные представители православных общественных организаций, которых оказалось раза в три больше, чем рассчитывали организаторы, собрались в Паломническом центре Московского патриархата.
О. Всеволод предложил православным активистам задуматься о координации действий по разным направлениям. По его словам, можно ожидать совместного их участия в таких крупных церковно-общественных акциях, как День народного единства и Дни славянской письменности и культуры. Но главное и самое сложное – продумать механизм общей «оперативной реакции православных общественных организаций на сложные ситуации в обществе».
«Нам надо серьезно и положительно влиять на сферу общественной нравственности», -- сказал о. Всеволод. В качестве положительного примера он привел общественную акцию против введения в России ювенальной юстиции, которая была инициирована одним человеком – присутствующей на круглом столе Татьяной Боровиковой и приобрела большой общественный резонанс по всей России.
«Нам надо серьезно и положительно влиять на сферу общественной нравственности», -- сказал о. Всеволод. В качестве положительного примера он привел общественную акцию против введения в России ювенальной юстиции, которая была инициирована одним человеком – присутствующей на круглом столе Татьяной Боровиковой и приобрела большой общественный резонанс по всей России.
Участники круглого стола откровенно говорили о наболевшем: Выступал представитель Российского Дворянского собрания князь Григорий Гагарин. Представители Союза православных братств (СПБ) и Союза православных хоругвеносцев (СПХ).
Вместе с тем, прозвучали и конкретные предложения. Так, руководитель Союза православных граждан Валентин Лебедев призвал к «прекращению междоусобной брани» в среде православных общественных организаций.
Тема социальной ответственности прозвучала также в выступлении руководителя мотоклуба «Ночные Волки» Алексея Вайца. Он рассказал о планах посещения молодых заключенных. Кроме того, организация собирается продолжить своеобразные акции – «крестные мотопробеги», в частности, совершить еще один 5-тысячный мотобросок на Севастополь в знак солидарности с «нашими брошенными русскими людьми».
Самой насущной сферой взаимодействия православных общественных организаций является военно-патриотическое воспитание, считает сопредседатель движения «Народный собор» Владимир Хомяков. Он предложил ряд направлений работы, которые надо реализовывать безотлагательно: это внедрение православия в семью, образование; восстановление исторической памяти и т.д. В этом же ключе, только более жестко, высказывался экс-депутат Госдумы РФ Николай Курьянович, член СПХ.
На круглом столе прозвучал также ряд других предложений: например, о создании общего Интернет-ресурса православных общественных организаций, о введении института епархиальных кураторов деятельности этих организаций, об объединении усилий в области православного просвещения.
На круглом столе выступили: председатель Центрального совета ООД «Россия Православная» Александр Буркин, атаман Московского областного отдельного казачьего общества Геннадий Сидорин, президент Православного общества «Радонеж» Евгений Никифоров, представитель «Русского общественного движения» Виктор Милитарев, глава Ассоциации православных экспертов и Корпорации православного действия Кирилл Фролов. Слово дали и председателю ХО-ОО «Русь Триединая» Сергею Моисееву, который выступил с докладом, обрисовав работу, которая ведется в Харькове силами общественных организаций.
Поскольку речь на круглом столе велась и о памятных датах, то накануне празднования 65-летия Великой Победы поделился опытом, как по инициативе общественных организаций «Русь Триединая» и Слобожанский выбор» и по благословению Владыки Харьковского и Богодуховского Никодима, 9 мая 2009 года в Харькове впервые по площади перед колонной ветеранов прошел православный священник с иконой Георгия Победоносца.0987651-_2010.jpg
Это придало новое звучание дню победы, ведь победа от Господа. Напомнил собравшимся, что вся война пронизана недвусмысленными символами. Началась она 22 июня 1941 года в день всех Святых в земле Российской просиявших.
Битва за Москву началась в день Святого князя Александра Невского. Окончательный перелом – Прохоровская битва 12 июля 1943 года произошла в день Первоверховных Апостолов Петра и Павла.
Фашистское государство фактически перестало существовать 6 мая 1945-го в день Георгия Победоносца. Но мало кто знает, что в победном 45-м на 6 мая выпало и Пасхальное торжество. А 9-го мая провели официальную капитуляцию.
Парад Победы, как известно, принимал Георгий Жуков на белом коне, который казалось, сошел с иконы его небесного покровителя и прошагал по красной площади, на таком же когда-то восседал римский воин Христов Георгий Победоносец. И эта светлая символика всадника Георгия на белом коне до конца времен останется в памяти нашего народа.
Сейчас в день Победы для нас главным является чествование ветеранов и отдание памяти погибшим. Но, к сожалению ветеранов, становится все меньше и нам видится, что со временем в празднике появится и пасхальное звучание. Он будет символизировать победу русского духа над неверием и милость Творца.
А Образ Святого Георгия Победоносца, защитника нашего Православного Отечества вместе со знаменем Победы будет постоянным участником торжеств.
В этой связи уместно будет отметить 65 годовщину Великой Победы новой традицией и перед парадным шествием по Красной площади пронести икону Святого Георгия Победоносца, это будет дополнением к ежегодной акции «Георгиевская ленточка», ведь далеко не все знают, почему эта лента Георгиевская. Данное событие в свою очередь даст повод комментатору парада кратко обрисовать смысл символики с учетом вышеизложенного, все это будет иметь огромное просветительское значение и выявит духовные корни Великой Отечественной.
На этом фоне очевидным станет неуместность нахождения мумии Ленина в мавзолее. И общественное сознание, таким образом, начнет подготавливаться к его перезахоронению. После доклада через оргкомитет круглого стола передал письменное обращение к Святейшему Патриарху Кириллу.
Судя по реакции собравшихся, идея упала на благодатную почву. Рождественские чтения прежде всего важны тем, что они помогают развивать отношения Церкви и общества, углублять и укреплять связи и взаимопонимание здоровой интеллигенции с духовенством. Постепенно резонанс в обществе увеличивается, и, наверное, как в физике, так и в духовной жизни, настанет момент критической массы, когда благотворные силы сами начнут работать. Пока мы раскачиваем то, что закостенело, формировалось в течение десятилетий -- множество стереотипов, нездоровых комплексов, которые пришли к нам с Запада. Раскачиваем и уверены, что наши действия увенчаются успехом.
Итог конференции подвел Святейший Патриарх Кирилл в проповеди в неделю о Мытаре и Фарисее он обратился и к участникам Рождественских чтений: «Ведь в Храме (Христа Спасителя прим. авт.) стоят люди, которые собрались в Москве для участия в Рождественских чтениях. Люди, которые взяли на себя особую ответственность перед Богом, перед народом, перед Церковью, перед страной, за служение, за созидание тела Христова. И среди вас, как во времена Апостолов многие учителя, а многие благовестники.
Если разбудим духовную силу нашего народа, -- спасем историческую Русь! Сохраним народ наш! Укрепим Церковь нашу!»

 

Ольга Куценко

Архив газеты "Русь Триединая2, Харьков, 2010