ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - МИССИЯ ПАТРИАРХА
Поиск

86.jpgПоместный Собор Русской Православной Церкви избрал митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла шестнадцатым Патриархом Московским и всея Руси. Торжественная церемония возведения на Патриарший Престол (интронизация) прошла 1 февраля. Напомним, что для определения победителя потребовался лишь один тур голосования.
Владыка Кирилл (Гундяев Владимир Михайлович) родился в 1946 году в Ленинграде, его отец и дед были священниками, о чем сам владыка подробно рассказывал: «Господь благословил мне появиться на свет и воспитываться в семействе с твердыми православными устоями. Священниками были и мой отец, и мой дед, причем отец принял священный сан раньше, чем дед. А дед был настоящим исповедником веры и провел многие годы в тюрьмах, лагерях и ссылках. Отец мой, главный механик оборонного предприятия в Ленинграде, вырос глубоко верующим человеком.

До войны он был репрессирован, тоже был исповедником, сидел на Колыме, потом строил укрепления во время обороны Ленинграда. В годы войны был военпредом на Горьковском заводе и принимал танки Т-34 перед их отправкой на фронт. Уже после войны, в 1947 году пришел к митрополиту Ленинградскому и попросил благословения на иерейское служение, стал священником». Таков изначальный генезис владыки Кирилла:»Видя пример деда и отца, я в детстве рос в убеждении, что и мне предстоит пострадать за веру, готовил себя к этой судьбе. Я не был пионером, не вступал в комсомол, больше всего боялся стать соглашателем. Но не стал и диссидентом. Прежде всего, потому, что всегда любил свою страну и свой народ. И в советское время я считал, что нельзя делать ничего такого, что могло бы повредить единству народа и пагубно отразиться на судьбе страны».
Вопреки всем обстоятельствам он смог пройти все этапы восхождения будущего Патриаршего Местоблюстителя: в 23 года он стал иеромонахом, в 24 года окончил Ленинградскую Духовную Академию и стал кандидатом богословия, в 25 лет — архимандритом, в 28 лет — ректором Ленинградской Духовной Академии, в 30 лет — епископом Выборгским и заместителем Патриаршего экзарха Западной Европы, в 32 года — заместителем председателя ОВСЦ, в 38 лет — архиепископом Смоленским, в 43 года — председателем ОВЦС и постоянным членом Священного Синода, в 45 лет — Митрополитом... Вдумываясь в эту биографию, понимаешь вдруг, что отношение к владыке Кириллу связано вовсе не с какими-то концептуальными предпочтениями, а с чисто психологическими установками. Кого такая биография восхищает и вдохновляет, тот всегда будет его сторонником, кого же она ужасает и вызывает зависть — только того она настраивает против него. И сегодня это заметно наиболее ясно: вокруг фигуры Митрополита Кирилла объединяются люди вовсе не по каким-то политическим, идеологическим или богословским критериям, а только по элементарному желанию работать в Церкви и работать с Церковью. Это обстоятельство объясняет очень многое.
Отметим, что митрополит Кирилл становится Патриархом в не самое простое для Русской Православной Церкви время. На Украине вынашиваются планы создания «поместной церкви», которая была бы независима от Москвы. Уже после распада СССР политические силы на Украине взяли курс на конфронтацию с Россией. В 1992 году в Киеве состоялся так называемый «собор», на котором часть религиозных деятелей Украины, выступающих за независимость от Москвы, провозгласила создание так называемой «украинской православной церкви киевского патриархата», которую РПЦ не признала. В последнее время украинские церковные сепаратисты активизировались и прилагают серьезные усилия для того, чтобы добиться признания у мирового Православия. Мало того, предпринимаются попытки оказать давление и на Украинскую Церковь Московского Патриархата, для того, чтобы отделить ее от Москвы. Так что новому Патриарху придется столкнуться с очень серьезной проблемой укрепления единства Русской Православной Церкви.
Доминирование Русской Православной Церкви на постсоветском пространстве вызывает явное раздражение оппонентов России, некоторые из которых, например известный идеолог англо-саксов Бжезинский, называют русское Православие врагом №1 для США.
А известный европейский «кремленолог» Ален Безансон утверждает, что «международное коммунистическое движение сейчас ликвидировано, его в определенной степени заменила духовная сила — это государственная Российская Православная Церковь. Она сохранила мощное средство давления на то, что в России называют «ближним зарубежьем, то есть на Украину, Беларусь и некоторую часть прибалтийских стран. Она позволяет влиять на православную дугу Европы, на Грецию, Румынию, Болгарию и Сербию». А его киевский коллега Владимир Еленский констатирует — «Епископат и значительная часть клира Русской Православной Церкви постоянно подчеркивают противоестественность раздела СССР и являются одной из самых последовательных и влиятельных сил, отстаивающих реинтеграцию восточнославянских народов в единый государственный организм».
Противники России придают вопросу расчленения РПЦ колоссальное значение, вкладывают огромные политические и информационные ресурсы.
Но, видя бесперспективность лобовой атаки против РПЦ, которая ее только консолидирует, ее противники пошли другим путем.
Можно было подумать, что это внутреннее дело православных церквей, если бы одновременно с этим Соединенные Штаты не развернули информационную войну против Русской Православной Церкви. И главной мишенью для дискредитации был выбран нынешний патриарх, а тогда еще Смоленский и Калининградский митрополит Кирилл.
Статья «Возвышение митрополита Кирилла» тогда появилась во влиятельной американской газете «Вашингтон Таймс» (номер от 25 января 2005 года).
Опус достоин внимания потому, что «Вашингтонский ЦК» впервые открыто провозгласил митрополита Кирилла своим врагом. Ему прямо инкриминируются вредные для США проекты. Приведем выдержки из скандальной публикации в «Вашингтон Таймс»: «Митрополит Кирилл играл ключевую роль в разрешении конфликта вокруг проблемы по поводу подчинения православных церквей в Эстонии, добивался восстановления отношений с Русской Православной Церковью за границей, а также представлял Москву на многих международных религиозных мероприятиях. Сегодня перед Кириллом стоят новые задачи и в России, и за рубежом. Он наверняка возглавит борьбу за то, чтобы после «оранжевой революции» на Украине украинские православные приходы не стали переходить из-под юрисдикции Московского Патриархата к украинским православным иерархам или Патриархату Константинополя. Одновременно митрополит продолжит свою кампанию за усиление роли Православия в жизни россиян и ограничение деятельности в России миссионеров нетрадиционных религий, особенно католиков... Посему деятельность этого церковного иерарха, который намерен еще энергичнее орудовать духовным мечом и щитом в России и на Украине, заслуживает самого пристального внимания», — пишет «Вашингтон Таймс». В этой статье Вашингтон открыто заявляет о своих целях, не прячась за московских и киевских грантоедов.
Вашингтон прямо провозгласил, что после «оранжевой революции» стратегической задачей является расчленение Московского Патриархата как последней единой структуры исторической Руси.
Кроме того, устами газетчика Вашингтон заявил, что США не нравится восстановление единства Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. С именем митрополита Кирилла Вашингтон прямо связывает вопросы сохранения единства Русской Церкви на всей ее канонической территории и восстановлении единства с Зарубежной частью Русской Церкви.
Но, не смотря на козни, сейчас началась великая эпоха расцвета Русской Церкви. Стоят глобальные, вселенские и общенациональные задачи — возвращение в лоно Православия нашего народа, проповедь Православия всему миру. Это тот самый расцвет, который предсказывали старцы, молитвенники и святые XX века. Теперь наша задача стать соработниками Святейшего Патриарха, впрячься в великую церковную православную работу в Великой, Малой и Белой Руси и по всему миру, потому что все западные христиане, которые сохранили хотя бы остатки консерватизма, — это потенциально православные. Патриарх Кирилл способен вернуть многих католиков и протестантов в лоно истинной, Православной Церкви. Впереди огромные церковные дела, огромная миссия, огромный диалог с обществом, в том числе с ее неверующей частью. Церковь во главе с Патриархом Кириллом — это Церковь рассуждающая, Церковь убеждающая, Церковь умная, Церковь миссионерская. Именно Кирилл в сане патриарха не позволит стать Церкви закрытой организацией. Е пойдет по пути изоляционизма к которому призывал мятежный епископ Диомид. Надо ли говорить о том, что главное отличие Митрополита Кирилла — это не только его уникальная открытость и политическое здравомыслие, но и его желание распространять влияние Русской Церкви по всему миру. И это, конечно, не личная прихоть владыки — это естественное следование последней заповеди Христа: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк 16:15).
Очевидно, почему антицерковные секулярные либералы откровенно боятся, что митрополит Кирилл «лезет» на их поле — поле интеллектуального сообщества. Митрополит Кирилл «виновен» тем, что вновь пытается повернуть русское самосознание к Православию и, самое страшное — отбирает у них монополию на вопрос прав человека, возвращая ему исконное христианское измерение.
Сам святейший патриарх в своих выступлениях подчеркивал, что огромной проблемой современности является отсутствие единого понимания человеческой природы:
«Речь идет об отражении и соотношении в общественной жизни таких базисных характеристик человеческой жизни, как биологическое и духовное измерение, свобода выбора и свобода от греха, материальное потребление и духовное самосовершенствование. К сожалению, в нашем обществе до сих пор нет единства позиции по этим базисным понятиям. По этой причине сохраняется и неопределенность нашего будущего. В этой ситуации Русская Православная Церковь, имеющая видение человека, проверенное веками на опыте, может внести свой важный вклад в созидание общественной жизни через диалог с различными силами общества».
Если в XX веке процветала наивная вера во всемогущество материального прогресса, то в XXI веке будущее принадлежит тем народам, которые смогут обеспечить мощное духовно-нравственное осмысление материального развития и адаптировать свою образовательную систему к этим реалиям жизни. А уход Церкви из общественного пространства означает отказ от миссии свидетельства.
Поэтому задача патриарха Кирилла это и содействие формированию будущей православной политической элиты. Все станет на свои места, когда к власти после слома коммунистического режима и эпохи социальных политических потрясений, которая вытолкнет на поверхность людей далеко не самых достойных (эпоха 90-х). придет новое поколение с православным самосознанием, и они своей жизнью будут воплощать формулу деятельного служения Господу. «России нужны свободные умы, зоркие люди и новые религиозные укорененные творческие идеи» говорил по этому поводу русский мыслитель Иван Ильин.
И смысл нынешнего разделения может быть в грядущем синтезе на более высоком уровне. Сейчас распалось советское административно-командное единство, но это лишь в конечном итоге со всей очевидностью выявит и укрепит наше общее бытийное, цивилизационное основание — Веру Православную.
И это будет не песок насилия или выгоды, а прочное, каменное основание Духа Христова который соединяет по настоящему, навечно, а не сиюминутно. Время расточать прошло. Задача вновь обрести этот капитал, который когда-то терпеливо собирался и умножался многими поколениями наших предков.
Каждый патриарх соответствует духу времени, в которое он призван служить. Начнется лето Господне благоприятное весна миссионерская, патриарх Кирилл соберет вокруг Русской Церкви все то, что живет и движется, все, что мыслит, существует и действует.
Мы знаем, что еще в XV веке сказал старец Филофей о вселенской миссии Москвы как хранительнице истинной веры: «Два Рима падоша, а третий устоит».
То есть Рим, а потом и Константинополь потеряли православный Символ Веры. И лишь Москва, будучи в этом смысле Третьим православным царством окажется, способной отстоять его перед всевозможными вызовами, и как сказано старцем Филофеем: «четвертому не быть!»
Православная Церковь, сохранившая на протяжении тысячелетий объективную истину, отображенную в словесной формуле Символа Веры, (лишь по этому обращению ежегодно возжигается Благодатный огонь в Иерусалиме), гарантирует человеку возможность быть в этом мире по-настоящему счастливыми, только верой можно решить жизненные проблемы. И Церковь, очевидно, начинает справляться со своей миссией. Ведь нет большего счастья для человека, чем обретение истинной веры и нашедший ее вслед за Апостолом Павла сможет дерзновенно воскликнуть «Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение». (Флп. 1, 21)

 

Сергей Моисеев

Архив газеты "Русь Триединая", Харьков, 2009