ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ
Поиск

photo8880jpg.jpgПервый храм Благовещения Пресвятой Богородицы построен в Харькове не позже 1655 года на том же месте, где стоит нынешний собор. Тогда это место называлось «Слобода Залопань», так как находилось за пределами Харьковской крепости, за рекой Лопань. Он был одним из первых храмов города.
Храм был деревянным, трехглавым, построенным в архитектурных традициях Слободской Украины 17 века. В 1738 году он сгорел. На его месте был сооружен другой храм, тоже деревянный, точная копия предыдущего.


«По описи, составленной в 1775 году, — пишет архиепископ Филарет (Гумилевский), — храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы деревянный, с тремя главами, вместо ограды обнесен тыном, колокольня рубленная, деревянная».
В 1789 году на его месте по проекту архитектора П.А. Ярославского заложили новый — каменный однопрестольный храм в стиле раннего классицизма. Храм освятили 8 октября 1794 года.
В 1836-1839 годах при святителе Мелитии (Леонтовиче) однопрестольный храм расширили, пристроив к нему два придела: во имя св. великомученицы Варвары и св. великомученика Иоанна Воина.
В 1844-1846 годах был произведен капитальный ремонт храма, и в нем установили новый дорогой иконостас.
Среди других приходских храмов Благовещенский выделялся вместительностью и богатством. Он был известен первым случаем благотворительности со стороны купечества по всей Российской империи. Купец А.Д. Скрыпников, будучи старостой храма на протяжении 13 лет и попечителем строительства приделов, вложил в строительство и украшение храма 8 тысяч рублей. Узнав об этом, император Александр 1 велел опубликовать этот пример во всех губернских ведомостях России.
С 1846 года Благовещенский храм постепенно приобретает статус собора.
Приход увеличивался, храм уже не вмещал всех верующих. В 1858 году его немного расширили, а в 1887 году было решено построить рядом новый храм, чтобы старый разобрать по окончании строительства.
Первоначально мысль о постройке нового храма возникла в узком кругу именитых прихожан, близко стоявших к интересам и жизни Благовещенского прихода. 22 ноября 1887 года был организован строительный комитет и составлен подписной лист для сбора средств на строительство. По нему было сразу собрано 34 тысячи рублей.
Как и предыдущий Благовещенский храм, собор воздвигался и украшался на деньги жертвователей, в первую очередь купцов и не только Харьковских, но и из других городов. Создание храма обошлось в 400 тысяч царских рублей.
Закладка нового величественного храма состоялась в год 900-летия крещения Руси — в 1888 году. Его строительство продолжалось 13 лет. Храм строили в прямом смысле всем миром, всем народом. В то время кирпичные заводы находились на другом берегу Лопани, моста через реку не было, были только кладки, по которым не могли проехать телеги, подвозившие кирпич. С одного берега на другой каждый кирпичик передавался из рук в руки по живой человеческой цепочке, а на постройку понадобилось около 7 миллионов кирпичей! Так изначально здание собора было согрето теплом человеческих рук и чувством причастности к большому, богоугодному делу.
Храм был освящен 14 октября 1901 года. В этом же году собор посетил святой праведный Иоанн Кронштадский. Он был поражен величием вновь возведенного храма.
Собор построен по проекту архитектора Харьковского Технологического института М.И. Ловцова в стиле, сочетающем элементы древневизантийской, древнерусской и готической архитектуры, получившим название эклектики. Ловцову удалось создать храм уникальный не только по архитектурному облику, но и по конструкции.
Храм стоит в пойме реки, где почва была болотистой. Пришлось соорудить огромное освование из свай, на котором потом возводились мощные стены трехметровой толщины.
Фасады храма отделаны наподобие византийских построек горизонтальными полосами кирпичной кладки, чередующимися с отштукатуренными поясами.
К храму примыкает высокая ярусная колокольня, напоминающая по силуэту готические соборы. Высота колокольни 79 метров, еще 8 метров — высота креста. Как говорят архитекторы, она зрительно «держит» на себе весь Подол. Выше нее в Харькове только колокольня Успенского собора.
Внутренняя отделка храма отличалась большой пышностью. В центральной абсиде помещался пятиярусный иконостас из белого каррарского мрамора, украшенный византийским орнаментом с позолотой (изготовлен московским мастером В.И.Орловым). 29 икон иконостаса были написаны на цинковых досках художником Санкт-Петербургской Императорской академии художеств А.И.Данилевским. Иконы боковых иконостасов -– кисти московского художника М.Д.Михайлова. Стены расписаны талантливыми харьковскими художниками Святченко и Марченко. На многих иконах были серебряные ризы, подсвечники из серебра замечательной работы.
С 3 июля 1914 года Благовещенский храм официально возводится в степень городского собора.
Страшные времена надругательства и разрушения пережил собор, как и вся Церковь Христова, в советские годы.
В 1923 году во время кампании по изъятию церковных ценностей собор был буквально ограблен. Древние иконы бесследно исчезли, до сих пор неизвестно, где находится мраморный иконостас.
Сам храм в 1921 году был передан Украинской автокефальной церкви, а позже — одному из раскольничъих движений. В 1936 году все службы в храме были прекращены.
В правом приделе было мужское общежитие, в левом –- женское. Подвальные помещения нижних храмов использовались под овощные склады центрального рынка.
Только в 1943 году в полуразрушенном соборе состоялась первая за многие годы каноническая служба. С 1946 года Благовещенский собор стал кафедральным собором Харьковской епархии, и все важнейшие события в духовной жизни города и страны находят здесь свое отражение.
За время бедствий многие иконы и росписи собора были утрачены навсегда, но даже то, что сохранилось и удалось восстановить, позволяет говорить о том, что Благовещенский собор не только духовный центр города и епархии, но и памятник культуры.
Многие росписи нынешнего убранства собора позаимствованы из Московского храма Христа Спасителя -– кафедрального собора России, из Владимирского собора Киева, который тоже был построен к 900-летию Крещения Руси. Орнамент внутреннего убранства храма частично позаимствован из собора Святой Софии в Константинополе (нынешний Стамбул), частично — из рукописей, находящихся в библиотеке монастыря св. великомученицы Катерины на горе Синай.
В алтаре находится роспись, сделанная по рисунку знаменитого русского художника Васнецова — Евхристия. На своде колокольни на плафоне — величественный образ Богоматери с Младенцем его же работы. Есть росписи известных художников — Маковского и Верещагина.
Кроме центрального престола в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в верхнем храме есть еще два: в правом приделе — св. великомученика Иоанна Воина — небесного покровителя всех православных воинов, в левом — св. великомученицы Варвары, мощи которой находятся во Владимирском соборе Киева.
Престолы нижнего храма посвящены: святителю Мелетию, Озерянской иконе Божьей Матери и первомученнику Стефану (здесь проходят крещения).
В 2007 году построили новую ограду под стать собору — красавцу. Современный величественный вид храм принял относительно недавно — после 1988  ода, когда прошли празднества в честь 1000-летия крещения Руси. Сейчас трудно поверить, что еще 30 лет тому назад здесь все было иначе.
Уникальность Благовещенского кафедрального собора не только в его архитектурном величии, красоте внутреннего убранства и размерах (он рассчитан на 4000 человек). Собор уникален и по количеству святынь, находящихся в нем. Здесь покоятся мощи трех святых.
Особо почитаемые верующими мощи святителя Афанасия, патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца (ум. 5 апреля 1654 года). Это уникальные, так называемые, сидящие мощи (патриарх был похоронен по восточному обряду сидящим). В Харьков мощи были привезены из Мгарского монастыря в 20-е годы — во время кампании по вскрытию и изучению мощей. Поскольку святитель Афанасий по происхождению — грек, а новой большевистской власти не выгодно было ссориться со всем миром, мощи уцелели. Они хранились в музее Природы до 1946 года. Когда собор стал кафедральным, мощи святителя Афанасия по просьбе Церкви были переданы в храм. Даже в советское время поклониться святителю приезжали верующие из самых дальних уголков Союза. Его нетленные мощи прославились многими исцелениями и чудотворениями.
В 1978 канонизирован святитель Мелетий (Леонтович), архиепископ Харьковский и Ахтырский (ум. 28 марта 1839 года), управлявший епархией в первой половине 19 века и оставивший о себе память гуманиста и бессеребренника. Он был великим православным миссионером и проповедником, ревностным борцом с раскольниками и еретиками. Святитель Мелетий — первый слобожанский святой, канонизированный после революции 17-го года.
В начале 90-годов Церковь начинает борьбу за реабилитацию священников, пострадавших за веру в годы советской власти. В 1993 году был реабилитирован и причислен к лику святых и священномученник Александр (Петровский), архиепископ Харьковский и Ахтырский, принявший мученическую кончину в застенках Холодногорской тюрьмы 24 мая 1940 года.
Мощи святителя Мелетия и священномученника Александра покоятся в особых раках в Благовещенском кафедральном соборе.
Престольные праздники собора:
Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля
Св. великомученицы Варвары — 17 декабря
Св. великомученика Иоанна Воина — 12 августа
Озерянской иконы Божьей Матери — 12 ноября
Первомученника Стефана — 15 августа.
Дни памяти:
Святителя Афанасия — 15 мая
Святителя Мелетия — 15 февраля (тезоименитство), 29 февраля (28.02 в невисокосный год) — преставление
Священномученника Александра — 12 ноября, 1 июня
Лариса Парафило
P.S От редакции:
Каждый город имеет своего небесного покровителя. Широко известно, что Киеву покровительствует Архангел Михаил, Москве — Георгий Победоносец.
Харьков славится кафедральным Благовещенским Собором, воздвигнутым в честь события, которое лежит в основе Нового Завета — Благовещения.
На склоне сквера рядом с Успенским Собором открывается хорошая видовая где не хватает памятника Архангелу Гавриилу обращенному к Благовещенскому Собору. Он украсит наш город, а обретение небесного покровителя окажет благотворное воздействие на харьковчан. Это послужит делу возрождения православной исторической традиции на слобожанской земле, и будет зримым напоминанием о том, что нам нужно просить небесного заступничества, а не только на свои силы полагаться.

 

Архив газеты "Русь Триединая", Харьков, 2008