ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - БРУСИЛОВСКИЙ ПРОРЫВ
Поиск

image4.jpeg.jpg7 — 8 июня 2008 года в городе Луцке состоялась реконструкция важнейшего события Великой Отечественной войны 1914-1917 годов — знаменитого Брусиловского прорыва. Читатель удивится — Великая Отечественная в 1914 году?
Да, читатель, именно так и называли все жители России, независимо от национальности, ту войну в 1914 году. И задача реконструкторов — не только воспроизвести те события, облачившись в форму войск того времени, но и восстановить в памяти народа его историю. Историю так, как она была на самом деле, а не так, как этого хочется некоторым политикам и их заокеанским режиссёрам. Народ, не имеющий исторической памяти — не народ, а масса, которой легко управлять, рассказывая всякие сказки. Ведь империалистической, грабительской и т.д. эту войну стали называть вражеские агитаторы после того, как русская армия добилась немалых успехов на фронте.

Антирусской, антиправительственной агитацией большевиков, финансируемых (теперь это уже не скрывается!!!) из-за рубежа, Германии удалось разложить армию и вывести Россию из войны постыдным Брестским миром.
А в 1914 году народ не «косил» от армии, а массово шёл защищать свою Родину. Была даже учреждена медаль «За отличные труды по мобилизации». И песня «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой» была написана тогда же. А в 1941 лишь заменили пару слов (например «тевтонской силой тёмною» на «фашистской»).
И вот, после удач и неудач начального периода войны фронт стабилизировался, перешёл в стадию позиционной войны. С обеих сторон были сооружены несколько полос заграждений, которые вкупе с глубокими окопами создавали непреодолимое препятствие. Плюс к тому, при подготовке прорыва обороны в одном месте у противников имелась возможность подтянуть резервы. Казалось бы выхода нет.image7.jpeg.jpg
Нужно было искать выход из тупика позиционной войны. И выход этот виделся в прорыве оборонительных позиций. Найти такой выход даже в 1916 г. не удалось никому. Посмотрите: Верден, Сомма, неудачи Западного фронта — 4 армия и 7 армия Юго-Западного фронта в тупике.
Но тупик в пределах Юго-Западного фронта преодолел русский генерал Алексей Алексеевич Брусилов. Началась наступательная операция Юго-Западного фронта.
22 мая 1916 года после предварительной артподготовки, которая продолжалась от 8 до 48 часов, прорыв начался. Наступление русских было неожиданно для австрийцев. Их позиции были сильно укреплены, и командование не верило в возможность успешного русского наступления. Оборона была прорвана в четырех местах, четырьмя армиями.
С первого дня прорыв проходил успешно. Прорвав 16-ти километровый участок под Луцком, уже к 25 мая русские войска расширили его до 70-80 километров и продвинулись вглубь на 25-5 километров. Такого успеха ни немцы, ни Франция с Англией не видели с 1914 года. Один офицер австро-венгерской армии, взятый в плен в начале наступления, сказал на допросе: «Наши позиции неприступны, и прорвать их невозможно. А если бы вам это удалось, тогда нам не остаётся ничего другого, как соорудить грандиозных размеров чугунную доску, водрузить её на линии наших теперешних позиций и написать: «Эти позиции были взяты русскими, завещаем всем — никому и никогда с ними не воевать». (История СССР, VI том, Москва “Наука”, 1968 год.).
Ко 2 июня была разгромлена 4-я австро-венгерская армия эрцгерцога Иосифа Фердинанда. Однако здесь закончились резервы, насчитывавшие 5 дивизий. Кроме того, на помощь австрийцам пришли немцы. Наступление на луцком направлении было остановлено. Без поддержки Западного фронта, который еще и не сдвинул свои войска, и новых частей дальнейшее продвижение было невозможно.
В ходе Брусиловского прорыва русскими войсками была занята территория на 60-150 километров вглубь. Австро-германские войска потеряли при этом 1,5 миллиона человек убитыми, ранеными и пленными, 581 орудие, 1795 пулеметов, 448 минометов и бомбометов (по подсчетам наших современников). Вот что писал об этом сам Брусилов:
— Юго-Западным фронтом было взято в плен свыше 450 000 офицеров и солдат, то есть столько, сколько по всем имеющимся довольно точным у нас сведениям находилось передо мной неприятельских войск. За это время противник потерял свыше 1 500 000 убитыми и ранеными. Тем не менее, к ноябрю перед моим фронтом стояло свыше миллиона австро-германцев и турок. Следовательно, помимо 450 000 человек, бывших вначале передо мной, против меня было перекинуто с других фронтов свыше 2 500 000 бойцов.image8.jpeg.jpg
Центральные державы были вынуждены снимать войска отовсюду. Дивизии шли из Италии, Франции и из-под Салоник. В Галиции австро-германцы потеряли в два раза больше сил, чем под Верденом. Размеры отбитых территорий не идут ни в какое сравнение: 200 кв. км против 25000. Это притом, что на Сомме, где 1 июля началось наступление союзников, французы имели превосходство в живой силе в 4 раза, а по тяжелой артиллерии — в 5 раз.
Русские потеряли 500 тысяч человек, из них 62 000 убитыми. Из-за Брусиловского прорыва только немцы вынуждены переправить на Восточный фронт 30 пехотных и 3 кавалерийские дивизии. В связи с этим были прекращены Верденская и Трентинская операции. Австрийские силы были подорваны. Но война еще продолжалась. Опыт Брусиловского прорыва послужил примером для наступления войск союзников в 1918 году. Благодаря именно этому наступлению, предпринятому как в Западной Европе, так и на Балканах и Аппенинах, и решился исход Первой мировой войны.
Хотелось бы отметить ещё одну особенность. Русское население Галиции встречало войска Брусилова, как своих освободителей, всячески им помогая. Именно русское население, украинцами их сделают позже, путём жесточайших репрессий. Да будет известно читателю, что после отхода русских войск австрийцы организовали несколько концлагерей, куда бросали только русских за помощь русской армии. В концлагере Талергоф погибло более 100 тысяч человек, в лагере Терезин — более 60 тысяч!!! А сколько тысяч австрийцы насильно переселили вглубь империи! Об этих преступлениях «цивилизованной Европы» вспоминать не принято. Но будем помнить о них.
Такова история сражения, которое нам предстояло реконструировать.
В Луцк выехало пятнадцать представителей Слобожанщины из Чугуева, Харькова и Донецка. Специально к этой реконструкции шилась форма частей русской армии, связанных со Слобожанщиной: 4-го Харьковского, 11-го Чугуевского уланских полков и 449-го Харьковского пехотного полка. К чести реконструкторов, нужно отметить, что несмотря на то, что дело воссоздания формы довольно затратное и трудоёмкое, на поле боя наши выглядели не хуже других.
Воссоздать Брусиловский прорыв приехали также реконструкторы из Москвы, Киева, Чехии и Германии. Были, разумеется и местные реконструкторы. Всё мероприятие проходило при поддержке местной администрации, спонсоров и киностудии им. А. Довженко. Пиротехнический цех киностудии предоставил на поле боя две трёхдюймовые пушки времён Первой мировой войны, трёхлинейные винтовки системы Мосина, патроны.
7-го июня, в субботу, мы прибыли в Луцк. На берегу реки Стыр расположился лагерь. Палатки были предоставлены местным военным лицеем. Он обеспечивал и питание бойцов.
В тот же день состоялся смотр. По аллеям одного из парков Луцка реконструкторы прошли парадом и были представлены местному руководству. Один из организаторов шёл перед строем, представлял главе администрации воинские части и называл города и руководителей военно-исторических клубов, которые представляли эти части. Затем прозвучало трёхкратное «ура» воинам русской армии, соответствующие приветствия — армиям противника. На одинокий выкрик озабоченного националиста: «слава героям» организатор ответил, но как-то недовольно-удивлённо: выкрик прозвучал ему в спину.
Затем было свободное время. Местные жители с восторгом и изумлением смотрели на военных, вернувших, пусть и на два дня, далёкое прошлое. В естественном желании сфотографироваться мы им не отказывали и сами вовсю фотографировались с «союзниками» и «врагами».
А на следующий день после тренировок был бой. По оставшимся воспоминаниям участников тех событий, их тоже перед боем хорошо готовили. И, вопреки большевистской пропаганде, хорошо кормили.
Нас учили разворачиваться в цепи, атаковать противника.
И вот бой. Сначала артподготовка. Возле нас вовсю бьют пушки, а перед австрийскими позициями в воздух поднимаются огромные комья земли — пиротехники заложили по 400 грамм тротила, и эффект от взрывов был очень впечатляющим. А потом мы пошли в атаку. Бьют пулемёты с двух сторон, падают «убитые». Солдаты бросаются в проходы, сделанные артиллерией в заграждениях, и вновь разворачиваются в цепь. В какой-то момент австрийским и немецким войскам удаётся отбросить наступающих. Но наступающие русские войска постоянно поддерживались пулемётным огнём. И после дружного «ура» укрепления взяты. Враг сброшен за реку. На мост выходит австрийский офицер и отдаёт свою саблю русскому офицеру.
Победа!
А после боя — построение, фотографии на память, награждение командиров и салют в память тех, кто здесь воевал.
Вот и всё. Сдаём оружие, снимаем форму улан, возвращаемся домой. Впереди – новые бои. И дай Бог, чтобы все они были только мирными.

 

Александр Руднев

Архив газеты "Тайны века", Харьков, 2008