ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - ФИЛЬМ-ПРОПОВЕДЬ
Поиск

g_ostrov_big_001-1-e1475079640274.jpgНациональная кинематографическая премия России «Золотой орел» отмечает пятилетие. Торжественную церемонию ее вручения «Первый канал» покажет 28 января в 15.40. Сенсация: фильм Павла Лунгина «Остров», вызвавший столь горячий зрительский интерес (7 января его посмотрело по каналу «Россия» более 40% телеаудитории), представлен в 9 номинациях из 20 возможных!


Картина уже успела стать настоящим событием некоторых международных кинофестивалей и завоевала признание критики. «Остров» безусловное явление в кинематографе, новый, прежде не опробованный жанр. Это не просто переживания человека, которые заставляют нас размышлять о вере, грехе и прощении… Это фильм — потрясение. Есть такие фильмы, которые влияют на мировоззрение, «Остров» — один из них.
О том, как проходила работа над фильмом, что вдохновило на создание этой картины, создатели «Острова» режиссер Павел Лунгин и сценарист Дмитрий Соболев пояснили на своей онлайн-конференции.
Оказывается, прототипами трех главных героев фильма (о. Анатолия, о. Филарета и о.Иова) послужили сам преп. Феофил Горенковский, Киевский митрополит Филарет Амфитеатров и тогдашний начальник Китаевской пустыни Иов.
Роль отца Иова сыграл Дмитрий Дюжев, кстати, человек верующий. В последнее время даже ходят упорные слухи, что он все-таки решил порвать с актерской жизнью и уйти в монастырь.
Он очень подошел для этой роли, она больше соответствует его внутреннему духу, чем роли бандитов, которые он играл до этого.
Критики обвиняли авторов фильма в спекуляции от искусства, что нельзя играть и изображать духовную жизнь и таинства, но зритель вынес свою оценку.
Проблема покаяния, является основополагающей в православии. И авторам удалось ярко выразить эту идею.
Павел Лунгин: Мне пишут и звонят многие священники, причем не официальные лица, а скромные православные батюшки. Они говорят о том, как они были взволнованы этим фильмом, и смотрели его вместе со своими прихожанами.
Благословение Петр Мамонов получил у своего духовника. Во время съемок с нами был отец Косьма, монах Донского монастыря, и он провел молебен в первый день съемок.
Скажите, как вам в голову пришла мысль создать подобный фильм, когда в стране возрождаются былые традиции языческой Руси?
Павел Лунгин: Именно потому, что в стране возрождаются языческие традиции, нам и пришла в голову мысль сделать христианский фильм. Потому что поклонение «золотому тельцу» — это тоже вечная языческая традиция.
Я верующий человек. Крещенный. Но не воцерковленнный. Хочу еще раз сказать, что это фильм не церковный, это фильм о людях и для людей. Просто мы пытались пронизать его ощущением, что Бог есть, что мы не одни на этом свете.
Скажите, это и есть православное кино? Кто его аудитория — церковные люди или мирские? Атеисты или сомневающиеся? И кто из них, на ваш взгляд, категорически не примет фильм?
Дмитрий Соболев: Мне кажется, что в принципе это фильм для тех людей, для которых что-то значит чувство вины, потому что наличие этого чувства, как и совести, позволяет миру находиться в балансе. Для людей сомневающихся и совестливых, а совесть существует в любом человеке. Поэтому он адресован всем.
Павел Лунгин: Аудитория этого фильма — это мучающиеся люди, те, которые не потеряли надежду найти смысл жизни. Мне кажется, что самодовольные христиане так же не примут этот фильм, как и самодовольные атеисты. Еще Бердяев сказал, что в наше время ему кажется, что мучающийся атеист ближе к Богу, чем самодовольный христианин.
Западный мир стоит перед теми же проблемами духовного тупика и бессмысленности жизни, что и мы. Поэтому фильм был встречен с интересом. И в Венеции и во Франции. Тематика, конечно, не характерная, но когда я видел в наполненном зале Парижа мокрые от слез лица, я испытал огромное волнение. Правда, там было много русских.
А руководство РПЦ определило этот фильм как притчу.
Я считаю, что человек, который не страдал, никогда не разовьет в себе душу. Это, конечно, христианский подход. Буддисты, может быть, посмеялись бы над негармоничностью этого переживания. Но для меня оно является единственной мерой духовной жизни.
Дмитрий Соболев: Сценарий писался как выпускной сценарий во ВГИКе. Сценарий был, с одной стороны, утвержден сразу, но, с другой стороны, в него вносились изменения режиссером.
Фильм снимался в городе Кемь в Карелии, на берегу Белого моря. Оттуда отходят катера на Соловки. Монастырь, конечно, не настоящий.
В Церкви бытовало мнение, что снимать житийные фильмы, не важно, художественные или про реальных святых, — нельзя, так как актеры все равно не смогут сыграть, а режиссеры поставить. Теперь можно с уверенностью сказать, что это не так. Нет ли у Вас планов продолжить работы в этом жанре, например, снять фильм про о. Иоанна Кронштадтского?
Ведь всех поразила игра Петра Мамонова. Такое ощущение, что он играл самого себя?
Павел Лунгин: Да, Мамонов в большой степени играл самого себя. Он действительно не совсем драматический актер. Он какое-то особое явление в этой жизни. Но он может быть и актером, и музыкантом, и может быть художником. Но везде, прежде всего, он будет оставаться Петром Мамоновым.
В его жизни есть много аналогий. Про Иоанна Кронштадтского с Петром Мамоновым в главной роли я, признаться, думал. И скажу даже вещь более кощунственную, думал про Ивана Грозного с тем же Петром Мамоновым в главной роли.
Главный герой «Острова» и не умный и не духовный. Он блаженный. В том смысле, что он такой обнаженный нерв, который подключается к боли этого мира. Его всеведение — это реакция на боль тех людей, которые к нему приходят.
Дмитрий Соболев: Это фильм для тех, у кого есть душа. Иногда мне кажется, что душа — это последнее русское богатство. Фильм «Остров» внеформатный. Он очень не похож на все то, что снимается сейчас для широкого проката. Очень хотелось бы доказать российским продюсерам, что такие фильмы тоже имеют право на существование.
P.S.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II встретился с авторами фильма «Остров». Алексий II вручил патриаршие грамоты режиссеру Павлу Лунгину, сценаристу Дмитрию Соболеву и актерам Петру Мамонову, Дмитрию Дюжеву, Виктору Сухорукову.

 

Ирина Петровская

Архив газеты "Тайны века", Харьков, 2007