ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - ГЕОРГИЕВСКИЙ МАРШ
Поиск

PC090741.jpg9 декабря Святой Православной Церковью празднуется день памяти освящения храма св. вмч. Георгия Победоносца в городе Киеве, который был построен в честь победы над печенегами в 1036 г. великим князем Ярославом Мудрым, получившим при крещении имя Георгий и завещавшим: «творите праздник св. Георгию месяца ноября в 26-й день».
Следуя этой славной традиции, по инициативе Харьковской общественной организации «Институт поддержки культурно-исторических традиций» (ХОО «ИПКИТ») — председатель правления — Владимир Брехунец и Чугуевской городской казачьей общины «Пластунъ» (ЧГКО «Пластунъ») — атаман подъесаул Олег Шакиров . Был проведен ряд мероприятий, посвящённых этому знаменательному событию и получивших общее название «Георгиевский марш».


При информационной поддержке газеты «Тайны века» и при участии членов чугуевских городских общественных организаций: «Станица Уланская Чугуевских казаков Харьковского Землячества Казаков России» (СУЧКХЗКР) — атаман полковник Ганжа Н.Н., «Чугуевское военно-историческое общество» (ЧВИО) — председатель Борисов С.В., Харьковской областной общественной организации «Русь Триединая» (председатель Моисеев С.В.), а также жителей городов Харькова и Чугуева была отдана дань памяти всем воинам «За Веру, Царя и Отечество живот свой положившим, в плену и от ран скончавшимся». Вплоть до 1917 года по всей обширной Российской империи это был так называемый «Кавалерский праздник», во время которого чествовали георгиевских кавалеров, отмечаемый к тому же и как общевоинское торжество Русской Императорской Армии. Более того, это еще был и главный праздник Чугуевского пехотного юнкерского училища, переименованного в 1910 г. в связи с военной реформой в Чугуевское военное училище (ЧВУ). В этот день в 1769 г. Императрица Екатерина II своим указом утвердила Военный орден Великомученика и Победоносца Георгия, вручавшийся за военные отличия. С этого времени орден стал наивысшей воинской наградой в Российской Империи.
В 9 утра над окрестностями слободы Преображенки города Чугуева разнесся погребальный колокольный звон-перебор, призывающий к началу скорбного, но и в то же время торжественного события — заупокойной службы. У надгробия единственного похороненного в Чугуеве командира полка Русской Императорской Армии — 30-го Драгунского Ингерманландского полка — полковника Иллиодора Михайловича Горленко настоятелем храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» УПЦ МП иереем Иоанном Билычем была отслужена панихида по нём и по всем воинам «За Веру, Царя и Отечество живот свой положившим».
С приспущенными императорскими штандартами и казачьими знамёнами были отданы почести русскому офицеру, снискавшему горячую любовь сослуживцев и благодарную память однополчан, на собранные средства которых и был изготовлен этот памятник в 1903 году. На памятной доске изображена христианская эпитафия: «Твой есмь азъ, спаси мя». Не будет лишним отметить, что активное участие в изучении и благоустройстве надгробного памятника И.М. Горленко приняли: научные сотрудники Чугуевского художественно-мемориального музея И.Е. Репина, Свистун Г.Е. и Стафеев С.А. (инициатор проекта благостройства памятника), члены ЧВИО Ковалёв А.А., Харьковский С.В. и Дидок О.В., а также казаки ЧГКО «Пластунъ» и «Станицы Уланской». Кусок торчащего гранита привлёк внимание изучающего наше кладбище А.А. Ковалёва — начальника отдела охраны памятников истории и культуры ЧВИО. Он сразу же сообщил о находке работникам музея, и его сотрудники обратились в Бюро ритуальных услуг с просьбой о проведении археологической разведки на предмет обнаружения рядом с памятником могильного пятна и дальнейшего благоустройства могилы офицера. Директор Бюро ритуальных услуг Чугуевского комбината коммунальных предприятий Николай Викторович Иода любезно разрешил провести все заявленные работы. Разведка дала такие результаты: гранитный памятник массой около тонны находился не на могиле, а был сдвинут в ров, опоясывающий кладбище, попросту говоря, в мусорную яму. Рядом с надгробием археологи нашли осколки стеклянных бутылок, обрывки полиэтилена и одежды из искусственных тканей. В 60-х годах ХХ века этот памятный знак оказался, попросту говоря, на свалке. Могила, скорее всего, была разрушена более поздними захоронениями. И тогда, по благословению иерея Иоанна Билыча, было разрешено перенести и благоустроить памятную плиту на чудом сохранившийся участок кладбища дореволюционного времени. Здесь бы надгробие командира полка находилось бы в соседстве с могилами старшего врача Одесского полка, коллежского советника Тимофея Захарьевича Костомахина, подполковника Косьмы Петровича Гречко и стелой с братской могилы киевским гусарам. Все захоронения датированы второй половиной XIX века и необъяснимым образом сохранились от разрушения в безбожное время ХХ века, в то время, когда уничтожалась всяческая память о дореволюционной Российской Империи.
Силами энтузиастов и на средства ЧГКО «Пластунъ» памятник был перенесён, и устроена пустая могила, так называемый дромос, так как настоящая могила найдена не была. Теперь можно с уверенностью сказать, что русский офицер упокоился, хоть и символически, среди таких же воинов, как и он, а не в мусорной яме на краю кладбища. По окончании панихиды перед присутствующими выступил научный сотрудник музея И.Е. Репина Стафеев С. А. В своей речи он вкратце рассказал о достойном жизненном и доблестном ратном пути Иллиодора Михайловича. На надгробную плиту от членов военно-исторического клуба «3-й Офицерский генерала Дроздовского стрелковый полк» (Добровольческая армия времен Гражданской войны 1918—1922 гг.) ЧГКО «Пластунъ», которые занимаются возрождением традиций и духа Русской Армии, легли живые цветы.
После краткого пешего перехода, под императорскими штандартами и казачьими знаменами, на другую окраину Чугуева, где находится Свято-Покровский собор (бывший полковой храм Чугуевского военного училища и 11-го уланского Чугуевского полка), на мемориальной доске на стенах военного училища — этого славного «Гнезда орлов», (неофициальное название ЧВУ среди воинов Русской Императорской Армии), опять же «дроздовцами» были оставлены две темно-красные розы, в память о юнкерах, которые в смутные годы гражданской войны сумели сохранить честь и достоинство русского офицера.
Далее участники «Георгиевского марша» двинулись к поселку Кочеток, который находится примерно в шести км от Чугуева. До революции вблизи храма иконы Божией Матери «Владимирской» пгт. Кочеток стояли летние лагеря ЧВУ. Несмотря на начало декабря, сам Господь даровал нам благоприятную погоду. Всего за час ходьбы, при ярком солнце и полном безветрии, под песни Белой Гвардии, мы с Божией помощью преодолели этот участок нашего пути. В Кочетокском храме нас встретил его настоятель протоиерей Василий Тацишин, который по нашей просьбе отслужил молебен св. вмч. Георгию Победоносцу и затем панихиду всем воинам «За Веру, Царя и Отечество живот свой положившим, на чужбине скончавшимся и от рук богоборцев убиенным». Во время проповеди о. Василий высказался о необходимости проведения таких мероприятий. Ведь это нужно не только для душ усопших, но и для живых — для воспитания духовно-патриотического чувства у всех присутствующих на них, в первую очередь для подрастающего поколения, молодежи, которая обязана следовать принципу: «Не знающий своей истории не достоин своего будущего». Подойдя к каждому в отдельности, в благословение нашей дальнейшей жизни во благо Отечества, отец Василий окропил нас освященной водой.
Посетив после этого источник в живописной окраине Кочетка, вблизи дубовой рощи, отведав студеной и вкусной водицы, мы отбыли на рейсовом автобусе «Кочеток — Чугуев» в культурный центр «Имидж», где был организован для всех желающих просмотр фильмов «Святой великомученик Георгий Победоносец» и «Забытая война» — фильм о Великой войне (Первой мировой). Председателем общественной организации «Русь Триединая» Сергием Моисеевым был зачитан доклад на тему «Воодушевление — как залог Победы!».
В частности, в его докладе прозвучало: «Воодушевление — это такое состояние человека в экстремальной ситуации, когда он действует, думая не о себе. Воодушевление не только помогает человеку преодолеть страх и адекватно действовать в бою, но и дает доступ к резервным возможностям организма. Воодушевление может возникать как по внутренней мотивации, так и по внешней. Внутренним мотивом являются высшие, духовные чувства.
К ним относятся религиозное чувство, любовь к Отечеству и народная гордость, чувство солидарности (мундира), локтя, стержня, — уверенность в своих силах, обучении, подготовке, вооружении; вера в начальника, спокойная уверенность в своих людях, что они не выдадут; моральное чувство долга, совести, как результат воспитания в семье, школе и воинской части.
Этим чувствам противоборствуют, их побеждая иногда, отрицательные чувства: материализм, выливающийся в крайний эгоизм, шкурничество, чувство самосохранения и страха, пораженчество и трусость.
Для солдата главным источником воодушевления являются действия командира. Яркими образцами военноначальников, умевших воодушевить своих солдат, являются Александр Суворов, Михаил Скобелев, Феодор Ушаков (прославленный Русской Православной Церковью сейчас как святой праведный воин Феодор Ушаков)».
Данное выступление поднимает наболевший вопрос, высвечивающий проблемы в воспитании воинов. Ведь на данный момент высшее командование нашей армии так и не приняло решения о необходимости нахождения в войсках полковых священников (приписанных к ним, а не приходящих только по большим праздникам). А это сейчас очень важно.
Далее, после скромной трапезы, организованной ХОО «Институт поддержки культурно-исторических традиций», в заключительном слове председатель правления этой организации Владимир Иванович Брехунец выразил глубокое чувство благодарности всем, кто смог принять участие в этом святом деле — «Георгиевском марше». Кто нашел в себе решимость отложить свои домашние дела, пожертвовать своим личным временем и отдать дань памяти лучшим воинам Русской Императорской Армии — ее георгиевским кавалерам.
Олег Шакиров (E-mail: plastunchkv@ mail.ru)