ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - ДОБРОЕ ДЕЛО ДВА ВЕКА ЖИВЕТ
Поиск

22364797_vetuhov.jpg(Памяти Василия Ветухова посвяшается)
«Страдание к нуждам себе подобных и благотворительное об них попечение, суть чувства, вдохнутые людям самою природой...»
Г. И. Фролов (журнал МВД, 1844, №5, с. 407, 409)
Первым на этом пути был князь Ярослав. С участием духовенства он учредил в Новгороде сиротское училище для юношей и принял их воспитание на собственное иждивение. Примерно тогда же Преподобный Феодосий, игумен Печерский, учредил в Киеве, близ монастыря, особый дом для увечных и нищих. На содержание дома была выделена церковная десятина. В конце XI в. Ефрем, митрополит Киевский и всея Руси, учредил больницы для неимущих. Инокиня Анна, сестра Владимира Мономаха, открыла приют для девиц, где их обучали грамоте и рукоделиям. (Тогда в католической Европе таких учреждений, насколько нам известно, не было.)
Так начинались у нас первые ростки благотворительности и создание благотворительных учреждений. Официально и на правительственном уровне такие учреждения появились в России много позднее. Первым здесь, как и во многом другом, был Петр Великий. Он, с одной стороны, свирепо преследуя нищих и бродяг, вменил благотворительность в обязанность духовенству.


7 ноября (старый стиль) 1775 года учреждением о Губерниях было положено основание Приказов Общественного Призрения. До этого благотворительные учреждения — богадельни, больницы, сиротские домы существовали разрозненно и как бы сами по себе. После названного указа благотворительные учреждения становятся непременными. В каждой губернии их возглавляет губернатор, два заседателя губернского магистрата и другие чиновники, включая, в случае надобности, предводителя дворянства и городского голову.
Приказ Общественного Призрения имел четкую структуру: народная школа (или школы), сиротские домы, больницы, богадельни, Дома для неизлечимо больных, «Дома для сумасшедших», Работные и Смирительные дома.
На обустройство таких заведений каждый Приказ получил из казны единовременно по 15 т. рублей (по тогдашнему курсу сумма огромная!). Дальнейшее пополнение сумм каждый приказ решал самостоятельно.
С 1802 г. с образованием министерств Приказы отошли к Министерству Внутренних Дел. Журнал Министерства начинает публиковать для ознакомления общественности все необходимые сведения и справочные таблицы, относящиеся к благотворительности в стране. Харькову принадлежит здесь не последнее место в России.
Первое благотворительное учреждение — богадельня появляется в Харькове, насколько об этом известно, в 1793 году. Всего же с 1793 г. по 1915 годы недавно изданный специальный справочник фиксирует 188 благотворительных учреждений.
Без упоминания благотворительных учреждений в 1916-1917 гг. «Харьковский календарь» на 1917 г. После революции статистика о благотворительных организациях отсутствует. В советское время определение «меценат» (о спонсорах и вовсе не слыхивали) было изъято из обихода. Все учреждения и организации по оказанию помощи были государственными. С переходом от социализма к капитализму как грибы после дождя вышли на свет Божий неимущие, нищие, бомжи. Соответственно, появились благотворительные организации и «спонсоры», что отнюдь не равнозначно традиционному «меценату».
К перечню благотворительных организаций до 1917 г. следует прибавить многочисленные и разнообразные одновременные благотворительные акции — балы, танцевальные и музыкальные вечера, даже футбол. Сборы шли на благотворительные нужды (до дней пива тогда еще не додумались). Широкое распространение получили благотворительные «Дни» — «День красного яичка» (в пасхальные дни 1912, 1913, 1914 годов; «Дни цветов» — ромашки белого цветка, розового цветка, незабудки, лилового цветка, колоса ржи; «Дни славянских флагов», «Дни открыток» (изображения сцен войны) и т. д.
Все «Дни» красочно оформлены живыми цветами и их изображениями. Нарядные «барышни» стояли по улицам и площадям города: шел кружечный сбор. Обыватель был щедр. Сборы составляли внушительные суммы. Их расходовали на оборудование санатория для туберкулезных больных, больницы, бесплатные лекарства, помощь потерпевшим от стихийных бедствий (в том числе вне Харькова), а в дни войны на помощь раненым, семьям раненых и убитых. Обо всем этом подробно рассказывали газеты «по следам событий».
У нас нет данных для сопоставления с другими городами, но приведенные факты убедительно говорят о достаточном уровне разнообразных форм благотворительности в Харькове до 1917 г.
Поучиться бы этому нынешним «благодетелям» и «богодеятелям»... Выделим еще одно принципиальное различие благотворительности «тогда» и «теперь». Благотворительность «тогда» охватывала всех нуждающихся не скопом, но по группам: социальным — дворяне, мещане; профессиональным — например, приказчики, пекари; учащиеся — училищ, гимназий (по гимназиям), студенты (по вузам); престарелые, мужчины — женщины. Охватывались все стороны жизни — материальная, культурная, духовнуая.
Такая форма благотворительности вела к размежеванию людей, но вместе с тем помогала лучше понять и более правильно подходить к нуждам отдельного человека. Также раздельно, по меньшей мере внешне, действовали многочисленные благотворительные учреждения — православные, мусульманские, караимские, иудейские. С 70-ых годов 19 века в Харькове появляются благотворительные учреждения для иноземцев — немецкое, швейцарское, бельгийское.
Все благотворительные общества действовали открыто. Опубликованы их уставы. «Харьковский календарь» ежегодно публиковал их отчеты: пожертвования, приход — расход, виды помощи. Призреваемые не были одним лишь иждивенцами. Устав Германского благотворительного общества в Харькове, в частности, предусматривал: «Притискивать нуждающимся занятия, доставлять им рабочий материал для работ и оказывать содействие к их выгодному сбыту».
Меценат, филантроп, благотворитель... Это обозначения одного ряда. Относятся к лицу или группе лиц, материально, духовно или личным участием помогающим другим. Будь то родственникам, соотечественникам, вообще неимущим или малоимущим. В наши дни появилась еще одна категория благодетелей, именуемая на новоязе спонсорами. Но спонсор не меценат, равно как меценат не спонсор.
Побудительные движения к помощи различны.
Одни кладут на алтарь свое кровное — будь то материальное, будь то духовное. Другим, которые трубят о себе, нужен пиар. Но о них говорить не будем.
Великим благодетелем был Меценат, его имя стало даже нарицательным. Он, Гай Цильний (748 гг. до н. э.), был сказочно богат. Не занимал никаких должностей. Никакого труда или ущерба не составляло для него покровительствовать поэтам и подарить Горацию имение.
Братья Третьяковы — купцы. Стало быть, люди не бедные. Делали добрый посев — скупали картины, дарили их Москве. Так родилась знаменитая Третьяковская галерея. П.И. Харитоненко, наш слобожанин — крупнейший сахарозаводчик. Он основал училища, школы, помогал много и многим.
Но ведомы миру и меценаты иного ряда. Напомним только два имени... Агнец Гонджау, известная как мать Тереза (1910-1997 гг.). Она не щадила себя, не нажила палат каменных от трудов праведных. Ее цель — бескорыстная помощь безнадежно больным, бедствующим. Около 600 клиник, 369 приютов в 120 странах. Для получения средств она продала свою медаль лауреата Нобелевской премии и дорогущий автомобиль, подаренный ей Папой Римским. Ее деяния — подвиг, и он включен в историю человечества.
Бескорыстен и харьковский священнослужитель Василий Ветухов. Он не рабовладелец, не купец, не владелец заводов; дворца, имения у него не было. Была квартира на Мордвиновской улице. Он по праву включен в историю Харькова, но, к сожалению, память не увековечена, хотя бы присвоением его имени первой в Харькове и существующей доныне школы для глухонемых детей, которую он основал. Известен его вклад и в строительство и освящение Свято-Пантелеймоновского храма. Об этом есть обширная литература, но менее известны его усилия по поддержке неимущих. В этом отношении заслуживает внимания его письмо в газету «Харьковские ведомости» (17.01.1908 г.). Приводим его с незначительными сокращениями. Оно лучше любых комментариев:
«Есть люди, которые терпят ужасную нужду и не решаются никому поведать о ней. Об этой вопиющей нужде случайно узнал вчера и считаю своим долгом обратиться печатно к сердцу отзывчивых людей. На песках, на Клочковской улице в д. № 84 Неживенковой (владелица дома) проживает семейство отставного военного писаря В.В.Котлярова. Состоящее из жены, требующей операции... при пяти малых детях... Старший мальчик окончил народное училище и будет весьма рад, если кто сжалится и возьмет его в магазин или контору...
В.В. Котляров лежит тяжко и почти безнадежно больной в военном госпитале. Все, после ужасной операции, сбережения потрачены, все... продано и проедено. И лишь одно поразительное терпение и твердая вера в помощь Божию живит эту голодную семью.
Пантелеймоновское попечительство о бедных, истощенное в своих средствах, не может оказать существенную поддержку этому семейству. А потому, свидетельствуя вопиющую нищету семейства Котляровых, позволю себе поведать об этом и усердно прошу добрых людей заглянуть в эту нужду и помочь им в этот критический момент, адресуя свои жертвы Котляровым по вышеуказанному адресу, на мое имя в Харьковскую Николаевскую церковь или на мою квартиру, Мордвиновский переулок, №14".
Протоиерей Василий Ветухов
Отыскать отклик на этот призыв не удалось, но, надо думать, он был замечен — газету читали, имя протоиерея было хорошо известно...
В 1879 г. г. Борель завещал для Богадельни для иногородцев 18 тыс. рублей. И таких примеров, только опубликованных в тогдашних изданиях — газетах и «Харьковском календаре» (издаваемой ежегодно) немало.
Любить человечество абстрактно и в целом легко, но полюбить нуждающегося дано не каждому. И не тарелкой бесплатного супа, но личным участием...

 

Семен Авербух

Архив газеты "Тайны века", Харьков, 2006