ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - ЗАПОВЕДЬ БЛАЖЕНСТВА
Поиск

Prepodobnyi-Nil-Sinaiskii.jpgБедность материальная, взятая сама по себе, является — как и богатство — скорее препятствием, чем пособием на пути к Царству Небесному.
Причем, можно думать, препятствием более серьезным в сравнении с материальным достатком, поскольку богатство становится таковым лишь в случае неправомысленного им распоряжения, нищета же материальная, как пишет преподобный Нил Синаит, дает гораздо больше возможностей для всякого рода обманов и злоупотреблений.
И в этой связи не стоит ссылаться даже на заповеди блаженств: Христос, как указывают отцы-аскеты, «ублажает нищих духом, которые нищенствуют духом века сего, ничего от него не стяжав, но богатеют постепенно духом истины» (прп. Макарий Египетский).


Поэтому истинная нищета, нищета, которая делает человека «неразлучным с Богом» и «вечных и нетленных благих наследниками нас творит», — это, прежде всего, та нищета, которая «побеждает страсть», которая взята на себя добровольно, по воздержанию и свободному движению произволения (об этом говорят многие аскеты, начиная с Антония Великого).
Кроме того, эта нищета далеко не всегда связана с абсолютным физическим отсутствием материальных благ. Богатство души, постигаемое в нищете материальной, — это состояние отсутствия потребности, нужды в материальном даже при его физическом наличии (прп. Нил Синаит).
Следующее обстоятельство, придающее нищете качество добродетели, — это несение ее со смирением и благодарением, причем не только к Богу, всё устраивающему к спасению человека и знающему, как «чрез нищету крайнюю обогащати» Своих рабов (прп. Симеон Новый Богослов), но и к тому, кто, «промышляя о нищих», помогает своим милосердием переносить тягостные материальные обстоятельства физической нищеты (прп. Петр Дамаскин).
Но главное — это несение нищеты не ради нее самой, как самоценности, но понимание инструментального ее характера (прп. Иоанн Кассиан Римлянин). Только тот, кто «ради Христа» верою вменяет нищету в богатство, может понять и верно использовать всю ее мнимость и достоин получения обетования и будущего Царства.
Поэтому отцам представляется похвальной «средняя нестяжательность, сообразная с временем и нуждами тела» (прп. Нил Синаит).

 

Архив газеты "Тайны века", Харьков, 2006